Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 4 страница



Если для Восточной Европы характерны изображения полных женщин с гипертрофированными женскими формами, то женские изображения Сибири верхнего палеолита не имеют таких преувеличенных моделированных форм. Вырезанные из бивня мамонта, они представляют два типа женщин: «худощавых» с узким и длинным туловищем и «массивных» с коротким туловищем и намеренно утрированными бедрами.

2.3 Искусство мезолита.

В эпоху мезолита (среднекаменного века) и неолита (новокаменного века) развитие населения юга и севера пошло различными путями. Особенно ярко это различие проявилось в хозяйственной деятельности, теснее всего связанной со специфическими природными условиями каждой из двух зон. Вступил в силу закон неравномерного развития разных районов. И если в южных областях в этот период люди начинают вести оседлый образ жизни – появляются племена земледельцев и скотоводов, то на севере по-прежнему продолжали развиваться традиционные формы хозяйства – охота, собирательство. С отступлением ледников в Европе начинается потепление. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство. Совершенствуется обработка каменных орудий труда, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Появление патриархата усложняет отношения между людьми. Усиливается роль магии, наивное восприятие природы исчезает.

Эти изменения отразились в искусстве, прежде всего в наскальной живописи. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из отдельных, не связанных между собой фигур, то в наскальной живописи мезолита преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни охотников. Красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии демонстрируют отчетливо выраженный новый подход к решению сюжетной сцены, обусловленный обращением к композиционному принципу организации изобразительного материала, на основе которого создается выразительно-смысловое целое, развивается повествовательное начало.

Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты и сражений. «Сражающиеся лучники» — одна из самых ярких мезолитических композиций (Восточная Испания). Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Они являются вариантами единого мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразными плотными линиями, слегка расширяющимися в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

2.4 Искусство неолита.

Существенные изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым значительным изменением был переход к производящему хозяйству, которое предполагает оседлый образ жизни с постоянными поселениями. Человек научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной темой искусства.

Изобразительное творчество населения Евразии в эпоху неолита представлено двумя направлениями: монументальными наскальными рисунками и памятниками искусства малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой и изображениями на керамике.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Первоначально, еще в палеолите, основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге на открытом огне, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.

В эпоху неолита человечество впервые научилось искусно выделывать глиняную посуду. Богатство форм (кувшины, миски, чаши), орнаментация сосудов неолита позволяют рассматривать их как художественно оформленные произведения искусства. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралей, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными. Использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Неолитические мастера знали и ценили четкий ритм, симметрию в расположении узора, соразмерность форм и строгую орнаментальную композицию. Именно керамика в своем более или менее массовом производстве благодаря своей однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры и позволяет говорить о той или иной археологической культуре чаще всего одного региона.

К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.

Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.

Керамическая роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, танец и т.д.), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.

Отдельно необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги и т.д.), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.

В древней скульптуре неолитических охотников-рыболовов нашли свое воплощение две главные темы: человек и зверь. Особенно отчетливо продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.

Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала, что, вероятно, обусловлено этнической традицией и назначением конкретных изображений. Можно говорить и о преобладании в отдельных очагах древнего искусства того или иного типа изображения. Находка в таком очаге фигурок инородных типов указывает на существование контактов между населением различных районов. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.

Еще одним характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита были петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах («Лодки,олени», II тыс. до н.э., Карелия).

2.5 Искусство эпохи бронзового века.

Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы – с использованием лошади для верховой езды.

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло отделяется от земледелия, все большее значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами. Расширяется тематика изображений, складываются новые приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.

В изобразительном творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также сооружения мегалитической архитектуры.

Для древнего искусства европейского северо-запада чрезвычайно характерна своеобразная антропоморфная глиняная пластика. Особую группу в ней составляют маленькие человеческие фигурки с сильно изогнутым туловищем. Несмотря на пластические свойства глины, позволяющие широко варьировать формами, эти изображения выполнены в строго регламентированных канонах. Сам образ предельно обобщен: руки отсутствуют, ноги переданы слитно. Акцентированы такие детали, как массивный выступающий нос и нависающий над лицом «козырек».

В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфные изваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причемноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть антропоморфных изваяний позднего неолита и эпохи бронзы соответствует их русскому прозвищу «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых».

Встречаются изображения людей и в дереве (Восточное Зауралье). Разнообразие форм антропоморфной скульптуры в эпоху ранней бронзы наглядно показывает, что уже в это время в результате осознания первобытным коллективом общественной сущности человека его образ занимает одно из центральных мест в творчестве древних мастеров.

Овладение техникой бронзового литья расширило творческие возможности древних мастеров. Появляются бронзовые изделия, орудия труда, оружие. Нередко рукояти бронзовых кинжалов увенчаны головами животных, в частности лосей. Выполненные в металле, они продолжают традиции древней резьбы по дереву и рогу.

Искусство бронзового литья особенно ярко проявилось в предметах Галичского клада (сер. II тыс. до н.э.), найденного в Костромской области и сейчас находящегося в Государственном историческом музее в Москве. Особенно интересен бронзовый кинжал, рукоять которого венчает голова змеи с открытой пастью. В прорези рукояти – изображение ползущей змеи. Среди предметов клада находится бронзовая маска-личина, повторяющая в основных чертах лица антропоморфных мужских идолов. Она увенчана двумя профильными изображениями животных, смотрящими в противоположные стороны. Полая фигура животного с длинным хвостом и «клювовидной» мордой тоже входит в состав клада. В целом бронзовые вещи Галичского клада, вероятно, представляют собой атрибуты, связанные с формированием шаманства.

Важнейшим явлением, почти повсеместно характеризующим эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч.

Существует три типа мегалитических сооружений:

§ Менгиры – одинокие сигаровидные каменные столбы до 20 метров высотой – несут в себе черты и архитектуры, и скульптуры. Иногда на них высекали рельефы, иногда их форма сближалась с человеческой фигурой (условно к менгирам можно относить и «каменные бабы»). Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками.

§ Архитектурное начало сильнее всего выражено в дольменах – скорее всего погребальных сооружениях из нескольких отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Каказе.

§ Более сложные постройки – кромлехи. Самый грандиозный из них был возведен в Стоунхэндже (нач. II тыс. до н.э., Англия) из огромных грубо отесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находится каменная плита – возможно алтарь, составлено из небольших менгиров.

В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль интерпретировать монументы как места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие сообщества данной местности.

В Нью-Грейндже (Ирландия) существует огромный 11-метровый курган из камней и торфа. Через основание кургана на 24 метра вглубь тянется коридор, снизу и сверху выложенный массивными камнями. Он заканчивается тремя помещениями тоже облицованными камнем. В определенные дни лучи восходящего солнца проникают в коридор и освещают центральный зал, расположенный в самой глубине.

В Карнаке (Бретань, Франция) на несколько километров протянулись по равнине ряды вертикально стоящих камней. Сегодня от десяти тысяч первоначально поставленных камней осталось только три тысячи. Хотя под карнакскими менгирами не было найдено ни одного захоронения, неподалеку от них имеется множество мегалитических могил.

В пользу гипотезы о какой-то неизвестной единой культурной традиции говорит также и то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что некоторые из них (например, Стоунхэндж), ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.

2.6 Искусство в начале железного века.

Широкое использование железа окончательно вытеснило каменные орудия и постепенно полностью заменило бронзовые в I тысячелетии до н.э., что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие хозяйственной жизни человека.

Самыми знаменитыми произведениями искусства того периода являются бронзовые и железные изделия, обнаруженные в скифских курганах.

Впервые о скифах мир узнал более 2,5 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей «Истории» Геродот (V в. до н.э.), который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина «скифы»: этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские «раскосые и жадные глаза» — фантазия великого поэта. Условно такие племена скифов называют «европейскими».

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию — весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии. Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно «савроматы», «массагеты», «саки», «сэ». Это — «азиатские скифы». Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и «чисто» скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям, как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результатам раскопок курганов, которые условно называют «царскими», поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее — Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, — в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России (в Москве – в Государственном историческом музее) и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью- Йорке). В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения.

Самыми знаменитыми курганами считаются Чертомлык (правый берег Днепра) и Куль-Оба (Крым). В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун. В курганах был найден традиционный «набор» из личных украшений вождя, украшений коней и оружия, бытовых предметов (в частности кубков). Многочисленное и разнообразное оружие украшалось с помощью золотых пластин, с вычеканенными изображениями, покрывавшими практически всю поверхность ножен, колчанов, рукояток, секир и т.п. Характерной чертой скифского декоративно-прикладного искусства является господство так называемого «звериного стиля», где полнокровный образ животного сочетался с орнаментальным решением деталей.

Уникальной, например, считается находка – кубок из кургана Куль-Оба. Округлый электровый кубок, украшенный в нижней части типично греческим узором, в верхней половине покрыт расположенными по кругу изображениями, представляющими некое последовательное визуальное повествование. На кубке семь фигур мужчин-скифов, шесть из них расположены тремя парами, а один скиф, натягивающий лук, показан отдельно. Такая выделенность позволяет видеть в нем центральную фигуру. Еще один лук висит у него на поясе. Поскольку в обычный набор вооружения скифа входил только один лук, сразу возникает вопрос, в чем же состоит функция второго? В 1970 г.известный московский скифолог проф. Д.С.Раевский внимательно исследовал разные варианты скифской генеалогической легенды, фрагментами сохранившейся в греческих и латинских текстах. Из этих вариантов сложился следующий стержневой сюжет легенды о происхождении скифов. В мифологии каждого народа есть свой первопредок, как правило, царь. У скифов таким первопредком был царь Таргитай, рожденный от брака Неба и Земли (обычная для всех индоевропейских народов мифологема). У него было три сына (тоже весьма популярная ситуация, перешедшая в волшебные сказки): Колаксай, Липоксай и Арпоксай. Почувствовав приближение старости и задумавшись о наследнике, Таргитай поставил перед сыновьями условие: на царство взойдет тот, кто сможет натянуть его лук и подпоясаться царским панцирным поясом. Старший сын стал натягивать лук, но лук вырвался из рук и ударил его по челюсти; среднему сыну непокорный лук повредил голень и только младший сын справился с задачей и стал царем.

  1. Погребения каменного века

Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов Ямной культуры2 выделялся кромлех3 — пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7м.

Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из них возвышались еще каменные надгробия, надмогильные статуи; каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические — отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек.

До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы — бога или человека, — дискуссионен. Одно бесспорно: в III тыс. до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом — соотношение обратное. Так, в III—II тыс. до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших анималистов в истории живописи—художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек.

Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Все это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники более высокого этапа в развитии мышления и общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения — мегалитические погребения1, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены2. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7м и толщиной до 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчетам известного археолога Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек3.

Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет Назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Несомненно, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции — четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую — плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца 3-го тыс. до н. э. Среди них особенно интересна одна — круглая в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Эта башня неминуемо развалилась бы, если бы ее целиком не засыпали землей. Нормального распределения функций опор и свода здесь еще не было. Скорее всего настоящие дольмены тогда строить не умели.

Этапы возведения дольменов восстанавливаются только гипотетически. Создатели дольменов проявили себя не только в качестве строителей, но и архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции — несущие свод опоры — и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 кв. м, как в Эшери. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписанных изнутри ящиках. Исследователи мегалитов Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...