Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 6 страница



  1. Кеми-обинская культура

Кеми-обинские племена. В то время, когда степную и лесостепную полосы Левобережья занимали скотоводче­ские племена среднестоговской куль­туры, с Северного Кавказа в Приазо­вье и Нижнее Поднепровье, а также в Крым продвинулись новые племена, культура которых была очень близка к культуре эпеолитических племен Кавказа.

Часть племен, заселивших Приазо­вье и Поднепровье, вступила в кон­такт со среднестоговскими племена­ми. Со временем эти племена частич­но смешались, вследствие чего на ле­вобережном юге Украины сформиро­вались новые племенные образования с культурой смешанного характера. Культура и история этих племен изу­чены благодаря археологическим ис­следованиям нижнего слоя известно­го Михайловского поселения в Ниж­нем Поднепровье.

Группа кавказских племен, которая через Керченский пролив проникла в Крым, оставила после себя ориги­нальные памятники, получившие на­звание кеми-обинских — от кургана Кеми-Оба вблизи г. Белогорска. При определенных различиях в характере культуры крымских и степных энеолитических племен они, однако, оста­вались достаточно близкими друг к другу, что обусловливалось их общим происхождением. Кеми-обинские племена проживали на небольших поселениях, которые нередко размещались на возвышени­ях и на островах рек, в частности Днепра и его притоков. Поселения со­стояли из ряда жилищ земляночного типа с двускатной крышей, которая поддерживалась деревянными столба­ми. Кроме открытых поселений в гор­ной части Крыма известны также небольшие кратковременные стоянки в пещерах и гротах. Значительную роль в хозяйстве кеми-обинских племен играло скотоводство, в частности ов­цеводство. Вполне вероятно, что крат­ковременные стоянки кеми-обинских скотоводов в предгорных и горных районах Крыма связаны с сезонным выпасом здесь отар овец. Кроме ов­цеводства кеми-обинцы занимались коневодством и разведением крупного рогатого скота. Имеются бесспорные данные о том, что в хозяйстве они ис­пользовали лошадь и домашнего быка. Кемн-обинские племена зани­мались и земледелием. Об этом сви­детельствуют находки кремневых вкладышей к серпам. Как и другие эпеолитические пле­мена, кеми-обинцы пользовались раз­нообразными орудиями из кремня, камня, рога и металла. Оригиналь­ными изделиями из кости были так называемые коньки и игральные ко­сти. Вещи из металла (шилья, ножи, топоры, тесла и др.), надо полагать, кавказского происхождения. Кеми-обинскне племена изготовля­ли своеобразную по форме посуду, ко­торая отличалась от посуды других энеолитических племен, проживав­ших на современной территории Ук­раинской ССР, в том числе горшки нескольких типов, а также чаши па невысоком поддоне и на ножках — так называемые курильницы. Глиня­ная кеми-обинская посуда была срав­нительно бедно и однообразно орна­ментирована.

  1. Культуры раннего бронзового века
  2. Катакомбная культурно-историческая общность

Катако́мбная культу́рно-истори́ческая о́бщность — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Была изначально выделена как культура в 1901—1903 гг. В. А. Городцовым. Позднее исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность». Представлена памятниками раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.), донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.), харьковско-воронежской или среднедонской (XXVII/XXVIII—XX вв. до н. э.) и ингульской катакомбных культур (XXVIII—XX вв. до н. э.).

История исследования

Василий Алексеевич Городцов (первооткрыватель катакомбной культуры)

Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на погребения катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название катакомбной[1]. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов[2][3]. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой[4].

Проблема происхождения катакомбной культуры (позднее катакомбной культурно-исторической общности) была поставлена ещё В. А. Городцовым в начале ХХ в., почти сразу после открытия на Северском Донце подкурганных захоронений в катакомбах, но до сих пор остаётся дискуссионной. Исследователями обсуждаются автохтонная и миграционная теории происхождения племён катакомбной общности. Приверженцы автохтонной теории считают, что появление катакомбной общности следует связывать с дальнейшим развитием местного ямного населения[5]. Сторонники миграционной теории высказывают мысль о том, что катакомбные племена восходят генетически к ямному, но возникают под сильным миграционным воздействием популяций Предкавказья.

  1. Культуры боевых топоров и шнуровой кераміки

Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики (нем. Schnurkeramik) — археологическая культура медного и бронзового веков, распространенная на обширных территориях Европы и датированная 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э. Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы[1].Охватывает большую часть континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского и западного атлантического региона, где обитало доиндоевропейское население (лигуры, иберы и др., а также предки современных басков), и севера Скандинавии, где обитали предки саамов.А. Я. Брюсов происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой юга Европейской части СССР. Другие исследователи связывают формирование культуры боевых топоров с еще с более ранней ямной культурой[2]

На западе включает в себя все области более ранней культуры воронковидных кубков и, очевидно, является её наследником (не обязательно единственным). На территории современных Балтийских стран и Калининградской области культура шнуровой керамики, видимо, стала культурой пришельцев, сменившей юго-западную часть нарвской культуры[3]. В других местах, однако, особенно в восточных областях, была совершенно новой, не связанной ни с какой из более ранних культур.

Хозяйство

Характерны очень маленькие поселения и земледелие, схожее с культурой воронковидных кубков, а также содержание домашнего скота. Большинство, однако, по-видимому, вело кочевой или полукочевой образ жизни. Использовался колёсный транспорт (предположительно с волами в качестве тягловой силы). Лошади, возможно одомашненные, были представлены тарпаном[4]. Основным домашним животным была свинья.

Могилы

Погребения делались глубиной около метра, без каких-либо внешних признаков, в скорченном положении; мужчины лежали на правом боку, женщины на левом, и те и другие лицом на юг. Могилы часто расположены в ряд. Многие отмечены небольшой насыпью. Могилы мужчин обычно содержат каменный боевой топор.

Существовавшая примерно в то же время культура колоколовидных кубков имела схожие погребальные традиции, и вместе эти две культуры занимали большую часть Западной и Центральной Европы.

  1. Культуры среднего бронзового века
  2. Срубная культура

Сру́бная культу́ра - протоскифская или киммерийская археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н.э.). Сформировалась на основе полтавкинской культуры. Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников. Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики. В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская - на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н.э., сабатиновская - 14-12 в. до н.э., а белозерская - 11-9 в. до н.э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных - население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла. Один из наибольших кладов обнаружен около села Рыбаковка, в Николаевской области, где находилось 50 бронзовых топоров-кельтов. Другой такой бронзовый клад, который был найден в Херсонской области, содержал семь серпов, топоры и слитки бронзы общей массой 24 кг. В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке был свой бронзолитейний центр, о чём свидетельствуют мастерские, обнаруженные в селах Малые Копани, Завадовка в Херсонской области, Деревянная в киевской области, Маяки вблизи Одессы и др. В Малых Копанях, например, найдено 19 половинок литейных форм, которые служили для отливания коротких мечей, кинжалы двух типов, кельты трёх типов, заготовки для копей и дротиков, долота двух типов, ножи, различные бляшки и подвески и др.Наиболее распространённым типом керамики срубной культуры является горшок банкоподобной формы. Орнамент, который покрывает, как правило, только верхнюю Часть посуды, имеет оттиск шнура или вид перекрещенных линий. В орнаменте прослеживается ритмичность, повторяемость элементов; в составе фриза такого "узора" часто встречаются разнообразные знаки, крестики, прямоугольники, схематические изображения животных и др. Считают, что в данном случае мы имеем дело с примитивным пиктографическим письмом. Наиболее интересными являются "пиктограммы" на горшках, найденых около села Рубцы у Оскола и около Артёмовска в Донецкой области. Всего известно около 300 находок посуды срубного периода с загадочными знаками, которые пока еще не расшифрованы.

Орудия труда изготовлены, в основном, из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки и др. Были распространены также ножи оригинальной формы - с перехватом, который типичен только для срубной культуры, особенно её раннего этапа. Ассортимент орудий труда дополняют костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы изготовлялись из кости, а матрицы, молоты, зернотёрки - из камня. В связи с развитием металлообрабатывающего производства появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли браслеты, проволочные или литые, подвески, шпильки, бляшки. Встречаются крестоподобные антропоморфные подвески, особенно характерные для сабатиновской культуры.

  1. Сабатиновская культура

Сабатиновская культура — археологическая культура бронзового века XV—XII веках до н. э., расположенная в Северном Причерноморье. Формировалась на основе предшествующей местной культуры многоваликовой керамики.

Их памятники распространены в Северном Приазовье, Нижнем Поднепровье, Побужье и Поднестровье, известны в Северо-Западном Крыму (Бурун-Эли), (районе Симферополя (Петровская Балка, Луговое, Фонтаны, Дружное, Чуюнча, Тау- Кипчак и пр.) и в Восточном Крыму (например, поселения Планерское Сазоновка и Слюсарево). Лучше всего эти культуры представлены Кировским поселением на Керченском полуострове, где обнаружены два каменных прямоугольных жилища (размерами 7х6 и 8х5 м) и небольшая землянка.

На других поселениях открыты остатки жилищ с углубленным основанием, следами столбов, очагами и хозяйственными ямами. Инвентарь поселений составляет каменные боевые топоры, ступки и литейная форма втульчатого рубящего орудия - кельта; кремневые вкладыши серпов со сплошной ретушью и вогнутым краем (подпрямоугольные и подтреугольные); костяные трех- и четырехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел, стержневидные псалии (двух- и трехгранные), рукоятки, пряслища, пронизки и подвески; зубчатые орудия из конских и коровьих лопаток для выделки шкур, проколки, гребни для обработки сухожилий; костяные и роговые муфты; бронзовые (сплав меди с оловом) ножи, шилья, иглы и серп, а также другие предметы.

Из глины изготовлены пряслища, модели колес, фигурки, предметы неизвестного назначения и сосуды. Это главным образом одним горизонтальным валиком, обычно расчлененным насечкой или пальцевыми вдавлениями. В комплексе сабатиновской культуры венчик отогнут слабо и валик расположен на нем, в белозерском - резко выражена шейка и валик украшает плечики. На втором месте по численности - корчаги и тонкостенная лощенная столовая посуда с врезным упором: кубки и чарки (черпаки), на третьем - миски и сковородки.

Наряду с земледелием, огромную роль в экономике сабатиновцев и белозерцев играло животноводство: подавляющее большинство костных остатков принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту, лошади, свинье, верблюду, собаке. Из диких животных отмечены благородный олень, заяц, лисица, корсак, барсук, хорь и различные птицы.

Поселение Кирово, существовавшее как в сабатиновское, так и в белозерское время, датируется XIV-X вв. до н. э. Под фундаментом одного из его жилищ оказалось ритуальное захоронение, типичное для рассматриваемых культур. Известны в Крыму и подкурганные их погребения.

Для сабатиновской культуры характерен высокий уровень металлообработки, в литейных мастерских из оловянистой бронзы изготавливались предметы вооружения, орудия труда и украшения. Хозяйство основывалось на скотоводстве и земледелии.Носители культуры поддерживали широкие связи с соседями, особенно с родственным населением Поднестровья (культура Ноуа) и Нижнего Дуная (культура Кослоджень).

Впервые термин «сабатиновская культура» предложен Н. Погребовой еще в 1960 году, позже — В. Д. Рыбаловой и И. Н. Шарафутдиновой. Содержание этой культуры ещё не вполне выяснено из-за недостаточного количества публикаций памятников из ее основной зоны, Южного Побужья.

Носители культуры, были, предположительно, прафракийцами, но убедительных доказательств этому нет. Сменились племенами белозёрской культуры. Дискуссионными остаются связи сабатиновской и срубной культуры, которые иногда рассматриваются как синхронные образования, формировавшиеся на разных основах.

  1. Белозерская культура

Белозерская культура - археологическая культура эпохи финальной бронзы (XII-X вв. до н. э.), распространённая в степной полосе Украины и Молдавии, отдельные памятники представлены на Нижнем Дону, Надкубанье и Крыму. В 80-х гг. XX в. выделена как самостоятельная археологическая культура исследователями В. В. Отрощенко, И. Т. Черняковым и В. П. Ванчуровым. Памятники представлены поселениями, некрополями, мастерскими, кладами и единичными находками. Жилища - землянки, полуземлянки и наземные с каменной основой. Некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. Иногда составляют единый комплекс. Обряд предусматривал захоронение умершего в прямоугольной яме, перекрытой деревянным настилом, в скорченном положении на боку, реже на спине, кисти рук перед лицом, ориентировка - головой на юг. Погребальный инвентарь представлен одним-двумя округлобокими сосудами, реже - изделиями из металла. Племена белозерской культуры приняли активное участие в формировании киммерийской культуры.

Белозерская культура — археологическая культура эпохи финальной бронзы (XII—X вв. до н. э.), распространённая в степной полосе Украины и Молдавии, отдельные памятники представлены на Нижнем Дону, Надкубанье и Крыму. В 80-х гг. XX в. выделена как самостоятельная археологическая культура исследователями В. В. Отрощенко, И. Т. Черняковым и В. П. Ванчуговым. Памятники представлены поселениями, некрополями, мастерскими, кладами и единичными находками. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные с каменной основой. Некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. Иногда составляют единый комплекс. Обряд предусматривал захоронение умершего в прямоугольной яме, перекрытой деревянным настилом, в скорченном положении на боку, реже на спине, кисти рук перед лицом, ориентировка — головой на юг. Погребальный инвентарь представлен одним-двумя округлобокими сосудами, реже — изделиями из металла. Племена белозерской культуры приняли активное участие в формировании киммерийской культуры.

Основу хозяйства племён белозерской культуры составляло скотоводство, земледелие и металлообработка, промыслы носили вспомогательный характер и не были широко распространены. Относительно скотоводства имеются скудные сведения, которые позволяют говорить лишь о том, что в XII—X вв. до н. э. в среде племён белозерской культуры наблюдается экономический кризис, который связан с постепенный усыханием пастбищ и сокращением поголовья скота по сравнению с предшествующей эпохой. Стадо состояло из мелкого и крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Кризис экономики способствовал переходу от оседлого быта к кочевому способу ведения хозяйства. Постепенно увеличивается поголовья лошадей в стаде.О земледелии белозерских племён имеются незначительные сведения, которые не позволяют дать полную оценку его уровня. На керамике имеются отпечатки проса, что свидетельствует о его возделывании. Широко представлены орудия для уборки зерновых и по переработке зерна: серпы и кремневые вкладыши для них, зернотёрки, растиральники, песты. Значительная примитивизация земледельческих орудий указывает и на упадок в земледелии.

Металлообработка является наиболее изученной отраслью хозяйства белозерских племён и характеризуется высоким уровнем развития, хотя и тут по сравнению с предшествующей эпохой наблюдается значительный упадок, вызванный недостатком сырья. Именно недостаток меди и стимулировал переход к обработке железа. Известны многочисленные мастерские мастеров-литейщиков и отдельные клады бронзовых изделий. Орудия труда из металла представлены кельтами, долотами, кинжалами, наконечниками стрел и копий, шилами, ножами, казанами, серпами. Украшения — шпильками, фибулами, браслетами, подвесками и пуговицами. Специфической чертой является сравнительно узкий ассортимент продукции и его малые размеры. Белозерские мастера первыми среди племен степной Украины наладили серийный выпуск железных и биметаллических орудий труда стандартизованных форм.

  1. Культуры позднего бронзового века

Племена лесной полосы Восточной Европы и в бронзовом веке в основном сохраняли неолитический быт. Причиной тому была бедность месторождениями цветного металла и суровая природа, с трудом приспособляемая к нуждам земледелия и скотоводства. Но производящее хозяйство здесь все же появилось.

В начале бронзового века по всей Европе распространяются культуры шнуровой керамики, иначе называемые культурами боевых топоров. Первое название происходит от типа орнамента на керамике, второе — от каменных сверленных топоров ладьевидных очертаний.

В бронзовом веке каменные орудия и оружие еще были широко распространены. Люди уже не довольствовались кремневыми месторождениями, которые давали низкокачественное сырье. По определенным признакам они научились находить подземные залежи хорошего каменного сырья и разрабатывать его в шахтах. В Гродненской области у Красного села изучен грандиозный комплекс шахт по добыче кремня, поставлявший сырье и орудия культурам шнуровой керамики.

Шахты Красного села пробили наслоения мела, насыщенные кремнем. Люди сначала мотыгами из оленьего рога копали вертикальную яму глубиной до 5—6 м и поперечником около 1 м (следы мотыг хорошо заметны на стенах, найдены и сломанные мотыги). Дойдя до кремневого пласта, копали боковой ход — штрек — длиной до 20 м, выбирая встречавшийся кремень. От штрека шли небольшие углубления — забои. Штреки имели расширения — здесь люди отдыхали и разбирали материал. Там встречаются непригодные куски камня, неудачные заготовки топоров, потерянные готовые орудия. Стены штреков закопчены, видимо, горевшими лучинами. Таким образом, в шахтах не только добывали материал, но и предварительно обрабатывали его. Возле шахт много крупных кусков камня, нуклеусов, заготовок орудий, отщепов. На поверхности исследован поселок, где жили горняки в течение сезона добычи кремния. Горное дело достигло значительного развития.

На нашей территории культур боевых топоров несколько. Для них характерно развитое скотоводство и металлургия. Рассмотрим некоторые из них.

Основой среднеднепровской культуры (середина III — середина

II тысячелетия до н. э.) считают древнеямные племена на позднем этапе их развития и племена позднего Триполья. Несомненно влияние и местных неолитических культур. Поскольку среднеднепровские погребения часто совершены в позднеямных курганах, очевидно, что среднеднепровские племена жили позже ямных, в крайнем случае какое-то время они сосуществовали.

Территория максимального распространения среднеднепровской культуры простирается по Днепру от Черкасс до Могилева,а в стороны — до Брянска и Мозыря. Отдельные вещи встречаются и шире. На ранних этапах культуры ее территория была меньше.

Среднеднепровских поселений изучено немного. Они небольшие и обычно расположены в поймах рек на песчаных дюнах, иногда на высоких мысах. Жилища наземные столбовой конструкции. Очаги каменные. Орудия в подавляющем большинстве сделаны из камня.

Основной материал по среднеднепровской культуре получен из раскопок многочисленных погребений. На раннем этапе мертвых хоронили вытянуто, а могилу вырывали в насыпи уже готового «чужого» кургана. На позднем этапе покойники скорчены, лежат в ямах, как под курганами, так и без них. В Белоруссии встречаются и трупосожжения. Вещей при погребенных мало. Обычно это один-два сосуда, каменный сверленый топор и мелкие украшения. Горшки имеют шаровидное тулово и невысокую шейку. Иногда находят и плоскодонные сосуды, встречается металл кавказского или прикарпатского происхождения, но его очень мало: несколько топоров, одно бронзовое копье и так называемые височные кольца, укреплявшиеся женщинами на висках и поддерживавшие прическу. О дальних связях с населением других областей говорит привозной металл и янтарные украшения.

Находки зернотерок и зерен пшеницы свидетельствуют о земледелии. Наличие каменных и бронзовых топоров позволяет предположить его подсечный характер. Но ведущей формой хозяйства

В Юго-Восточную Прибалтику, где в конце III и во II тысячелетии до н. э. находились многочисленные и часто расположенные поселения (от Калининградского залива до восточной части Финского залива, кроме Литвы), около XVIII в. до н. э. проникают другие племена. Они оставили поселения и могильники, где обычны сверленые топоры и плоскодонная шнуровая керамика. Это памятники восточно-прибалтийской культуры боевых топоров. В могилах костяки скорчены и лежат на боку, чего раньше в местных погребениях не было. По статистике костей на поселениях и в погребениях племена восточно-прибалтийской культуры разводили овец, свиней, реже коров. В могилах кроме топоров и сосудов находят кремневые орудия, костяные гарпуны, ожерелья из зубов животных, янтарные украшения. Топоры часто сделаны из камня, встречающегося на юге Литвы и Белоруссии. Керамика сходна с сосудами Средней Вислы и Верхнего Днепра.

Крайне редко на поселениях восточноприбалтийской культуры находят бронзовые вислообушные топоры подобные фатьяновским, копья сейминского типа (см. ниже), плоские топоры.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. происходит постепенное слияние пришельцев с местным населением. Севернее Западной Двины укоренился охотничье-рыболовецкий быт местных племен, а южнее — скотоводческий. Вероятно, так было положено начало формированию племен эстов и летто-литовцев.

Через Прибалтику прошла мощная волна племен, проникших в среднерусские леса и занявших почти всю их зону. Они расселились от Псковского озера на западе до Камы и Вятки на востоке, на севере их граница проходит по югу Вологодской области, а на юге — у верховьев Оки, до Суры и Средней Волги. По могильнику, расположенному у села Фатьяново близ Ярославля, культура была названа фатьяновской (1800 — конец II тысячелетия до н. э.).

Фатьяновская культура изучена в основном по могильникам, иногда довольно обширным, что говорит об определенной оседлости племен. Эти кладбища расположены на высоких местах. Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно. Вместе с покойниками положены топоры и глиняные сосуды. Во всех погребениях, где встречаются кости животных, неизменно преобладают кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Имели значение также охота и рыболовство. Преобладание скотоводства, частые находки боевых топоров, свидетельствующие об усилении межродовых столкновений, позволяют предположить господство патриархата. Наличие боевого оружия связывают с вооруженным вторжением на чужую территорию. На волосовском поселении Николо-Перевоз найдены фатья-новские погребения: фатьяновцы победили аборигенов, похоронили своих убитых и пошли дальше. Фатьяновцы были убиты волосов- сними стрелами. Если бы волосовцы не были побеждены, они не позволили бы хоронить чужаков на своем поселении.

Погребальный обряд фатьяновцев не слишком устойчив, имеет варианты, которые объясняют смешением этих племен с местными.

Фатьяновская культура делится на несколько групп, отличающихся друг от друга временем существования или местными особенностями. Наиболее крупные из них — Московско-Клязьминская, Верхневолжская и Средневолжская. Первая расположена на верховьях Днепра, по Москве-реке и Клязьме, вторая — на севере Калининской, Ярославской и Костромской областей, а третья занимает огромную территорию по Нижней Каме и Средней Волге.

Таким образом, фатьяновцы двигались с запада на восток. Они заняли территорию волосовских племен, на поселениях которых изредка обнаруживают тонкий слой, который иногда считают фатьяновским. Он тонок, раньше его не замечали и считали, что по неизвестным причинам поселений у фатьяновцев якобы не было. Фатьяновские вещи находят на стоянках волосовской культуры до самого конца бронзового века, когда на этих стоянках уже появляется керамика типичная для раннего железного века. Фатьяновцы, как теперь полагают, соединились с местным населением, и этот симбиоз стал субстратом населения следующей культуры.

На западе фатьяновского ареала металлические предметы не встречаются, однако можно утверждать, что эти племена знали обработку металла. Об этом говорят, во-первых, находки так называемых льячек — глиняных ложечек для разливания в формы расплавленного металла. Во-вторых, на некоторых фатьяновских топорах этой территории в подражание бронзовым воспроизведен литейный шов, невозможный для каменных изделий.

В дальнейшем металла становится больше, но в жизнь фатьяновцев он достаточно широко входит только на последней стадии развития этой культуры. Об этом свидетельствует погребение металлурга с литейными формами. Спектральные исследования доказали существование у фатьяновцев собственной металлургии, причем вещи отливали из чистой меди. Исходными рудами были медистые песчаники Среднего Поволжья. Оттуда и происходит фатьяновский металл, распространение которого шло с востока на запад. Поэтому понятно, что области, лежавшие ближе к Волге, имели металла больше, чем западные. Западноевропейского металла у фатьяновцев нет.

Средневолжскую группу фатьяновской культуры некоторые археологи считают самостоятельной балановской культурой, ссылаясь на отмеченные когда-то особенности ее металла и несовпадение антропологического типа фатьяновцев и балановцев. Последующие исследования установили, что металл средневолжской группы не отличается от металла других фатьяновских групп, а чужие антропологические типы у балановцев редки. Но разногласия по вопросу самостоятельного значения средневолжской группы до сих пор не сняты. Здесь хорошо выражены поселения, они расположены на высоких холмах, в них прослежены полуземляночные жилища; инвентарь этих поселений не отличается от предметов, найденных в погребениях. Но многие археологи считают, что это не поселения, а разрушенные могильники.

Среднеднепровской и фатьяновской культурам по своему характеру близка абашевская (вторая половина II тысячелетия до н. э.). О ее происхождении единого мнения нет. Новейшие исследователи ведут ее от древнеямной, но бытует и старое мнение, что абашевцы произошли от среднеднепровцев.

Существенно, что территория абашевской культуры распадается на три группы, расположенные в лесной и лесостепной зонах. Одна из них — донская (район Воронежа), вторая — средневолжская (по обоим берегам Волги от Ярославля до Казани) и третья — уральская (Южное Приуралье). Таким образом, у абашевских племен не было единой территории. Каждая группа абашевских племен имела могущественных соседей, часто оказывавших на нее сильное влияние. Так, рядом с донской группо й располагалась срубная культура, а с уральской — андроновская.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 723 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...