Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 3 страница



  1. Неолит. Общая характеристика.

НЕОЛИТ (середина VI — V тыс. до н. э.)
Неолитическая эпоха характеризуется существенными особенностями. Первая и важнейшая среди них зак­лючается в том, что на большей части Ойкумены произошел переход к производящим формам хозяйства — земле­делию и скотоводству. Люди научились выращивать зерновые культуры и разводить некоторые виды животных, тем самым обеспечив себя гарантированным запасом пищи. Для того, что­бы обозначить эти принципиальные для человечества достиже­ния придумали не совсем точный, но зато легко запоминающий­ся термин "неолитическая революция".
Английский археолог и, кстати, автор броской формулировки "неолитическая революция" Гордон Чайлд определил ее содержание: "Переход к производству пищи, сознательному выращиванию съедоб­ных растений, особенно злаковых, и приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла людям возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным конт­ролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил". Другим достижением неолита следует признать появление и широкое распространение керамических, то есть изготовленных из обожженной глины, сосудов. Наиболее древние сосуды дела­ли так называемым жгутовым способом. Происходило это следующим образом. Из глины раскатывали несколько жгутов. Затем жгуты соединяли друг с другом, придавая им одновременно форму сосуда. Швы между жгутами тщательно заглаживали, чаще всего пучком травы, сосуд подправляли изнутри и снаружи, стараясь придать ему симметричную форму. Для того, чтобы глину превратить в керамику, ее необходимо обжечь при температуре не менее 400 °С. Тогда вода улетучивается из молекул глины и больше не восстанавливается при любом увлажнении. Необходимая температура легко достигается в обычном костре. Чем и пользовались, керамику обжигали в кострах до тех пор, пока не изобрели специальные печи. В результате, посуда получалась толстостенной, не вполне симметричной, плохо обожженной, с неровной поверхностью. Донья неолити­ческих сосудов имели, как правило, круглую или даже заост­ренную форму. Следовательно, они не могли стоять на плоской поверхности, например, на столе. Для того, чтобы удержать в вертикальном положении, их приходилось устанавливать в углубление или обкладывать камнями. С появлением керами­ки люди получили возможность варить пищу, а также хранить сыпучие и жидкие продукты. Сосуды орнаментировались. Земледельцы обычно украшали их с помощью краски, чаще всего красной, другие племена — острой палочкой, специальным деревянным штампом, веревкой или шнуром, которые прикладывались к сырой глине, а после обжига такой орнамент становился практически вечным. Узоры или иные изображения на посуде отражали символику, утвердившуюся у определенного племени или группы племен. Поэтому орнаментация керамики подчас позволяет наметить границы расселения племени или племенного объединения, проследить родственные и иные свя­зи, существовавшие между племенами. В неолите были изобретены новые приемы обработки кам­ня — шлифовка, заточка, сверление. Заготовку орудия шлифо­вали и затачивали на плоском камне, подсыпая мокрый песок. Сверление осуществлялось с помощью трубчатой кости. Оказалось, что если вращать ее с достаточной скоростью, например, с помощью тетивы от лука, то она довольно легко входит в камень, высверливая в нем отверстие, равное собственному диаметру. Новые приемы позволили изготавливать весьма производительные орудия. Из них на первое место по значению для жизни людей, особенно в лесной зоне, должен быть поставлен топор. Топоры имели клиновидную форму, посередине в них высверливали отверстие, в которое вставляли деревянную рукоять. Эксперименты показали, что даже неопытный человек делал шлифо­ванный топор из сланца за 2,5-3 часа, из диорита — за 15-20 часов, из кремня — за 30 часов. Каменные топоры были достаточно производитель­ны, с их помощью дерево диаметром 25 см срубали за 15-20 минут. Для сравнения: медным топором ту же работу делали за 5 минут, а сталь­ным— за 2-3 минуты.Там, где происходила "неолитическая революция", а ранее всего она завершилась на Ближнем Востоке, жизнь людей менялась кардинальным образом. Возникали крупные поселе­ния, застроенные большими, обычно глинобитными домами и, иногда, даже окруженные оборонительными стенами. На по­селении Чатал-Гуюк в Турции одних только храмов, состоя­щих из 4-5 комнат, раскопано около 40. Их стены и скамьи украшали головы быков и баранов, сделанные из глины и снабженные настоящими рогами. Яркие стенные росписи изоб­ражают громадных грифов, терзающих человеческие тела и вооруженного пращей человека, сражающегося с грифами, сцены охоты на благородного оленя. Цветные панели украше­ны сложным геометрическим орнаментом и множеством изоб­ражений человеческих рук. В штукатурке вырезались конту­ры быков, леопардов, оленя и кабаньей головы. Росписи и вырезанные фигуры сочетались с рельефами, подчас двухмет­ровой высоты. В этой технике показаны животные, особенно знамениты столкнувшиеся лбами леопарды, женщины, часто рожающие, и, отдельно, женские груди, внутри которых на­ходились натуральные черепа лисиц, ласок и грифов. Кроме того, обнаружено множество статуэток людей и животных, вырезанных из различных пород камня и вылепленных из глины. Жители Чатал-Гуюка выращивали пшеницу, ячмень, горох, миндаль, фисташки, крапивное дерево, из плодов кото­рого, по-видимому, делали вино, разводили овец и крупный рогатый скот. Поэтому их поселение столь разительно отлича­ется от примитивных стоянок охотников, собирателей и рыбо­ловов.

  1. Неолитические памятники Восточной Европы

Восточное побережье Балтийского моря в неолитическую пору было населено рыболовческо-охотничьими племенами, оставившими следы своего обитания в ряде мест, напримерв верхних наслоениях островной стоянки в торфянике Кунды и в стоянке Пярну в Эстонии, в средних слоях озёрной стоянки Лубаны в Латвии и некоторых других. Здесь найдены были весьма примитивные глиняные сосуды. Они отличаются от сосудов Эртебёлле орнаментацией, состоящей из ямок и оттисков зубчатого или гребенчатого штампа. Керамика с таким узором представляет характерную особенность восточноевропейского неолита и в северной области сохраняется до весьма позднего времени — начала I тысячелетия до н. э. Местами в этой области встречаются и кучи кухонных отбросов, напоминающих кьёккенмёддинги. Таковы, например, стоянки, обнаруженные на озере Ильмень. Однако по характеру керамики эти стоянки целиком относятся к лесной восточноевропейской неолитической культуре. К сожалению, хорошо изучены лишь поздние ступени этой культуры, относящиеся уже к III и даже II тысячелетиям до н. э. Только несколько стоянок, и среди них ряд стоянок под Москвой, по верхнему течению реки Клязьмы, позволяют представить себе быт населения Волго-Окского междуречья в IV тысячелетии до н. э. Среди клязьминских стоянок выделяется так называемая Льяловская, которую, согласно палеоботаническим данным, можно отнести к началу III тысячелетия до н. э. Совершенство глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатыми узорами, свидетельствует о том, что гончарное дело достигло тогда уже больших успехов и, следовательно, сложение неолитической культуры относится к более раннему времени, чем культура Льяловской стоянки. Очевидно, охотники и рыболовы, жившие на Верхней Клязьме, уже в IV тысячелетии до н. э. создали те особенности неолитического хозяйства, техники и культуры, которые позволяют определить неолит как особую ступень в развитии древних племён Европы. То же можно предположить и в отношении других районов Волго-Окского междуречья. В последние годы исследования древних поселений на Днепре позволили в самых общих чертах определить неолитическую культуру и этого района. Более древние слои стоянок на полуострове Игреньском (особенно стоянка Игрень 8) и на полуострове Сурском относятся к IV тысячелетию до н. э. Главными занятиями населения в то время были охота и рыболовство. Только в конце IV тысячелетия можно отметить первые признаки приручения животных; об этом говорят находки костей домашнего быка и козы. Видимо, уже в начале IV тысячелетия до н. э. обитатели днепровских стоянок изготавливали и глиняную посуду. Даже в первом слое, сохранившем остатки жизни человека, на стоянке Игрень 8, найдены обломки глиняных сосудов. Они ещё очень примитивны: к глине примешана рубленая трава для придания стенкам большей связи, лепка грубая, обжиг явно недостаточный, оставивший стенки сосуда пористыми; орнамент также очень беден. Эти сосуды, повидимому, недалеки от времени начала гончарства, как и архаическая посуда из кьёккенмёддингов. Ряд стоянок на Дону также относится ещё к IV тысячелетию. Они принадлежат неолитическим племенам, которые вели охотничье-собирательское хозяйство и только к III тысячелетию местами делали первые шаги в разведении скота. Ранненеолитические предметы IV тысячелетия до н.э. (из стоянки Игрень 8 на левом берегу Днепра и Мариупольского могильника близ города Жданова)Уже этот краткий обзор некоторых областей Европы неолитического времени (V—IV тысячелетия) позволяет сделать один весьма важный вывод. Несмотря на большое сходство в производстве и добывании средств к существованию, выделяются и своеобразные черты при сравнительном изучении форм орудий и глиняных сосудов, найденных в различных областях. Эти особенности в облике культуры иногда позволяют сгруппировать памятники в пределах довольно ограниченных районов, как это сделано для Волго-Окскогогмеждуречья, где выделен ряд неолитических культур.

  1. Неолитические культуры Украины

Неолитические стоянки Кавказа и Крыма возникли на основе сходных мезолитических культур. В раннем неолите такое сходство еще существует, но в дальнейшем пути развития этих областей расходятся. На Кавказе рано появляются зачатки земледелия, а в Крыму по-прежнему преобладает охота. Забегая вперед, можно отметить, что в последующую эпоху эти пути привели к расцвету земледельческой культуры на Кавказе, а в Крыму — к сложению скотоводческого хозяйства.

Для неолита Крыма типичны стоянки Таш-Аир 1 и Замиль-Коба, относящиеся kV — середине III тысячелетиям. В развитом неолите Крыма стоянки чаще всего расположены в горной и предгорной частях, иногда в пещерах, но чаще вне их. Начиная с мезолита, люди все реже селятся в пещерах. Резко возросшая мощность культурных слоев говорит о прочной оседлости. Кости домашней свиньи, овцы и коровы хотя и редки, но, видимо, свидетельствуют о зачатках примитивного скотоводства. Появляется керамика, еще грубая, с толстыми стенками. Кремневый инвентарь похож на мезолитический, но его отделка более тонкая. Встречаются топоры, увеличивается число орудий из кости.

В конце неолита улучшается качество керамики, растет число домашних животных.

На Южном Буге и на Среднем Днестре в VI — начале IV тысячелетия до н. э. неолитические стоянки расположены обычно в поймах рек, на островках. Лессово-илистая почва благоприятствовала зарождающемуся земледелию, которое возникает в период буго-днестровской культуры, хотя основным видом хозяйства оставалась—охота. На стоянках размещались небольшие наземные дома, были и полуземлянки; и те, и другие — с очагами. Кроме микролитических орудий, среди которых есть трапециевидные вкладыши, встречаются роговые мотыги и каменные зернотерки. Наконечники стрел костяные. Видимо, происходило и приручение животных.

Сосуды обычно остродонные, хотя известна керамика, сходная с посудой дунайских стран.

Климатические условия южной и северной частей лесной и лесостепной зон европейской части СССР и в настоящее время резко различны, и такими же примерно они были в неолите. По северу Латвии, Ярославскому и Костромскому Поволжью проходила южная граница тайги, а граница леса и степи приблизительно совпадала с современной.

Днепро-донецкая культура (конец V — середина III тысячелетия) в период наибольшего ее распространения занимала лесостепную Украину, Южную Белоруссию и даже проникала в Верхнее Поднепровье. Господствовало охотничье-рыболовецкое хозяйство, но заметны признаки начала приручения животных на стоянках в южной части лесостепной зоны на среднем этапе неолита: иногда находят кости коровы, собаки, свиньи. Впрочем, скотоводство было мало развито: преобладают кости диких животных.

Дома были столбовыми, слегка углубленными в землю, в центре их размещались открытые очаги, а рядом с домами были расположены хозяйственные ямы. Широко распространены костяные стрелы, гарпуны, рыболовные крючки. Встречаются каменные топоры.

Керамика орнаментирована отпечатками гребенчатого штампа и наколами острой палочкой. Сосуды остродонные; лишь в поздний период и только в черкасской группе встречаются плоскодонные.

В Приазовье раскопан Мариупольский могильник (середина IV тысячелетия до н. э.), основную часть погребений которого относят к днепро-донецкой культуре. В траншее длиной до 28 м и шириной до 2 м находилось более 120 погребений, в основном вытянутых, хотя имелись и скорченные, и трупосожжения. Мужские костяки лежали головой на восток, женские — на запад. Женских погребений значительно больше, что объясняют матрилинёйностью рода,

Рис. 10. Инвентарь днепро-донецкой культуры: 1 — каменный топор, 2 — каменное рубящее орудие, 3—4 — нуклеусы, 5—6 — каменные но-кевидные пластинки, 7—8 — каменные стрелы, 9—10 — каменные острия, 11 — каменная трапеция, 12 — каменный скребок, 13 — каменный «утюжок», 14 — каменный резец, 15 — костяное острие, 16 — костяное острие со вкладышем, 17—18 — сосуды

когда жены, взятые из другого рода, должны были быть погребены на кладбище своего рода. Часть погребений была посыпана охрой. Инвентарь представлен вещами из камня, кости, зубов животных, раковин. Особенно интересны пластины из клыков кабана, а также украшения из створок раковин, бусы из кости и камня. Особую группу составляют погребения в ямах, выкопанных в уже законченной насыпи могильника (так называемые впускные). В этих погребениях встречается медь, которая представлена находками браслетов и бус. Найдена каменная булава переднеазиатской формы. Это уже энеолитические захоронения.

В могильнике много костей кабана, что указывает на процесс одомашнивания свиньи. Вероятно, главным занятием населения было скотоводство, приобретавшее все большее значение. Найдены два изображения быков из кости.

Неолитические стоянки лесной полосы расположены у самой кромки воды, что указывает на преобладание в хозяйстве рыболовства. Важное значение имела охота, которая на некоторых территориях была ведущим видом хозяйства. И рыболовство, и охота требовали коллективного труда. Например, на морского зверя охотились на большой лодке с большим количеством людей. Усилия многих людей были нужны при строительстве охотничьих загонов, заколов для рыбной ловли. Коллективному труду соответствовало и коллективное распределение.

Для лесной полосы отмечена концентрация одновременных поселений в строгих пределах небольших территорий, что отражает родовую структуру общества. Совокупность таких ограниченных комплексов, как предполагают, соответствует племенной организации общества.

  1. Неолит Крыма

Неолитические памятники открыты почти на всей террито­рии Крымского полуострова. В горных долинах иног­да, как и в предшествующие эпохи, селились под скальными навесами и в гротах (Таш-Аир, Замилъ-Коба II, Алимовский навес), но известны стоянки, расположенные вне естественных убежищ (Кая-Арасы). На яйлах (Ат-Баш, Бештекне, Балин Кош) и в степи (Фронтовое, Луговое, Мартыновка) обнаруже ны, естественно, только стоянки открытого типа. Сам факт их существования предполагает наличие искусственных жилищ но они пока не найдены. В горном Крыму жили потомки людей, обитавших на этих территориях в мезолитическую эпоху. Так же, как и в мезоли­те, среди кремневых изделий преобладали микролиты в виде сегментов и трапеций. Правда, техника их обработки несколько изменилась. Появилась керамика (рис. 19). Грубые толстостенные горшки имели заостренное или округлое дно. Для придания глине большей пластичности, а сосудам прочности, в нее добавляли измельченные ракушки, камни, песок, а иногда траву, которая при обжиге выгорала и в стенках сосудов образовывались пустоты. Верхняя часть некоторых горшков иногда орнаментировалась насечками, бороздками, ямками или отпечатками штампа, вероятно, имевшего вид деревянной гребенки. При раскопках некоторых стоянок обнаружены кости одомашненных свиньи и быка. В Таш-Аире найдена мотыга из оленьего рога, а также костяная основа серпа, в которую должно быть вставляли микролитические вкладыши. Таким образом, налицо первые свидетельства о появлении производящих форм хозяйства. Однако "неолитическая революция" в неолитическом Крыму так и не завершилась. Костей диких животных на стоянках во много раз больше, чем домашних, а земледельческие орудия буквально единичны. Вероятно, речь может идти лишь о зачатках земледелия и скотоводства, решающую роль в хозяйстве продолжала играть охота. Именно поэтому в Крыму нет памятников, подобных замечательным поселениям Ближнего Востока. Весьма многочисленные, но недостаточно исследованные стоянки степного Крыма наследуют традициям кукрекской культуры. Их слои содержат много кремневых орудий, подчас весьма своеобразных, и костей животных. В степи обнаружен пока единственный в Крыму неолитический могильник. Он находился на самом севере полуострова у с. Долинка. В неглубокой обширной яме похоронили около 50 человек. Когда дно могилы заполнилось, умерших стали класть во второй ярус, затем в третий и в четвертый. Костяки похороненных ранее во время совершения новых захоронений иногда сдвигали в стороны. Все погребения совершены в вытянутом положении на спи­не, но головами в противоположные стороны. Кости и земля в могиле на момент раскопок были окрашены в красный цвет. Это произошло потому, что умерших посыпали охрой. Охра — окисел железа всех оттенков красного цвета. Она широко использовалась в первобытности для нанесения наскальных росписей, раскрашивания керамики, орнаментации костяных изделий. Многие пле­мена употребляли охру во время погребальных церемоний, часто ей по­сыпали покойников. Рядом с костями обнаружено большое количество просверленных зубов оленей и маленьких костяных бусинок, которы­ми, очевидно, расшивали одежду. Кроме того, в могиле най­дены кремневые орудия. Люди, оставившие могильник у с. Долинка, очевидно, пришли в Крым с севера. Во всяком случае, аналогичные погребальные сооружения открыты среди памятников днепро-донецкой культуры в Приднепровье и в Приазо­вье.
Неолитическое население Крыма, вероятно, можно разделить на две отличающиеся происхождением группы. В горах жили потомки людей, оставивших памятники горнокрымского мезолита. В степи ощущается приток мигрантов из северопричерноморских степей. Рядом с неолитической стоянкой Таш-Аир I обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи. Изображения нанесены на ровный отвесный участок скалы под естественным навесом. Первоначально они занимали площадь около 15 кв. м, сейчас сохранились лишь частично на двух участках. Рисунки выполнены красной охрой, приготовленной, по-видимому, на особом жировом растворе, поэтому они впитались в поверхность скалы. Нарисованы, причем весьма примитивно, фигурки людей, лошади и загадочные знаки довольно сложной конфигурации. Возможно, древний обитатель Качинской долины попытался изобразить какой-то военный конфликт. Во всяком случае, некоторые люди вооружены, вероятно, копьями, другие нарисованы в горизонтальном положении, по всей видимости, убитыми. Очевидно, что все рисунки относятся к одному времени: они расположены на одной высоте, выполнены одной краской и в одном стиле. Гораздо сложнее ответить на вопрос, когда это было сделано? Стилистических аналогий в Крыму и на сопредельных территориях нет. Стоянка, рядом с которой они обнаружены, сохранила культурные слои разных эпох, от мезолита до раннего железного века. Да и не обязательно древний художник был постоянным обитателем этого грота. Основываясь на косвенных данных, некоторые исследователи относят таша-ирские рисунки к эпохе энеолита или бронзового века. Однако, это лишь одно из возможных решений проблемы. Время нанесения изображений в гроте ТашАир и смысл древних рисунков остаются пока неустановленными.

  1. Техника изготовления орудий в каменном веке

Первым методом изготовления орудий из камня стало разбивание, по видимому применявшееся уже австралопитеками.Метод был изумительно прост, — надо было просто бросить один камень на другой, а потом среди осколков выбрать подходящий, — достаточно крупный для удержания в руке и обладающий острой гранью. Однако на практике для получения мало-мальски пригодного рубила приходилось разбивать слишком много камней. Потому, следующим изобретением стал метод скалывания, — от камня, уже обладающего подходящими размерами и формой, ударами другого камня откалывались небольшие куски, пока не возникала режущая кромка нужной формы.Так изготавливались ручные рубила, — двусторонне обработанные орудия весом до килограмма, которыми, по видимому, являлись орудиями универсального использования. Эти орудия характеризуют ашёльскую эпоху нижнего палеолита (1,5—0,2 млн лет назад). Рубила, постепенно совершенствуясь оставались основными и наиболее распространёнными орудиями человека вплоть до наступления эпохи среднего палеолита (ок. 200 — 45/30 тыс. лет назад).Существовали различные методы ретуши, однако, суть изобретения сводилась к тому, что удар рабочего камня передавался заготовке посредством прообраза стамески, — кости, либо третьего камня имеющего форму палочки. Так можно было точнее рассчитывать удар, и, отделяя небольшие чешуйки, придать изделию более сложную форму.Благодаря применению ретуши, кроме рубил, у людей появился и новый инструмент — «резак», — плоский камень с острой гранью, предназначенный уже не для рубки, а для резания твёрдых материалов, — дерева и кости.До этого времени людьми кости и палки, естественно, использовались, но только в своём первозданном виде, ибо рубила не годились для придания им формы. Архантропами применялись лишь дубины из необработанных сучьев, основным же охотничьим оружием палеоантропов (часто, но неправильно, называемых неандертальцами) стали выструганные резцом цельнодеревянные копья, острие которых упрочнялось путём обжига на костре.Около 80 тыс. лет назад процесс изготовления орудий ретушью был решительно упрощён путём введения техники пластин. Теперь, вместо того, чтобы обрабатывать камень со всех сторон, сначала крупному камню придавалась геометрическая форма, а затем уже с его граней скалывались пластины. Оставалось только обработать ретушью рабочую грань полученной заготовки, да и то, лишь в том случае, если режущая кромка не возникала при самом сколе.Наконец, 20-30 тыс. лет назад уже людьми современного вида было сделано изобретение, означающее настоящий прорыв в орудийной деятельности, — каменные орудия стали снабжаться рукоятками из дерева, рога или кости. Возможность составлять орудие из двух и более частей открыла широчайшие возможности для творчества. В частности появились примитивные топоры и метательные копья с каменным или костяным наконечником.Использование рукоятки во многих случаях позволило упростить обработку камня. Его форма и размер становились неважными, теперь от камня требовалась только режущая кромка. Наступление эпохи мезолита определяется по факту доведения этой идеи до логического окончания, — возникновению техники микролитов.Если в палеолите нож изготовлялся из достаточно длинной пластины, путём кропотливой ретуши, которой создавались не только лезвие, но и вправляемый в рукоятку черенок, — то теперь с камня скалывались специальные мелкие острые осколки, которые вклеивались смолой или асфальтом в костяное или деревянное основание. Получался «нож-пила», — орудие, в принципе, худшее, но несравненно более простое в изготовлении.Начало периода мезолита совпало с наступлением последнего ледникового периода, в течение которого почти по всей планете климат оставался либо слишком холодным, либо слишком сухим. Однако отступление ледника стало сигналом к началу перехода к оседлости, а она, в свою очередь, стимулировала разработку новых технологий. Важнейшими техническими достижениями эпохи неолита стали освоение шлифовки, сверления и пиления камня.

  1. Памятники искусства каменного века

Искусство палеолита.

Палеолит (древнекаменный век) – самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Причем искусство зародилось лишь в позднем (верхнем) палеолите, то есть около 40 тыс. лет до н.э., когда, по данным археологов, появились все виды изобразительного искусства.

В основе своей искусство палеолита наивно реалистично. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. При этом, проявляя зоркость по отношению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и природой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства.

Памятники эпохи палеолита в большом количестве найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в этом ряду занимают росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов. Ранние рисунки примитивны: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещеры Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции); беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами – так называемые «макароны» или «меандры»; оттиски человеческих рук, обведенных краской – так называемые, «позитивные» или «негативные» отпечатки рук. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец, уголь и белая известь.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25-12 тыс. до н.э.). В наскальных росписях образ зверя приобретает конкретные черты, животные изображаются в движении. В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы. Наиболее характерные образцы мадленского периода связаны с пещерными росписями – единичные изображения почти в натуральную величину, но не связанные действием в единую композицию: Альтамира (Испания), Ласко, Ньо (Нио), Фон-де-Гом (Франция), Капова пещера (Россия) и др.

В конце XIX в. пещерная живопись еще была неизвестна. В 1877 г. в Испании, в провинции Сантандер, археолог Марселино де Савтуола обнаружил изображения на стенах и потолке Альтамирской пещеры. Открытие было опубликовано, но материал оказался до такой степени неожиданным и сенсационным, что археологическое сообщество сочло это подделкой. Лишь в1897 г. французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность изображений, обнаруженных им на стенах пещеры Ла Мут (Франция). К настоящему времени в результате целенаправленных поисков только во Франции найдено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания в них первобытного человека.

В сентябре 1940 г. совершенно случайно была открыта одна из самых знаменитых первобытных пещер – Ласко (Ляско) во Франции. Эта пещера, которую современные исследователи называют «доисторической Сикстинской капеллой», была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Ласко превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Живопись Ласко принадлежит к числу самых совершенных художественных произведений эпохи палеолита. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно 18 тыс. до н.э. Пещерный комплекс состоит из нескольких «залов». Самой совершенной частью по качеству живописи и превосходной сохранности считается «Большой зал» или «Зал быков».

Пещера Шульган-Таш, более известная как Капова, расположена на Южном Урале в долине реки Белая на территории одноименного заповедника (Республика Башкортостан). Изображения животных на стенах Каповой пещеры были открыты в 1959 г. Они представляли собой контурные и силуэтные рисунки, выполненные красной охрой на основе животного клея. В настоящее время исследователями-спелеологами обнаружено 14 рисунков животных. Среди них – мамонты, лошади, носорог и бизон. Большинство изображений сосредоточено в «Зале рисунков», кроме того, позже были найдены изображения на южной стене в «Зале хаоса». Помимо идентифицированных изображений животных на стенах пещеры отмечены геометрические знаки, антропоморфные изображения и нечеткие контуры, затушеванные охрой.

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных – медведей, львов, лошадей, мамонтов, змей, птиц – отличаются точным воспроизведением основных объемов, фактуры шерсти и т.д. Возможно, эти фигурки создавались как вместилище душ, что хорошо согласуется с данными этнографии, служили амулетами-оберегами, защищавшими людей от злых духов.

Образ женщины – один из основных сюжетов в искусстве эпохи позднего палеолита – был вызван к жизни спецификой первобытного мышления, необходимостью отразить в «осязаемой» конкретно-образной форме представления о единстве и родстве первобытных общин. Одновременно этим изображениям приписывалась и особая магическая сила, способность повлиять на удачный исход охоты. Фигурки одетых и обнаженных женщин того периода – «палеолитические Венеры» — по совершенству форм и тщательности обработки свидетельствуют о высоком уровне развития косторезного мастерства у охотников ледникового периода. Выполненные в стиле наивного реализма в период матриархата, фигурки с предельной выразительностью передают основную идею этого обобщенного образа – женщины-матери, прародительницы, хранительницы домашнего очага.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...