Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 5 страница



Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.

Менгиры4 — отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга — это уже кромлех.

  1. Энеолит. Общая характеристика

Энеолит — это особый период в древнейшей истории человечества, который, как правило, учёные чаще всего относят к периоду раннего металла. Энеолит знаменует конец эпохи каменного века, в котором, как известно, древние люди на протяжении значительного времени использовали камень как основной материал для производства орудий труда. Само название «энеолит» происходит от смешанного латинско-греческого слова и дословно переводится на русский язык как «меднокаменный» (от латинского «энеус», обозначающий медный и от греческого «лито» — каменный).

Термин энеолит удачно подчеркивает тот факт, что наравне с использованием человеком металла для изготовления из него орудий труда, ещё долгое время используется и кремень. Известен ещё тот факт, что даже в бронзовом веке человечество не спешит отказываться от такого прочного материала, как камень и продолжает из него изготавливать различные орудия труда.

Однако, постепенно тенденция производственных отношений сводилась к исчезновению техники обработки камня, и, как следствие, самих изделий, которые были изготовлены с её помощью. Зона, где преобладали культуры эпохи энеолита, охватывала огромную территорию, которая охватывала, как и Евразийский континент, так и Африку.

С энеолитом связано большое количество открытий и нововведений. Человечество овладело первого металла - медь и золото. Первая медь была самородная, орудия из нее кованые. Но скоро люди научились плавить этот металл из руды. Возникают рудники. Один из них, датируемый IV тысячелетием до н.э., исследованный, например, в урочище Аи-Бунар в Болгарии. Здесь открыты крупные выработки медной руды, обнаружены орудия труда - роговые кирки, медные Топоры, а также керамику. С самородного золота в медном веке изготовляли украшения. Возникает пашенное земледелие с использованием быка в качестве тягловой силы. Доказательством этого является найденная сделанная из глины статуэтка.

В медном веке для подавляющего большинства племен основными занятиями, которые давали средства к существованию, были земледелие и скотоводство. С их развитием человек начал меньше зависеть от капризов природы. Появляется колесо, а затем повозки, в которые запрягали быков. Изображения таких двухколесных повозок есть, например, на плитах Каменной Могилы возле Мелитополя. В курганы ямной культуры обнаружены остатки деревянных арб. Впервые на территории Украины их найдено в кургане Сторожевая Могила вблизи Днепропетровска. Теперь таких находок известно много. Лишь одной Каховской экспедицией в 1973 г. было выявлено 29 колес от телег. В медном веке приручается лошадь. Важную роль в прирученные лошади сыграли племена среднестоговской и ранней ямной культур степной зоны Восточной Европы.

Совершенствуется керамическое производство, появляются гончарные печи, остатки которых обнаружены, в частности, у трипольцев. Распространяется и развивается прядение и ткачество. Входит в практику цилиндрическое сверление каменных пород с помощью полого сверла, применялось чаще всего при изготовлении боевых топоров-молотов.

Однако, какова причина столь стремительного распространение меди как основного материала для изготовления разнообразных предметов? Благодаря своим уникальным свойствам, таким как пластичность, из меди, применив одну лишь холодную ковку, древний человек получил возможность изготавливать разнообразные медные изделия. Практически сразу изобретя новую технологию, при её помощи древние люди стали изготавливать новые, металлические предметы труда. Изготовленные по новой технологии медные орудия были наиболее технологически совершенными, чем аналогичные произведённые из кости или же камня. Благодаря своим уникальным свойствам, такая как плавкость, медь оказалась очень подходящим материалом для изготовления изделий сложной формы, которых из камня нельзя изготовить.

  1. Трипольская культура

Трипольская культура названа по поселению у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.Памятники трипольской культуры занимают довольно обшир­ную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники изве­стны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей куль­турами на Дунае и Балканском полуострове.Трипольских памятников известно около тысячи. Наиболее зна­чительные раскопки проводились на Коломийщине и во Владимировке. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем в 6000 было открыто 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Эти площадки оказались основаниями наземных глино­битных домов, которые делались из обожженной глины и покры­вались двухскатной крыщей. Восстановить устройство помещений помогли также глиняные модели трипольских жилищ, найденные на поселениях. Например, модель из поселения Сущковка около Умани изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа, в углу сделана сводча­тая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу комнаты, на небольшом возвышении показана фигура женщины — хозяйки дома, растирающей зерно на зернотерке. Рядом с ней стояли со­суды. Примерно такой же характер имели модели из Владимировки. Во Владимировке, кроме того, известны дома с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жерт­венниками. Раскопки в Коломийщине и Владимировке позволили полно­стью реконструировать эти поселки. В Коломийщине, например, двумя концентрическими кругами располагались 39 жилищ, а во Владимировке было свыше 200 жилищ, расположенных пятью кру­гами. Жилища были направлены входами в центр круга. Про­странство внутри круга служило загоном для скота. Здесь же име­лись помещения хозяйственного назначения, которые одновременно служили местом родовых собраний. Вероятно, такой поселок до­полнительно укреплялся изгородью. Каждый поселок был местом обитания земледельческой родовой общины. Дома, возможно, при­надлежали отдельным патриархальным семьям.Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельско­хозяйственные орудия труда.Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и метал­лические, отлитые из меди.Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Прове­денный исследователями анализ трипольских металлических изде­лий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной об­ласти.Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются боль­шие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Раз­личные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так назы­ваемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти со­суды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они яв­ляются характерной особенностью культуры земледельческих энео­литических народов, и в частности трипольской культуры. Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство посте­пенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разво­дили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появ­ляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изо­бражений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значи­тельно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, давав­шими мясо, молоко, молочные продукты. Для трипольского ското­водства характерно бесстойловое содержание животных, так назы­ваемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомога­тельную роль, они уступили место производящему способу произ­водства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, напри­мер, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охо­той, чем их соседи на Днепре. У трипольцев сложились своеобразные идеологические пред­ставления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Слож­ный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобыт­ные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превраще­ние зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с кото­рыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изо­бражения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообра­зие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками. Сюжеты земледельческого цикла у трипольцев близки к сюже­там земледельческих племен Индии, к сюжетам религиозных гим­нов Ригведы и к древним крито-микенским культам. С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обна­женной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими боже­ствами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из кото­рой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобраз­ными памятниками культа являются также глиняные крестообраз­ные жертвенники и модели домов. Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения. Но наряду с этим существуют и другие мнения относительно происхождения трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении три­польской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельче­ского хозяйства.В конце III — начале II тысячелетия до н. э. произошли значи­тельные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тыся­челетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекра­щается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным разви­тием скотоводства. Это привело к изменению социальных отноше­ний, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.

  1. Культуры степного энеолита

Племена гумельницкой культуры. На юго-западе Украины, в придунайской части современной территории Измаилщины, в энеолитическое время жи­ли племена гумельпицкой культуры. Культура получила свое название от поселения Гумельпица в Румынии по первым обнаруженным там и иссле­дованным памятника.Гумельницкие земледельческие племена по характе­ру хозяйственной деятельности и бы­ту во многом схожи с раннетрипольскими. Однако их своеобразная культypa отличается от трипольской. Гумельницкие племена проживали на долговременных поселениях, где сооружали как наземные, так и уг­лубленные жилища. Наземные жили­ща при общей схожести с трипольскими отличались от последних неко­торыми конструктивными особенно­стями. Основными отраслями хозяй­ства гумельницких племен были зем­леделие и скотоводство. Для обработ­ки земли яти племена так же, как и трипольцы, использовали рало и бы­ков в качестве тягловой силы. Уро­жай собирали серпами с кремневыми вкладышами. Благоприятный степной ландшафт их территории обусловил преимущественное развитие в хозяй­стве скотоводства. Охота играла мень­шую роль, чем у раннетрипольских племен. Почти одинаковым с раннетрипольским был ассортимент изде­лий из камня, кремня, кости, а также меди. У гумельницких племен высокого уровня достигло изготовление гли­няной посуды. Она характеризует­ся своеобразными формами и орна­ментацией с использованием краски. С культом плодородия связаны схе­матизированные глиняные статуэтки, амулеты, алтари, а также погребения людей непосредственно в пределах жилища или поселений. Раннетрипольские и раннегумельницкие племена были тесно связаны между собой в хозяйственном и куль­турном отношениях. Именно этим в значительной степени объясняется общность их материальной и духов­ной культуры. Гумельницкие племе­на были теми посредниками, через которых трипольское население полу­чало медь как в виде сырья, так и я виде готовой продукции. Оживленные взаимоотношения обусловили заимст­вование трипольскими племенами у гумелъницких некоторых производст­венных и культурных приобретений. Таким образом, гумельницкие племе­на были важным промежуточным зве­ном, связывавшим племена триполь-ской культуры с земледельческо-скотоводческой энеолитической культу­рой Балкан и Восточного Средизем­номорья.

Среднестоговские племена. В середи­не IV тысячелетия до п. э. на совре­менной территории Восточной Украи­ны, в бассейне Северского Донца, по­явились многочисленные племена среднестоговской культуры. Свое на­звание они получили от о. Средний Стог на Днепре возле Запорожья по первым обнаруженным там и иссле­дованным памятникам. Неолитиче­ские племена днепро-донецкой куль­туры, которые в то время проживали на Левобережье, со временем были вытеснены среднестоговскими племе­нами почти со всей территории и за­держались только в пределах Киев­ского Полесья. Овладев степной и южной частью лесостепной полосы Левобережья, Среднестоговские племена в исклю­чительно благоприятных условиях степного ландшафта очень быстро ос­воили табунное коневодство, которое составляло основу их хозяйства. Охо­те и рыболовству отводилась незна­чительная вспомогательная роль. Среднестоговские коневоды применя­ли простые, но совершенно необходи­мые для верховой езды, роговые псалии, ставшие неизменной составной частью конской сбруи — уздечки. Для изготовления орудий труда, ору­жия и предметов быта использова­лись кремень, кость и рог, реже — медь. Характерной категорией изделий являлась керамика. По сравнению с трипольской она более примитивна, несравненно беднее формами и орна­ментацией. Для раннего этапа разви­тия среднестоговской керамики уни­версальной формой был остродонный горшок, применявшийся для разных хозяйственных и бытовых нужд. Если в степях можно было осуще­ствлять летний выпас лошадей, то со­седняя лесостепная полоса была удоб­ной для размещения поселений-зимовок. Передвигаясь с места на место вместе с табунами лошадей, Средне­стоговские племена зимовали на вре­менных поселениях, где сооружались небольшие прямоугольные наземные жилища. Западные периферийные поселения, размещавшиеся па высо­ких, труднодоступных островах или останцах на Днепре, играли роль по­граничных сторожевых пунктов. Основу общинного богатства среднестоговцев составляли многочислен­ные табуны лошадей, хотя они разво­дили также овец и коз. Для защиты от нападения и ограбления Средне­стоговские конники были вооружены копьями и луками. Они являлись для того времени грозной военной силой. Среднестоговские племена поддер­живали контакты с соседними земледельческо-скотоводческими трипольскими племенами. В обмен на лоша­дей, а возможно, и шерсть они полу­чали от трипольцев хлеб, крупный рогатый скот, свиней. Трипольские племена заимствовали у среднестоговцев некоторые технологические приемы керамического производства (в частности, подмешивание в кера­мическую массу толченых ракушек). В свою очередь, среднестоговцы пере­няли от трипольцев глиняную антро­поморфную и зооморфную пластику. Все эти и другие факты хозяйствен­ного и культурного взаимообогащения трипольских и среднестоговских племен свидетельствуют о том, что между ними существовали, по край­ней мере на протяжении определен­ного времени, добрососедские отно­шения. Об идеологических представлениях среднестоговских племен известно мало. У них существовал культ пред­ков, о чем свидетельствуют бескур­ганные одиночные погребения; мерт­вых посылали красной охрой, иногда давили рядом глиняную посуду, а также клали уздечки, от которых со­хранились роговые псалии.

Кеми-обинские племена. В то время, когда степную и лесостепную полосы Левобережья занимали скотоводче­ские племена среднестоговской куль­туры, с Северного Кавказа в Приазо­вье и Нижнее Поднепровье, а также в Крым продвинулись новые племена, культура которых была очень близка к культуре эпеолитических племен Кавказа.

Часть племен, заселивших Приазо­вье и Поднепровье, вступила в кон­такт со среднестоговскими племена­ми. Со временем эти племена частич­но смешались, вследствие чего на ле­вобережном юге Украины сформиро­вались новые племенные образования с культурой смешанного характера. Культура и история этих племен изу­чены благодаря археологическим ис­следованиям нижнего слоя известно­го Михайловского поселения в Ниж­нем Поднепровье.

Группа кавказских племен, которая через Керченский пролив проникла в Крым, оставила после себя ориги­нальные памятники, получившие на­звание кеми-обинских — от кургана Кеми-Оба вблизи г. Белогорска. При определенных различиях в характере культуры крымских и степных энеолитических племен они, однако, оста­вались достаточно близкими друг к другу, что обусловливалось их общим происхождением. Кеми-обинские племена проживали на небольших поселениях, которые нередко размещались на возвышени­ях и на островах рек, в частности Днепра и его притоков. Поселения со­стояли из ряда жилищ земляночного типа с двускатной крышей, которая поддерживалась деревянными столба­ми. Кроме открытых поселений в гор­ной части Крыма известны также небольшие кратковременные стоянки в пещерах и гротах. Значительную роль в хозяйстве кеми-обинских племен играло скотоводство, в частности ов­цеводство. Вполне вероятно, что крат­ковременные стоянки кеми-обинских скотоводов в предгорных и горных районах Крыма связаны с сезонным выпасом здесь отар овец. Кроме ов­цеводства кеми-обинцы занимались коневодством и разведением крупного рогатого скота. Имеются бесспорные данные о том, что в хозяйстве они ис­пользовали лошадь и домашнего быка. Кемн-обинские племена зани­мались и земледелием. Об этом сви­детельствуют находки кремневых вкладышей к серпам. Как и другие эпеолитические пле­мена, кеми-обинцы пользовались раз­нообразными орудиями из кремня, камня, рога и металла. Оригиналь­ными изделиями из кости были так называемые коньки и игральные ко­сти. Вещи из металла (шилья, ножи, топоры, тесла и др.), надо полагать, кавказского происхождения. Кеми-обинскне племена изготовля­ли своеобразную по форме посуду, ко­торая отличалась от посуды других энеолитических племен, проживав­ших на современной территории Ук­раинской ССР, в том числе горшки нескольких типов, а также чаши па невысоком поддоне и на ножках — так называемые курильницы. Глиня­ная кеми-обинская посуда была срав­нительно бедно и однообразно орна­ментирована.

  1. Добыча меди в древности. Изготовление медных и бронзовых орудий

Изготовление медных и бронзовых орудий В IV тысячелетии до н. э. в материальном производстве у многих народов мира произошли значительные изменения. Медь была первым металлом, из которого люди стали делать орудия труда. Освоение способа добычи меди было связано с южными территориями: Передней Азией, Кавказом, т.е. районами, богатыми медью.Сушествуют два споco6a обработки меди: холодный и горячий. Самые первые орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционный способ обработки камня, пы­таясь скалывать отщепы, человек познавал особые свойства этого материала, его способность коваться. Но, наряду с этим, люди также случайно могли познать и другие свойства самородной меди или кусков медной руды — способность плавиться в костре и принимать любую форму. В III тыcячeлeтии до нашей эры в южных районах европей­ской части СССР, богатых полиметаллическими рудами, а во И тысячелетии почти повсеместно человек познал полезные свой­ства нового материала — бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели новый, еще более совершенный по своим каче­ствам материал для изготовления орудий труда. Бронзой называется сплав меди с оловом. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при температуре 700—900°, в то время как температура плавления меди значи­тельно выше—1084°. Это обстоятельство, если учесть, что металл выплавлялся в кострах, имело немаловажное значение для перво­бытных металлургов. Благодаря своим качествам, бронзовые орудия получили более широкое распространение, чем медные. Однако и бронза не могла вытеснить'' каменные орудия. Это объясняется рядом причин и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, рас­пространены на земле далеко не везде. Поэтому, естественно, наи­высшего расцвета в эпоху бронзы достигла культура в богатых рудами районах. Бронзовые изделия, сделанные в таких центрах, распространялись иногда очень далеко в те районы, где не было условий для ее производства.В силу естественных условий возникли отдельные центры бронзолитейного производства. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - Алтай с Минусинской котловиной и Забайкалье.Однако переход к бронзе нельзя рассматривать только как революцию в материальной культуре; распространение бронзы привело к дальнейшим принципиальным изменениям во всем хозяйстве, идеологии и общественных отношениях. В это время сложился обмен в больших масштабах между племенами, владев­шими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими народами.К эпохе бронзы относятся древние выработки, открытые в го­рах Кавказа, на Урале, в Алтае, в Казахстане и Забайкалье. Древние шахты были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Форма и размеры выработок, как правило соответствовали форме рудного тела. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда древним рудокопам встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого скалу сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных сумках или мешках.В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл вы­плавлялся из мелко раздробленной руды. Руда дробилась сначала массивными каменными молотками округлой формы на специаль­ной плите, затем ее растирали в специальных каменных ступах.Выплавка металла происходила, должно быть, в специальных ямах, а позже в примитивных печаx. Яму загружали послойно древесным углем и затем зажигали. По окончании плавки выбирали металл из специального углубления, куда он стекал и застывал в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проков­кой и после этого он шел на изготовление изделий.В эпоху бронзы сложилась технология первобытного литья. Формы для литья выделывались из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины. Иногда их делали и из металла. Формы были различными по устройству, в зависимости от того, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в односторонних формах. Чтобы получить такую форму, на каменной плите вышлифовывали углубление по форме буду­щего предмета и заливали туда расплавленный металл. В таких формах отливали предметы по нескольку раз, смазывая форму жиром. Более сложные и объемные предметы отливались в состав­ных двусторонних и многосторонних формах. Изготовление таких форм было делом сложным. Их тоже делали по готовым предме­там, а чаще всего по моделям, вылепленным из воска, глины или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъем­ных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовали несколько раз, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если брон­зовую вещь отливали способом вытеснения. Для этого делали восковую модель предмета, обмазывали ее глиной, которая, засты­вая, превращалась в форму. Потом внутрь через отверстие зали­вали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки пред­меты дополнительно обрабатывали, их обтачивали и проковували.

  1. Ямная культура

Я́МНАЯ КУЛЬТУ́РА (древнеямная культура), общность археологических культур неолита и ранней бронзы, распространенная на территории от Южного Приуралья до реки Днестр, от Предкавказья до Среднего Поволжья в 3-м — начале2-го тыс. до новой эры. Культура была выделена в 1901 В. А. Городцовым на Северском Донце.

Внутри ямной культуры выделено девять локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Поселения культуры очень редки, в основном изучены временные стоянки скотоводов. На востоке, в древнейшем ареале культуры, не найдено ни одного поселения.

Основой экономики ямников было кочевое и полукочевое скотоводство: преимущественно они разводили овец. Кости других домашних животных археологами не зафиксированы. Земледелие (наряду с отгонным скотоводством) в речных долинах играло второстепенную роль. Основным объединяющим признаком ямной культуры являются погребальные курганы — древнейшие из известных науке. Захоронения производились под курганами, в ямах, в скорченном положении или на спине с подогнутыми ногами. Инвентарь в погребениях отсутствует или очень беден.

Каменные орудия (ножи, скребки различных форм, наконечники стрел и дротиков) ямники делали из отщепов и пластин кремня и кварца. Племена ямной культуры были хорошо знакомы с резьбой по кости, из которой сделано большинство украшений. Часты находки украшений из раковин моллюска. Встречаются медные ножи и повозки.

В развитии ямной культуры выделяют три периода. На первом (раннем) этапе (первая половина — середина третьего тысячелетия до н. э.) были распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на Восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Уже на раннем этапе отдельные группы племен ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

На втором этапе (третья — начало четвертой четверти третьего тысячелетия до н. э.) возникают локальные варианты ямной культуры. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на запад, яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На западе отдельные племена ямников переходят к оседлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скеля Каменоломня на Нижнем Днепре).

На третьем этапе (конец третьего — начало второго тысячелетия до н. э.) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространяются погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колесами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры. Потомки ямников на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на западе они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...