Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
- это вера в сущ. духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевл-х предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверх-о могущества. Зачатки аним-х представлений возникли в глуб. древности, до появления тотемизма, формирования родовых отношений, т.е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религ-го хар-ра А. сфор-ся позже тотемизма.
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутр. потребности данной родовой группы, аним-е представления имели более широкий и всеобщий характер. Это естественно, так как первоб. лю ди обожествляли и одухотворяли не только явления и. силы_природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от кот. зависело их сущ-е, но и отдельные детали рельеф а (горы и реки, х олмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, кот-х следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.. ко всем этим явлениям природы, следовало относиться с вниманием, т.е. совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии, приносить жертвы.
Т. О., аним-е и тотем-е верования и обряды сливались в практике первобытного сообщества в единый нерасчлененный комплекс, в рамках кот-о находили свое отражение суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы за сущ-е.
Магия
(от греч. mageia - чародейство, колдовство, волшебство) есть вера в сущ. сверх-х средств воздействия на природу. Это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на природные силы для получения матер-х результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом как способ реализации воображаемых человеком связей с миром духов, предметов, тотемов.
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами занимались отдельные люди - колдуны и шаманы, среди кот. в глубокой древности, преобладали женщины. Имели истеричный тип хар-ра, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды соплеменников, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством опред-х ритуальных действий шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками под звуки бубна, барабана и колокольчика доводил себя до экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза обычно доходили и следившие за действиями шамана зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман впадал в транс, ничего не видел, не слышал. -происходит его контакт с миром духов.
По целевому назначению - белую и черную магию. Белая магия совершалась с помощью божеств. сил в благородных целях: приносить людям добро, помогать им в горе, беде, избавлять от болезней. Черная магия (вредоносной, злой) совершалась под покровительством «нечистой силы», дьявола и приносила опред. человеку или группе людей несчастье, смерть и т. п. Различают - военную магию (особые пляски и заклинания), любовную («привораживание» или «отвораживание»), лечебную (изгнание «злых духов» из больного, применение снадобий, заклинаний, заговоров, молитв), скотоводческую, земледельческую, производственную и др.
Магия оказалась чрезвычайно живучей. Ее элементы сохранились во всех соврем. религиях, проявляясь г. о. в обрядах и культах. =, священник в ходе богослужения осеняет верующих крестом - дает «Божье благословение», якобы обеспечивает верующим благополучие, одновременно избавляет их от беды и несчастий. При совершении обряда крещения священник дует на ребенка, что означает изгнание из него «злых духов».
По мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от складывающихся обстоятельств, окутанных магией сверх-го. А это вело к тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали восприниматься людьми в качестве носителей магической силы.
6.Фетишизм.
Возник первобытный Ф. (от фр. fetichisme - идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть кот. сводится к приписыванию отдельным предметам магич-ой силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, трупа, обряд очищения после похорон и т. п.), так и полезном.
Ф. проявился в наделении сверх-й магич-й силой опред-х предметов, что вело к появлению идолов. Идолы и амулеты представлялись верующим носителями частицы того сверх-го могущества, кот. приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны и шаманы, используя приемы контактной, или имитативной (воздействие на подобие объекта), магии.
Ф яв. завершающей стадией процесса форм-я ранних религиозных представлений первобытного человека. Анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом родства с опред-м видом животных или растений означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о сущ. наряду с миром реал-х вещей мира иллюзорного, сверх-го. Причем в последнем первобытный человек видел ту же бесспорную реальность сверх-го, что и в объективном мире. Ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный человек возлагал на потусторонние силы сверх-го мира. Для общения с этим миром, для привлечения его сил на свою сторону первобытные люди прибегали к помощи магии, опора на кот. сильно укрепила в их сознании сектор пралогического (магического) мышления. И наконец, появление фетишей показало, что магич. силу человек не только наделял свойством перемещаться во времени и пространстве, но и допускал ее присутствие в предметах реального мира.
Т.о., в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался четкий, стройный и обширный комплекс ранних религ-х представлений. -стали со временем естественными, в их русле тысячи лет протекала вся дух. жизнь общества, по крайней мере, до эпохи неолита, а для более отсталых народов в отдельных случаях - вплоть до наших дней. Ранние формы религ. верований не выступали в чистом виде, не возникали последовательно одна за другой через опред-е промежутки времени. Они были взаимосвязаны, дополняли друг друга. Их общей чертой -вера в сверх-е.
С возникновением неравенства м/у людьми в результате эксплуатации человека человеком религия стала играть более значит-ю роль в жизни общества. Выделилась каста жрецов - особой привилег-й прослойки в сфере служителей культа. Религия стала использоваться в интересах высшего сословия. Духи разделились на высших и низших, господствующих и подчиненных. Возникнув как религиозная организация, церковь начала сооружать храмы, приобретать огромные наделы земли, устраивать пышные богослужения, вести борьбу с «вероотступниками», т.е. сама превратилась в эксплуататора, крупного частного собственника и открытого, прямого защитника господствующих сословий.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!