Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Даосизм. Д. возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде са­мост



Д. возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде са­мост. философской доктрины. По преданию, основатель школы Д. - Лао-цзы жил в VI в. до н.э. и был старшим современником Конфуция. Легенды - (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком, откуда и имя его - Лао-цзы — «старый ребенок»). Часть «цзы» означает одновременно и понятие «философ», = «старый фило­соф».

Гл. идеи учения содержатся в трактате «Дао-дэ-цзин» (IV—III вв. до н.э.). В центре доктри­ны - учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господ­ствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Дао - это нечто невидимое и неслышимое, недоступ­ное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесфор­менное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию - дэ (истечение, излу­чение), и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Расцвет религии даосов (VII—X вв.) знаменует собой высшую точку идеологической борьбы в Китае. В даосской школе начинают преобладать мистические те­чения, а ее мудрецы сосредоточиваются на поисках личного бессмертия.

Тело человека являет собой микрокосмос, кот-й можно уподобить Вселенной. Подобно тому, как Вселенная функционирует в ходе взаимо­действия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды, планеты и т. п., орга­низм человека - это тоже скопление духов и божеств. сил, результат взаимодействия муж. и жен. начал. Стремящийся к достиже­нию бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад (их 36 тыс.) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Еще лучше – спец. средствами уси­лить позиции монад, дабы они стали преобладающими элементами тела, вследствие чего оно (тело) дематериализуется и человек становится бес­смертным.

Предлагалось ограничение в еде - путь, изведанный ин­дийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертие должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом - вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не переносят запаха крови и др. резких запахов), затем - от овощей и зерн а, кот. все же укрепляют материальное нача­ло в организме. Постепенно увеличивая перерывы м/у приемами пи­щи, обходиться немногим: легким фрукто­вым суфле, корицы, ревеня и т. п. Спец. снадобья готовились строго по рецептам, ибо их состав оп­ределялся и магической силой ингредиентов. Научиться утолять голод с помощью собств. слюны.

Физич. и дыхат. упражнения: от невинных движений и поз (позы ти­гра, оленя, аиста, черепахи) до инструкций по общению м/у полами. В комплексы этих упр. входило постукивание зубами, потирание висков, взъерошивание волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его. -проявляется влияние гимна­стик йогов.

На подготовку к бессмертию должно уходить фактически вся жизнь. Причем все это лишь прелюдия к завершающему акту — слиянию дематериализованного организма человека с великим Дао. Эта подготовка к бессмертию являлся доступной лишь немногим. Сам акт перевоплощения являлся священным и та­инственным, что никто не мог его зафиксировать. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, демате­риализовался, вознесся на небо, стал бессмертным.

В поисках бессмертия даосы обращались к астрологии. видели в астрологии возможность для гаданий и предсказаний. Без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начина­лась с обмена гороскопами, - с направления гороскопа невесты в дом жениха.

Одной из популярных оккультных наук у даосов была геомантия (фэншуй). Связав воедино небесные явления, звезды, планеты, знаки зо­диака, страны света, космические силы и символы (небо, земля, инь, ян и т.п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия м/у всеми этими силами и земным рельефом. Дао­сы,, признавали культы, восходящие к гос. рели­гии чжоу (культ неба, земли, пяти священных гор, рек, местности и до­машнего очага) и к религиозным верованиям «верхнего пласта» Юж. Китая периода Чжань-го и Хань (например, культ Си ван-му).

Многое сделали для кит. медицины. Опираясь на практи­ч. опыт знахарей-шаманов, выработали свои магические приемы врачевания. Познакомились с анатомией и функциями человеч. организма. Все болезни наказанием за грехи, =«очищаться» с помощью даосского мага.

Даосы сотрудничали с буддистами. Помогая Б. укре­питься на кит-й почве, снабжая его своими понятиями и знаниями, Д. сам обогащался за счет индо-буддийской культуры и заимствовал из нее идеи об аде и рае, институт монашества, практику йогов и т.п.

Д. легко удовлетво­рял разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с основоположниками религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда) входили мн. божества и герои, вплоть, до случайно проявивших себя после смерти людей (явились, например, кому-либо во сне и т. п.).

Даосы никогда не пытались учесть всех божеств, духов и героев, но особо выделяли лишь нескольких важнейших. = леген­дарный древнекит. император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, божества-категории типа Тайчу («вел-е начало») или Тайцзи («вел-й предел»). В честь божеств и вел-х героев создавались многочисл-е храмы, где ставились соответствующие идолы и собира­лись подношения. Такие храмы, в том числе и в честь местных богов и духов, патронов-покровителей, всегда обслуживались даосскими монаха­ми, обычно выполняющими еще и функции магов, гадателей, предсказа­телей, врачевателей.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...