Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Относительная хронология 1 страница



Простейший и наиболее древний способ датирования — это относительная ссылка по времени, которая не требует специальной хронологической системы (например: жители г. Эпидамна изгнали аристократов «до войны» — Thuc., I, 24). Исключая ученых, люди обычно мало заинтересованы в абсолютных временных обозначениях; вместо этого они пользуются относительными временными ссылками. Первобытные народы, как правило, не знали возраста человека, им было только известно, кто самый старший в той или иной группе (Nilsson, с. 98).

Счет поколений — простейший прием хронографии. Чтобы вычислить продолжительность (из других источников неизвестную) IV и V египетских династий, ученые складывают годы жизни сменявших друг друга дворцовых чиновников. Аналогичным образом древнейшие греческие историки, подсчитывая поколения, устанавливали хронологические рамки своих повествований. Первый греческий исторический труд Гекатея Милетского назывался «Генеалогии». Александрийские ученые использовали этот же прием для установления синхронизмов: «Гекатей жил во время Дария I и был старше Геродота».

Относительная хронология отталкивается от какого-нибудь известного момента времени. Фукидид датирует события, приведшие [с.58] к Пелопоннесской войне, сделав отправной точкой своей хронологии захват Потидеи (F. Jacobу, — GGN, 1928, 1). Полибий с целью определения даты разграбления Рима галлами (основной даты в его хронологии Рима) утверждает (I, 6, 1), что это событие произошло одновременно с заключением мира Анталкидом* и захватом г. Регия Дионисием, через 19 лет после сражения при Эгоспотамах** и за 16 лет до битвы при Левктрах***. Эратосфен (ок. 250 г. до н.э.) при помощи ряда таких опорных дат, которые он использовал в качестве точек отсчета, составил первую научную хронологию.

Любая датировка, однако, полезна только в том случае, если известна удаленность даты от настоящего времени; каждая система датирования должна быть соотнесена с настоящим. В надписи, известной по месту находки под названием Парийской хроники (Marmor Parium), события древности перечислены по их удаленности от даты ее составления (264/3 г. до н.э.): «С того времени, когда Кекроп стал царем Афин, — 1218 лет». Этот прием, который (в скором времени) сделал Парийский список бесполезным, показывает существенный недостаток относительной хронологии, которая понятна только в связи с какой-то абсолютной датой49.

Однако элементы абсолютной хронологии — не изолированные даты, но однородные отрезки времени, непрерывный ряд которых приводит к настоящему. Абсолютная хронология заимствует понятие «год» из календаря, но хронологический год — это единица измерения истории, т.е. звено в цепи лет, обозначенных другим способом. Это сквозное обозначение и отличает хронологический год от календарного.

  1. Естественнонаучные методы в археологии

Важность установления достоверной даты археологических объектов достаточно очевидна и не требует подробного разъяснения. Фактически установление даты означает получение дополнительного признака, который обычно приравнивается к паспортным, хотя и отличается от таких признаков, как место и условия находки тем, что содержит элементы интерпретации. Фактор времени играет большую роль в археологии, и практикуется несколько способов его определения. Различают относительную хронологию (позволяет установить порядок, некую последовательность тех или иных событий, объектов, слоев, могил, вещей и т.д.), и абсолютную (датирует событие в абсолютных цифрах с большей или меньшей точностью в какой-либо системе летоисчисления). Без привязи к историческим источникам на основе лишь археологических методов датировка может быть только относительной (метод стратиграфии, типологический, перекрестная датировка). Однако новые возможности открыли геохронологические и естественнонаучные методы. Сюда относятся дендрохронология, датировка по термолюминисценции, калий-аргоновый и радиоуглеродный способы датировки. Исключительно для относительного датирования используются анализ обсидиановых останков, спор и пыльцы древних растений, а также археомагнитный, радиометрический, коллагеновый и фторный анализ. Существует также отдельная группа методов, называемая историко-филологической. Она включает в себя датировку по свидетельствам исторических сочинений, древним надписям, монетам, художественным особенностям изделий и изображений. Одним из двух собственно археологических методов является метод стратиграфии. Фиксируя некоторую последовательность комплексов, она дает наиболее точные данные для относительной хронологии. Именно поэтому многослойные поселения для археологии так важны. Темп нарастания слоя на разных памятниках может быть различным. Поэтому определение даты вещи только по ее месту в слое относительно материка и современной поверхности абсолютно невозможно. Определенные трудности могут возникать при сопоставлении различных памятников, когда вместо одной стратиграфической колонки имеется две или несколько. В таких ситуациях следует отталкиваться от того, что наиболее сходные по сочетанию признаков слои можно считать наиболее близкими по дате. Однако, если установлено, допустим, что слой А одного поселения соответствует слою Д второго, это еще не приводит к отождествлению по дате остальных слоев этих поселений, поскольку длительность их отложений может быть разной, а некоторые слои могут отсутствовать на одном из поселений по какой-либо исторической причине. Поэтому такая же процедура должна быть выполнена и со всеми остальными слоями. Сопоставление дат может быть уточнено, если учесть не только набор типов, но и процентное соотношение количества вещей этих типов в каждом слое. Ошибки при датировании по процентному соотношению возникают из-за того, что оно может зависеть не только от даты, но и от других исторических причин.

Задача, стоящая перед археологом (датировка и синхронизация) значительно осложняется, когда объектом исследования становятся однослойные поселения или комплексы, не связанные со стратиграфией. Очевидно, что полное сходство, тождество сколько-нибудь крупных комплексов невозможно, поскольку археологический материал чрезвычайно разнообразен. Степень сходства или различия между ними может быть зафиксирована, но истолкование отмеченных различий может быть по крайней мере двояким: различия как результат хронологических изменений или же как результат локальных особенностей. Важнейшей частью стратиграфии является фиксация всех находок, необходимая для того, чтобы в дальнейшем можно было восстановить их последовательность. Второй основополагающий метод археологии – типологический. Он основывается на объединении находок в типологические ряды – серии вещей, имеющих один или несколько повторяющихся или прогрессирующих признаков. Для установления даты типа необходимо иметь некоторую серию опорных комплексов, содержащих вещи этого типа. Отрезок времени, ограниченный крайними датами в этой серии, и будет определять дату типа. Очевидно, что надежность и достоверность такой даты прямо зависит от числа использованных опорных комплексов. При достаточном количестве комплексов истинность даты группы может быть проверена по характеру распределения дат комплексов. При статистически достаточном количестве однотипных вещей можно с некоторой вероятностью вычислить интервал, в течение которого данный тип находился в обиходе. Задачу, аналогичную датировке типов вещей, представляет собой датировка признаков. Разница в том, что вместо датированных комплексов используются даты групп вещей, обладающих этим признаком. Это важно не только для изучения эволюции вещей, но и для датирования отдельных артефактов, не представленных или недостаточно представленных в датированных комплексах. Особую роль это играет при датировании сложных уникальных предметов и случайных находок, которые через комплекс вообще не могут быть датированы. В последнем случае датировка сводится к процедуре датирования признаков, т.к каждая вещь может быть представлена как их совокупность. Историко-филологические методы предполагают возможность определения хронологической принадлежности древней вещи по ее художественным особенностям. Основные принципы изучения памятников древнего искусства были разработаны во второй половине XVIII в.И. Винкельманом. Суть этих принципов в их современном понимании состоит в том, что для каждой исторической эпохи и даже для отдельных периодов и культур существовали свои особенности художественного творчества, присущие только данной эпохе, данной культуре, данному этносу. В принципе всегда можно указать конкретные признаки художественной культуры данного периода или этноса. Но научный метод состоит не в характеристике каждого отдельного случая, а в нахождении общих правил такого распознавания. Выразительные особенности (стилистические признаки) различных древних культур и эпох хорошо прослеживаются при сравнении одинаковых по содержанию образов. Одни и те же образы в разных культурах и в разные периоды создавались различными выразительными средствами. И наоборот, в рамках одной художественной традиции для создания разных по содержанию образов использовались очень близкие или даже одинаковые изобразительные элементы. Это почти неизменные детали, из которые складываются изображения. Разделяя мысленно или на бумаге изучаемые изображения на такие блоки, археолог ищет подобные элементы в других уже датированных материалах, определяя на этом основании дату предмета исследования. На сходстве или идентичности артефактов основана также датировка по аналогиям. Этот метод немецкий археолог Эггерс назвал "методом домино": комплексы с одинаковыми вещами выстраиваются в длинную цепочку как костяшки домино. Например, кувшины с одинаковыми признаками были найдены в слоях III периода микенской культуры в Греции и в памятнике XIV-XII вв. до н.э. в Египте. В нем же вместе с микенскими кувшинами были обнаружены бронзовые фибулы в виде английской булавки. Такие же фибулы найдены в Германии, в Тироле, вместе с керамическими урнами, имеющими три вертикальные ручки. Близкие по форме урны известны в находках на южном побережье Балтики. Таким образом, вся эта цепочка вещей и комплекс может быть датирован XIV-XII вв. до н.э. Более надежные результаты дает метод перекрестных датировок, при котором комплексы выстраиваются в цепь не в одном направлении, а как бы навстречу друг другу. Такие даты были установлены для II периода среднеминойской культуры. В этом слое найдены египетская статуэтка с надписью, по которой она датировалась XX-XVIII вв. до н.э. С другой стороны, в Египте при раскопках памятника этой эпохи найдено много черепков керамики, изготовленной в стиле, характерном для среднеминойского периода II.

Значительно чаще обнаруживают не идентичные вещи, а аналогичные, т.е. сходные с какими-то другими, дата которых так или иначе известна точно или предположительно. Отсюда и название – датировка по аналогии.

Схема рассуждений примерно такова: предмет, найденный в недатированном комплексе, имеющий значительное сходство с другим предметом из датированного, можно отнести к периоду, близкому к дате второго предмета. Сложность в определении понятия "близко". В разрешении этого вопроса решающую роль играет место находки первого предмета и один из постулатов теории диффузии, согласно которому все основные достижения культуры произошли в древних цивилизациях, а затем распространились на "варварскую периферию". Таким образом, предмет, найденный дальше от предполагаемого культурного центра, скорее всего, будет подражанием предмету, найденному ближе, т.е. по времени несколько более поздним.

Однако стоит учитывать, что сходство между вещами иногда может возникать независимо от культурных влияний, на основании чисто функциональных или технических задач, которые решали живущие в разных местах, но в сходных природных и социальных условиях люди, изготавливая те или другие вещи.

  1. Археологическая периодизация истории древности

Вся история человечества, как известно, делится на пять боль­ших периодов, связанных с развитием той или иной социально-экономической формации: первобытнообщинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.Первый период развития человечества — первобытнообщинный родовой строй — существовал длительное время, в течение кото­рого менялся человек, развивались и совершенствовались орудия труда, а также общественные отношения людей. Эпоха первобыт­нообщинного строя в свою очередь делится на отдельные истори­ческие периоды, в основе которых лежат изменения в структуре общества, общественные отношения людей: первобытное стадо, родовой строй и эпоха разложения первобытнообщинного строя. Однако из названия периодов не ясно, каким было материальное производство. Археологи разработали свою периодизацию, в ос­нову которой положен ведущий материал, из которого сделаны главные, характеризующие эпоху, орудия труда. По этой периоди­зации вся история человечества делится на эпоху камня, бронзы и железа. В свою очередь каждая из этих эпох подразделяется на отдельные периоды и культуры. Продолжительность каждой из эпох различна. Так, эпоха камня продолжалась во много раз дольше, чем эпоха бронзы. И все же любая археологическая эпоха — это очень длительный отрезок исторического развития. За 600—800 тыс. лет существования эпохи камня непрерывно совершенствовались каменные орудия труда и приемы их изготовления, изменялся сам человек, накапливались его опыт и умение, поэтому каменный век в науке делят на не­сколько периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Между каменным и бронзовым веком был переходный период, характери­зовавшийся медными орудиями труда, так называемый энеолит (медно-каменный век). С освоением способа получения бронзы, т. е. сплава меди и олова, начинается бронзовый век. В южных районах он начи­нается с третьего тысячелетия до н. э., а в более северных, лес­ных территориях — несколько позже, примерно во втором тысяче­летии до н. э. Наконец, с изобретением способа массовой добычи и широким распространением железа, примерно с IX—VIII вв. до н. э., человечество вступает в железный век. Таким образом, археологическая периодизация построена на эволюции основных орудий труда и способах их изготовления; в ней более подробно учтены основные особенности исторического развития. Однако она не дает прямого представления о том, как развивалось человеческое общество в целом. Очевидно, дополнив этапы археологического развития схемой развития общества, можно получить более полную периодизацию, чем отдельно су­ществующие периодизации — историческую и археологическую. Кроме того, некоторые археологические этапы, например периоды каменного века, могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории земли.

Каменный период 2 млн. - III тыс. до н. э. Палеолит · Ранний (нижний) - 2 млн. - 80 тыс. лет назад · Средний- 80-35 тыс. лет назад · Верхний- 35-8 тыс. лет назад
Мезолит VIII-V тысячелетие до н.э.
Неолит VI-IV тыс. до н.э.
ЭнеолитV-III тыс. до н.э.
Металлический период с III тыс. до н.э. Бронзовый век III-I тыс. до н.э. · Ранняя бронза- III тыс. до н.э. · Средняя бронза- II тыс. до н.э. · Поздняя бронза- конец II - I тыс. до н.э.
Железный век с I тыс. до н.э. · Раннее железо- до IV в. н.э.
  1. Основные этапы антропогенеза

Своеобразие австралопитековых в наилучшей степени можно подчеркнуть, придав им ранг самостоятельного семейства, равного семействам понгид и гоминид. Внутри семейства выделяются два подсемейства. Первое включает самых древних и примитивных представителей. На основании имеющихся краниологических данных все они вписываются в рамки одного рода и, возможно, вида. Получение новых данных может изменить эту картину.Второе подсемейство австралопитецин включает два рода, каждый из которых делится на два подрода. Первый род – "парантропы"; вероятно, два выделяемых подрода заслуживают статуса самостоятельных родов в силу полифилетичности группы. Первый подрод включает три вида: наиболее ранних представителей массивных австралопитеков, восточноафриканских "парантропов" с двумя подвидами (высоко- и низколицым) и новый вид, схожий с "ранними Homo". Второй подрод "парантропов" включает южноафриканских массивных австралопитеков.Второй род австралопитецин – грацильные австралопитеки. Его первый подрод включает два вида: восточноафриканских грацильных австралопитеков с двумя подвидами и южноафриканских грацильных австралопитеков. Второй подрод монотипичен, к нему относятся грацильные "ранние Homo".Семейство гоминид подразделяется на два подсемейства. Первое монотипично, включает наиболее примитивных представителей "эугоминид". К первому виду относятся большинство "ранних Homo", подразделенных на два подвида – древний массивный и молодой грацильный. Ко второму виду относятся "пре-архантропы" с двумя расами – прогрессивной африканской и архаичной дманисской.Собственно гоминины включают два рода. Первый – питекантропы – наиболее разнообразен, подразделяется на три вида. Первый вид – архантропы – делится на два географических подвида: ранний яванский и ранний афро-евро-азиатский. Второй вид – пре-палеоантропы – содержит три географических подвида: поздний материковый азиатский, яванский и афро-евро-азиатский с двумя расами – афро-европейской и материковой азиатской. Третий вид – палеоантропы – разделяется на два хроноподвида, практически соответствующих понятиям "атипичных" и "классических" неандертальцев, последний из которых специализирован.

  1. Олдувайская и ашельская эпохи

Олдувайская эпоха палеолита (около 3 млн. — 900 тыс. лет до н.э.) выделена совсем недавно (в 60-х гг. XX в.) благодаря исследованиям английских археологов Мэри и Луиса Лики в Олдувайском ущелье (Танзания, Юго-Восточная Африка). Здесь найдены каменные орудия и костные остатки первого человека Homo habilis (в переводе с латыни «человек умелый»). Этот период очень длителен, на его протяжении жил не только примитивный хабилис, но и вполне «продвинутые» по сравнению с ним питекантроп (от греч. «пи'текос» и «а'нтропос») и сина'нтроп {от лат. Sina — «Китай» и греч. «а'нтропос»), стоянки которых обнаружены на юге Европы и в Азии. Для всех стоянок характерны общий набор орудий и их сходная обработка. Древнейшие орудия примитивны и грубоваты, что объясняется отсутствием необходимых трудовых навыков и несовершенством физического строения людей того времени, особенно руки. Первым мастерам было трудно наносить меткие удары, точно обрабатывать кость или камень. Тем не менее, набор олдувайских орудий довольно разнообразен. В нём есть практически все типы изделий каменного века. Однако некоторые из них представлены многочисленными сериями, другие же широко распространились лишь в последующие эпохи.

Эпоха ашель. В долине между Главной и Средней грядами Крымских гор открыты не менее 15 пунктов со скоплением предметов ашельского времени. Они группируются в двух районах: юго западном (долина рр. Бурульча, Бодрак, Бельбек и Aльма) и юго- восточном (долины p. Бурульча и Индол, междуречья Бурульчи и Биюк-Карасу, и Кучук-Карасу). Все памятники расположены в сходных условиях: на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от рек и источников и по соседству с залежами кремня. Среди инвентаря памятников, прежде всего, обращают на себя внимание двусторонне обработанные орудия - ручные рубила длиной до 15-20 см. а также грубые рубящие орудия иных типов.

Основным орудием труда ашельской эпохи было ручное рубило - массивное каменное орудие, в основном мало миндалевидную форму с острыми краями и концом. Выпуклый конец рубила (так называемая пятка) оставался необробле-ным, чтобы его было удобнее держать в руке во время работы. Ранние рубила носили волнообразное в профиле рабочее лезвие. Концы поздних образцов были ровными, а сами орудия - меньше по размерам и имели более четкую стандартизированную форму. По назначению рубила были полифункциональными орудиями и использовались как для получения и обработки продуктов питания (расчленения туш дичи, резки и рубки мяса, выкапывания корнеплодов и съедобных корневищ, разбивание костей для извлечения мозга), так и для изготовления из других материалов различных орудий: деревянных копий, рогатин, дубин, отделения рогов и т.д. С ашелем совпадали периоды, когда климат был сухим и теплым. Жили люди, очевидно, в шалашах, сооружаемых из ветвей деревьев и шкур животных. Главным занятием была охота. С вершин, под которыми располагались стоянки, открывался вид на ближние и дальние окрестности, что позволяло выслеживать стада крупных животных. На них устраивалась загонная охота. Это требовало от людей, вооруженных такими примитивными орудиями, как копье и дубина, большой физической силы, ловкости, выдержки, хорошего знания различных охотничьих приемов. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время, о чем свидетельствуют обожженные камни с крымских Рашельских стоянок. Можно предположить, что люди пришли в Крым с запада, из Центральной Европы, и с юго-запада, с Балкан, хотя нельзя исключить и проникновение отдельных групп с Кавказа. В долине притока Альмы речки Бодрак, в нескольких пунктах Белогорского района, на Карадаге, близ Артека и в других местах найдены очень примитивные каменные орудия. Особенности их обработки позволили предположить, что они относятся к эпохе ашёлля или даже более раннему времени.
Однако ни одно из этих орудий не извлечено из культурного слоя в процессе раскопок, они оказались на поверхности земли случайно, в результате размывов и выдувов. Многие исследователи полагают, что изделия, изготовленные в столь давние времена, нельзя датировать только по их внешнему облику. Требуется так называемый археологический, а еще лучше геологический, контекст. Иными словами, более или менее верно определить положение орудий во времени можно тогда, когда они обнаружены в процессе раскопок культурных напластований, которые, в свою очередь, находятся в каком-либо
геологическом слое. До тех пор, пока это не сделано, домустьерский возраст самых древних в Крыму местонахождений каменных орудий остается под вопросом. Следовательно, до конца не ясно, хотя и вполне вероятно, был ли заселен Крым предками современных людей в раннем палеолите.

_________________________________________________________________________

Ашельская эпоха представлена значительным количеством найденных памятников. Они распространены значительно шире, чем олдувайские и известны в Передней Азии, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной и Западной. В Средней Европе их значительно меньше. В Северо-Восточной Евразииашельская эпоха мало представлена и в большинстве случаях памятники относятся ко второй половине ашельской эпохи. Расположены они в южных районах Кавказа и Предкавказья. Также памятники найдены в Молдавии, в Средней Азии, на Алтае, в Казахстане, на территории Монголии.

Заселение человеком тех или иных регионов во многом зависело от природных условий плейстоцена — в периоды оледенений продвижение в северные и умеренные области было очень ограниченным, напротив, в периоды межледниковий, когда природные условия были значительно мягче, человек мог осваивать новые пространства.

Ашельская эпоха получила широкое распространение памятников, что исключает возможность проникновения ашельского человека на эту огромную территорию из единого центра. Однако малочисленность материала делает реконструкцию путей заселения достаточно дискуссионной. Люди могли приходить из Передней Азии в Закавказье, Северный Кавказ, в Прикубанье, из Западной и Центральной Европы — на Русскую равнину. Территория Северной Азии могла быть заселена, по меньшей мере, по двум направлениям — из Передней и Юго-Восточной Азии, Монголии. Среди ашельских памятников выделяются стоянки, т.е. места обитания древних людей, при исследовании которых находят культурные слои, залегающие в согласии с геологической стратиграфией, и местонахождения — места находок предметов той или иной эпохи вне связи с культурным слоем и стратиграфией, очень часто это результаты сборов на поверхности. Эти же названия употребляются для обозначения аналогичных памятников для всех последующих эпох.

Ашельская эпоха в Восточной Европе представлена памятником Королево (Западная Украина), древние слои которой относятся к раннему ашелю. Ко второй половине и финалу ашеля относятся нижние культурные слои ряда пещер Центрального и Северного Кавказа — Азых в Нагорном Карабахе, где найдена челюсть архантропа,Кударо 1-3, Цона (Центральный Кавказ), Треугольная (Северный Кавказ).

В долинах Прута, Днестра и Днепра известно несколько десятков домустьерских стоянок и местонахождений. На территории Приазовья и нижнего Дона имеется ряд домустьерских местонахождений, в инвентаре которых прослеживаются различия в типах орудий и их оформлении, что свидетельствует о присутствии носителей разных культурных традиций. На территории Кубани ашельская эпоха представлена не менее 50 памятниками.

Ашельская эпоха представлена и на территории Сибири. Находки последних двадцати лет опровергают сложившееся представление о непригодности пространств Сибири для обитания людей в домустьерское время: на Алтае обнаружены местонахождения (Улалинка, Кизик-Озек) и хорошо стратифицированные памятники (Усть-Каракол, Кара-Бом, Денисова пещера), нижние слои которых могут быть отнесены к финалу ашеля. Каменный инвентарь весьма разнообразен и указывает на то, что население, оставившее алтайские памятники, могло прийти с территорий Средней Азии, Казахстана и Монголии.

Техника изготовления орудий труда:

Ашельская эпоха начинается с широкого распространения новых типов орудий труда, таких как ручного рубилаи колуна-кливера, которые отличались по форме и были крупнее орудий олдувайской эпохи.

Ручное рубило — это довольно крупное массивное орудие труда (до 35 см), которое было сделано из цельного куска камня или же отщепа при помощи двусторонней оббивки. Наиболее часто это орудие имело один заостренный конец. Также было два продольных массивных лезвия. Общая форма орудия была миндалевидная или овальная. Не так редко второй же конец так и оставался необработанным. Рубило — это первое орудие, которое имеет относительно стандартную форму и его может опознать даже неспециалист. Его рубящий и заострённый край указывает на то, что ручное рубило было универсальным орудием. И, прежде всего, оно было ударным. Но это орудие служило и для выкапывания съедобных корней из земли. При его помощи древние люди добывали мелких и крупных животных, расчленяли их туши, обрабатывали древесину и кость.

Ашельская эпоха обладала и другим видом орудий. Это изделия, у которых имеются необработанные при помощи ретуши поперечные лезвия, симметрично обработанные края. Они получили название кливера или же колуна.

Ашельская эпоха была характерна наличием изделий, для которых было характерно небольшое количество сколов, полученных при помощи обработки. Края же были, как правило, неровные. При помощи эксперимента археологами было доказано, что подобные сколы получались вследствие их снятия в результате удара по заготовке каменным отбойником. Ашельская эпоха в период среднего своего развития обладала техникой обработки камня, кости, рога, дерева при которой стало возможным выравнивать поверхность изделия тонкими снятиями. Орудия труда становятся намного тоньше и изящней. Кроме этого они становятся и симметричней, а продольные края получаются гораздо ровнее и тоньше. Ашельская эпоха также сохранила использование чопперов, орудий с выемчатыми и зубчатыми краями, которые использовались и в эпоху Олдувай.

Возрастает количество орудий, которые были изготовлены на отщепах. Они становятся более тонкими и правильными. Появляются пластинчатые заготовки, они тоньше и длиннее отщепов и имеют более правильные прямоугольные или треугольные очертания. Орудийный набор ашельских памятников очень разнообразен: это многочисленные скребла и скребки, предназначенные для обработки шкур и кожи, разнообразные острия, которые использовались и как охотничье вооружение (наконечники копий и дротиков), и для выполнения различных колющих операций (проколки, шилья, острия), а также различные группы зубчато-выемчатых форм.

Техника раскалывания в раннеашельскую эпоху очень похожа с техникой обработки камня эпохи Олдувай. Однако при дальнейшем развитии можно выделить различные технологические традиции. Одна из этих техник была названа клектонской (стоянка Клектон в Англии). Для этой техники стало характерным расщепление аморфных нуклеусов, и затем получение отщепов неправильных (грубых) форм; окончательная форма изделию придавалась в основном с помощью вторичной обработки — ретуши.

Ашельская эпоха в финале своего существования получает важные изменения в технике обработки камня. Наряду стехникой клектон и техникой двусторонней оббивки возникает новая техника, получившая шазваниелеваллуа. Название этой технике дала стоянка Леваллуа-Перре под Парижем. Для нее характерна тщательная предварительная подготовка и оформление нуклеуса, что позволяло получать большое количество заготовок достаточно правильной овальной или треугольной формы, которые не нуждались в длительной вторичной обработке для изготовления орудий. Леваллуазские нуклеусы по форме напоминали панцирь черепахи и часто называются черепаховидными.

В настоящее время накопилось много ашельских материалов, которые позволяют проследить локальные особенности инвентаря. В чём причина возникновения локальных вариантов до сих пор не ясна. Одни исследователи считаю, что они возникли из-за различных экологических условий. Другие же главной причиной считают особенностями ведения хозяйства, а третьи же — характером используемого для орудий сырья и, наконец, — отражением культурных традиций, закрепленных в технике изготовления и форме орудий.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...