Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иудаизм. Зачатки иудаистской религии поя­вились во II тысячелетии до н.э



Зачатки иудаистской религии поя­вились во II тысячелетии до н.э. среди евреев семитских племен, прожи­вавших на территории Палестины. Завоевав Палестину (Ханаан) и жесто­ко расправившись с ее коренным населением, др. евреи осели в этой стране, перешли к земледелию и создали здесь гос-во.

К осн._д огматам - вера в единого Бога Яхве, приход мессии, бессмертие души и сущ. загробного царства, «богоизбранность» еврейского народа, признание свящ. книг непогрешимыми. С момента возникновения И. был объявлен религией народа, заключившего союз с Богом Яхве.

Особое место в иудейско-израильском полит. пантеоне за­нимал Бог Яхве (варианты имени: Яху, Яго). («сущий») избегали произносить: назвать Бога по др. представлениям означало позвать его, лицезрение Бога, ведет к гибели. Вместо имени Яхве говорили и читали: «Господь мой» («Адонай»). Когда в сер. I тыс. н.э. хранители иудейской ветхоза­ветной традиции изобрели спец. знаки для обозначения гласных звуков, к согласным имени Яхве присоединились гласные от слова «Адонай». В результате получилось слово «Йехова» (в традиц. на­писании - «Иегова»). Однако имя Яхве (Яху, Яго) продолжает сущ. в таких собственных именах, как Йехосеф (т.е. Иосиф - «Яхве да прибавит!»), Элийаху (Илья - «мой Бог - Яхве»), Йехоханан (Ио­анн, Иван - «Яхве да будет милостив!») и т.п.

Уже в сказании об изгнании человека (Адама) из сада в Эдеме Яхве-бог фигурирует не только как гл. действующее лицо, но и как один из богов, опасающийся, что человек приобретает Божественную сущ­ность. Т. О., Яхве-бог есть устроитель земли, громовержец, пода­тель благостного дождя, а с ним и всеобщего благополучия.

Вера в единого Бога возникает у евреев гораздо позднее. Яхве стано­вится «общенародным» Богом лишь в иудейском рабовладельческом го­с-ве периода царств. С уничтожением родовой ор­ганизации неизбежно исчезают племенные божества. На Яхве переносят атрибуты прочих богов. Он становится подателем урожая, наставником в ремесле, защитником на войне. Прочие боги превращаются в его служителей. Борьба за признание его единым Богом евреев длилась долго.

Гл. роль в распространении монотеистических взглядов среди др. евреев сыграло жречество, сконцентрированное вокруг Иеруса­лимского храма. Жрецы этого храма были подчинены царю. Их богатства росли благодаря пожертвованиям и приношениям. Со временем жрецы стали стремиться подчинить своему влиянию царей Иудеи, с помощью которых они хотели уничтожить все др. святилища, объединить всех сынов Израиля единым культом Яхве.

Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудейской религии. Служители иудаизма требуют от приверженцев слепой, без­отчетной веры в Бога, что явл-ся и условием личного спасения в загробном мире.

Составной частью иудейского вероучения о Боге Яхве является догмат о приходе мессии. Мессия - это спаситель, кот. придет, чтобы свер­шить суд, воздать людям по их заслугам. Представления о его предвестниках - помазанниках Божьих, 10. Из них роль первосвященни­ка, который «совершит помазание мессии», воскресит мертвых и «откроет храмовую утварь времен мессии», отводится мистическому Илье-про­року. Вначале под мессией подразумевали реального царя-освободителя, а позже - мистического посланника Бога, который должен обновить мир, утвердить равенство и всеобщую справедливость.

Нач-й период иудаизма – п. его возникновения и становле­ния – назыв. библейским. Еврейские жрецы утверждали, что Яхве открылся «богоизбранному народу» через Завет, передал еврейско­му народу Свящ. писание, кот. евреи должны беречь. Этот Завет, -. Или Танах, включает Тору (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания) =создавались с XIII по II вв. до н.э. В них изложены религиозные, космологические воззрения иудеев, их этические и правовые нормы, обществ. представления.

2-й период - талмудического. В годы римского владычества из Палестины началась широкая эмиграция евреев. В 70 г. н. э. римские легионы разрушили Иерусалимский храм и Иудейское гос-во перестало сущ. Еврейские поселения-диаспоры нахо­дились в разных странах. Лишенные храма, еврейские общины стали со­бираться для отправления культа в синагогах. Здесь читали Тору. Расширенное устное толкование библейских законоположе­ний, возникшее в разгар борьбы м/у религиозно-полит. груп­пировками др. евреев, впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н. э. - Мишны (повторение закона).

Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных в шесть разделов.

I раздел - Зераим (Посевы) - 11 трактатов, рассматри­вающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение г.о. к земледелию.


II раздел - Моэд (Праздники) - 12 трактатов и регламенти­рует поведение иудеев в дни религиозных праздников.

IIIраздел - Нашим (Жены) - 7 трактатов, излагающих зако­ны, посвящ. браку и семье.

ГУ раздел - Незикин (Повреждения) - 10 трактатов, посвя­щ. вопросам гражд. и уголовного права.

V раздел - Кодашим (Святыни) - посвящен вопросу о жертвоприно­шениях 11 трактатов.

VI раздел - Тогорот (Очищения) - вопросы об очищении 12 трактатов.

Мишна вскоре сама стала предметом толкований, которыми занялись амораи (разъяснители). Собрание толкований Мишны называется Гемарой.

Мишна и Гемара составляют Талмуд. К талмудической литературе от­носятся Мидраши, составленные в сред. века. Явл. религиозн. сборниками, комментирующими стихи ветхозаветных книг.

Как и Ветхий Завет, Талмуд считается в иудаизме осн. богослов­ским источником. содержатся законы уголовного хар-ра, нрав­ственные нормы, толкования канонических правил, практические советы в семейной и личной жизни. Гл. идея Т. - предопределение.

Культ иудаизма составляет совокупность действий, направл. на умилостивление Бога Яхве и исполнение его повелений. Важную роль играют обряды и праздники.

Наиболее распространенным обрядом - молитва. с ее помощью можно совершать любое чудо. Еврейское право предпочита­ет совместную молитву индивидуальной. Законоучители считают, что вместе евреи будут молиться за благо всей общины, а индивидуально -лишь за личное благо, часто даже за счет другого.

Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять все религиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке развешивать мезузу и но­сить цицит.

Мезуза - кусок пергамента, на кот. написаны стихи из Второзако­ния (6; 4-9; 11; 13-21). свернутый в свиток, по­мещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, уберечь их от нежелательного воздействия злобных духов.

Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбакан-фота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому верующим под верхнюю одежду. «оберегает от вся­кого зла».

К магич. обрядам относятся капорес, лулав и ташлих. Обряд капорес совершается в ночь накануне Суд­ного дня. мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву. Птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе Судного дня.

Др. обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (сукког). По религиозным предписаниям верующий иудей должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и сотрясать ими воздух, служит магическим средством для вызова ветра и дождя.

обряд ташлих. В день иудейского Нового года (Рош Гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бро­сают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.

Обрядовость коснулась и употребляемой пищи. - можно питаться мясом жвачных животных, до­машних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). обряд, запрещающий одновременно употреблять мясную и молочную пищу. и свинину. Свинья считается табуированным животным и у ассирийцев, египтян и вавилонян.

Важное значение придается в И. обряду обрезания; иудейские клерикалы не перестают проповедовать идею о религиозной исключи­тельности еврейского народа ввиду того, что он исполняет «великий за­вет» Яхве об обрезании крайней плоти. Однако культ обрезания детей мужского пола не является только еврейским. Обряд этот особенно широ­ко распространен среди других семитских народов.

Особенность иудейских праздников - отмечают­ся по лунному календарю.

Первое место занимает Пасха (Песах). Зарождение этого праздника относится к тем временам, когда евреи были кочевниками и занимались скотоводством. Об этом сохранились сведения в Библии. Когда евр. племена начали заниматься земледелием, праздник умилостивления превратился в праздник начала уборки хлеба (праздник маццот-опресноков). Здесь совершался магический обряд угощения бо­гов-покровителей плодами нового урожая.

Другим - праздник жатвы. Он справля­ется на пятидесятый день после второго дня Пасхи и потому носит назва­ние Пятидесятницы. Далее следует осенний земледельческий праздник суккот, посвященный сбору плодов в конце года. Важное место занимает Судный день с предшествующим ему днем Нового года (Рош Гашана), - в нач. сентября.

Иудаизм как религия не является чем-то единым, цельным. На протя­жении всей истории существования этого религиозного учения возникали расколы, велась борьба м/у разл. его течениями.

В настоящее время в иудаизме сохранились секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. в среде ремес­ленников и земледельцев. Хасидизм в XVIII в. в пер. выступ­ления народных масс против светских и дух. феодалов.

Хасидизм завоевал популярность своими идеями освобождения от раввината и находящегося в руках богатых кагала (собрания общин, вы­полнявшего экон., юридич. и др. властные функции). Но избавления от соц. антагонизмов хасидизм искал в идее инди­видуального религиозно-нравственного совершенствования. Модернизи­рованные хасидистские идеи оказывают существенное влияние на совре­м. иудейскую теологию.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...