Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 7 страница



Рис. 45. Схема расположения культур позднего бронзового века торые исследователи трактуют абашевцев как культурно-историческую общность.

Считают, что абашевцы пришли с юга-востока. В Казанское Поволжье их могло привести, например, стремление овладеть источниками меди, столь необходимой и ценной в те времена. Абашевский металл, как и фатьяновский, поволжского происхождения.

Абашевская культура изучена в основном по курганам; поселения исследованы пока недостаточно, а в средневолжской группе они до сих пор неизвестны. Под насыпью абашевского кургана обычно расположено несколько могил. Покойников клали на спину с подогнутыми ногами. Инвентарь составляет керамика или круглодонная, или с плоским дном, напоминающая перевернутый колокол. Орнамент сосудов геометрический. Курганы бедны металлом, хотя встречаются медные и серебряные украшения, образующие целые наборы.

В одном из курганов, где захоронено 28 человек, вероятно изрубленных врагом, выделялось погребение мужчины, при нем находились литейная форма проушного топора, тигель и каменная наковаленка. Эта находка — несомненное свидетельство существования местной металлургии. Крупные вещи — топоры, долота, кинжалы, копья известны по кладам. Встречались и бронзовые серпы, существовавшие наряду со вкладышевыми.

В хозяйстве преобладало скотоводство, подтверждаемое многочисленными находками костей домашних животных. Земледелие играло второстепенную роль. Социальный строй — патриархат.

На берегу Галичского озера на территории стоянки бронзового века, имеющей неолитический облик, найден клад вещей, который связывают с абашевской культурой. В Галичском кладе найдены бронзовые статуэтки мужчин. Одна из них изображает солнечное божество — его голова окружена лучами, другая — лунное божество: на его голове три полумесяца. С этими статуэтками найдены бронзовые фигурки ящериц, вислообушный топор, кинжал, ножи, браслеты. Вероятно это вещи употреблялись при религиозных обрядах и принадлежали родовому коллективу.

Сейминско-турбинская культура (вторая четверть II тысячелетия до н. э.) названа по могильнику у ст. Сейма близ Горького и удаленному от него на 1500 км крупнейшему могильнику этой культуры, находившемуся в черте современной Перми. К памятникам этого типа относят могильник Ростовка (в черте Омска). Вокруг этих памятников не утихают споры, главным образом о том, можно ли их объединять в одну культуру. Многие предлагают назвать культуру сейминско-самусьской, придавая, таким образом, ведущее значение древности со стоянки Самусь на реке Томи. При этом включают в сейминско-самусьский «пласт» культур кротовскую, самусьскую, окуневскую — сибирские культуры со сходными бронзовыми предметами, но различающиеся по керамике и по хозяйственной направленности.

Поселения сейминско-турбинской культуры до сих пор не открыты. Могильников немного, они не имеют насыпей, погребения сопровождаются богатым инвентарем из камня и высококачественной бронзы. Постоянное повторение в инвентарях предметов вооружения свидетельствует о воинском характере погребений. Представлено оружие трех основных категорий. Характерны кинжалы с фигурными рукоятями, на которых встречаются, например, художественные изображения лошади или головы лося. По мнению зоологов, изображенная порода лошадей могла водиться только в области Западного и Южного Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Аналогичный вывод сделан при изучении изображений архаров на ноже из Турбина; археологи делают вывод об алтайском происхождении этого ножа.

Топоры представлены шестигранными кельтами, есть небольшое количество чеканов, а также вислообушных топоров. Копья имеют вильчатый стержень втулки и совпадают с найденными в Бородинском кладе. Одно копье из Турбина сделано из серебра. На ноже из Ростовки изображен лыжник, едуший, держась за вожжи, за лошадью. Считают, что сейминско-турбинские племена были коневодческими. Лошадь использовалась не только в качестве тяглового, но и верхового животного.

Каменный инвентарь многочислен. Он представлен кремневыми стрелами, вкладышами, скребками, а также бусами из нефрита и горного хрусталя.

Металлургия сейминско-турбинских племен высокоразвитая, наиболее близка она к алтайской. Параллели кремневому и нефритовому инвентарю также достигают района Саян и Алтая. Но источники металла на сейминско-турбинских памятниках восточнее и западнее Урала различные. В восточных памятниках использовались алтайские бронзы, в западных — уральские. Из уральского серебра сделаны серебряные копья Турбина и Бородинского клада. Связь сейминско-турбинских и бородинских древностей несомненна. С Урала происходит и золото, из которого сделаны немногочисленные сейминско-турбинские перстни.

В мастерской на стоянке Самусь найдено четыре литейные формы для кельтов и три — для копий сейминско-турбинского вида. При исследовании этих предметов установлено, что самусьские типы более поздние. Они как бы продолжают линию развития сейминско-турбинской индустрии.

Несомненны связи сейминско-турбинской культуры с племенами абашевской культурно-исторической общности, отражающиеся в общности металла и, насколько можно судить, в формах немногочисленной керамики. Следует также отметить, что в сейминскотурбинских могильниках выделяются несколько абашевских погребений: очевидно, абашевцам было разрешено хоронить своих мертвых на этих кладбищах, чего не разрешалось другим племенам.

Центром происхождения сейминско-турбинских племен называют Саяны и Алтай, откуда они стремительно несколькими группами двинулись на запад. За сравнительно короткий срок был пройден путь в 4000 км, чему, как думают, способствовало использование коня как верхового животного. Продвижение было вооруженным, местное население относилось к пришельцам как к ненавистным врагам: в Ростовке прослежены перекопанные могилы сейминцев-турбинцев. Инвентарь был не тронут, но верхняя часть скелетов переломана, чтобы заклятый враг не смог после смерти причинить никакого вреда. Только с абашевскими племенами у сейминцев, как сказано выше, сложились добрососедские, может быть, даже союзнические отношения.

Преодолев Уральские горы, сейминско-турбинские племена вторглись в среду местных племен, но просуществовали недолго: период их активности укладывается в одно-два столетия. Видимо, пришельцы были немногочисленными. Часть воинов, вероятно, погибла в боях, остальная часть была ассимилирована. Уже вскоре после их исчезновения по всей Северной Евразии начинается отливка копий, кельтов, чеканов и других вещей сейминско-турбинских типов. На востоке ареала появляются изогнутые ножи-кинжалы с фигурными навершиями. Сходные формы оружия распространяются до Китая.

За три тысячелетия, приходящихся на время господства меди и бронзы, человечество прошло огромный путь прогресса. Появление бронзы обусловило новый уклад жизни, утвердившийся во второй половине III — начале II тысячелетия до н. э. Широко распространяются орудия труда и оружие из искусственных сплавов. Новые орудия дали мощный импульс развитию хозяйства племен бронзового века. Осваиваются неудобные при прежней технике обработки земли участки, в ряде мест происходит переход к переложной системе земледелия. С помощью скотоводства интенсивно осваиваются степи, постепенно развиваются его полукочевая и кочевая формы. Скотоводство проникает на Крайний Север, где разводят оленей и собак.

Увеличивается подвижность населения, неизмеримо возрастает протяженность путей обмена, несомненна и его экономическая целесообразность, не сдерживаемая этническими связями. Обмен, особенно металлом, обретает огромный размах: кавказские бронзы доходят до областей позднего Триполья, алтайские — до Камы и Волги. В местах добычи руд возникают специализированные поселения общинных ремесленников.

Улучшение условий жизни привело к быстрому росту населения. В производство включались новые и новые массы людей, что ускоряло социально-экономическое развитие общества. Внутри родовой общины происходит процесс вычленения малых семей, дома для больших коллективов сменяются малыми. Усложняется социальная структура общества, выделяется племенная верхушка, существование которой отмечено богатыми и пышными погребениями, совершенными по особому обряду. Начиная с древнеямных курганов, покойников в степях часто сопровождают повозки, иногда сопоставляемые с древневосточными колесницами.

Внутри племен и между ними возникает имущественное неравенство. Богатство соседей, стремление расширить свою территорию, а, значит, пастбища, приводят к все учащающимся межродовым столкновениям. Происходит массовое строительство укреплений вокруг поселков.

С появлением классов рабов и рабовладельцев в ряде стран возникает аппарат господства угнетателей над угнетенными — государство. На территории СССР к порогу классообразования еще в бронзовом веке подошли общества юга Средней Азии и Закавказья.

Но прогресс был быстрым не на всех территориях. Действовали различные закономерности, тормозившие развитие производительных сил и связанных с этим процессов. Такими тормозящими факторами были, в частности, господствовавшие на некоторых территориях потребляющие формы хозяйства и отсутствие меднорудных запасов. Эти причины действовали на большей части территории нашей страны. Значительная нивелировка этих факторов произошла с открытием железа

  1. Крым в эпоху бронзы

Эпоха ранней бронзы охватывает период с III тыс. – до II тыс. до н.э. и характеризуется изобретением бронзы – сплава меди с другими металлами. Бронзовые орудия труда менее прочные, однако менее трудоемки в изготовлении, чем каменные, высоко ценятся и на ранних этапах встречаются довольно редко.
В эпоху бронзы степной Крым входит в обширный ареал кочевий пастушеских племен индоарийской языковой группы. Полукочевое скотоводство становится основной формой ведения хозяйства. В состав стада входят бык, овца, коза, конь. Подвижный образ жизни пастушеских племен обеспечивался изобретением колесного транспорта – возами на деревянных колесах с запряженными в них быками. Наряду со скотоводством развиваются земледелие и ремесла такие как: металлургия, гончарное и ткачество. Значительным подспорьем в хозяйстве остаются охота и рыболовство. Социальным ядром родоплеменного общества становится большая патриархальная семья. Расселяясь, племена закрепляют за собой освоенные территории, сооружая курганы – усыпальницы соплеменников.
Ранний бронзовый век на полуострове представлен ямной и кеми-обинской культурно-археологическими общностями.
Погребения ямной культуры – наиболее древняя и многочисленная группа курганных захоронений полуострова. Название культуре дали захоронения в прямоугольных ямах с деревянными или каменными перекрытиями. Погребальный инвентарь представлен остродонными сосудами, костями крупного и мелкого рогатого скота, изделиями из кости, подвесками и ожерельями из зубов животных, кремневыми наконечниками стрел. Посуда в погребениях носит ритуальный характер, отличается качественным исполнением и меньшими размерами. В религиозной жизни племен ямной культуры главное место отводилось культам почитания солнца – живого огня и луны, а так же коня и быка, как воплощениям этих светил.
Для кеми-обинской археологической культуры, название которой происходит от кургана Кеми-Оба, характерны одиночные, реже коллективные подкурганные захоронения в каменных и деревянных ящиках, изнутри которые были орнаментированы минеральными красками. Многие кеми-обинские курганы окружены кромлеха-ми – специальными каменными кладками, или небольшими ровиками и валиками из суглинка. Племена кеми-обинской культуры предпочитали селиться в плодородных долинах предгорного Крыма. Основу их хозяйствования составляло земледелие, скотоводство носило подсобный характер. Отличительной чертой их культуры являлся высокий уровень в технологии обработки камня. Ярким примером подобного искусства могут служить богато гравированные антропоморфные стелы, которые вытесывались из монолитных плит и использовались в качестве идолов в распространенном культе почитания предков.

46. Погребения эпохи бронзы





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...