Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т.Х.Керимов 13 страница



ПРИРОДА - 1) все существующее, весь мир в многообразии его форм; 2) объект естествознания; 3) совокупность естественных условий существования человеческого общества; 4) сущность. Первичный смысл термина исследован В. Шадевальдом. В большинстве европейских языков природа обозначается латинским термином «natura", но его концепция является греческой и заключается в слове "physis" (фисис). Его первоначальные значения связаны с рождением, появлением, произрастанием, особенно в растительном мире, а также в зоологической реальности - рост волос, шерсти, крыльев, рогов. "Фисис" - не вещь, а превращение, событие, живая форма роста. В более общем смысле "фисис" означал процесс становления или происхождения, рассматриваемый как феноменальный, наглядный процесс роста и развития. Характерной чертой роста является то, что из чего-то всегда возникает что-то еще. Таким образом, все растущее является дальнейшим ростом, продолжением. Кроме того, нечто уже существующее, выросшее к данному моменту, имеет тенденцию к новой форме и очертанию. Весь этот процесс становления и направляющая активность «фисис» происходят на собственной основе, так что источник движения лежит в самой становящейся вещи.

На основе выработанного к этому времени содержания понятия («фисис» встречается уже у Гомера) Аристотель сформулировал три основных значения природы. Во-первых, «фисис» есть становление всех вещей, которые содержат внутри себя источник движения. Собственный источник принципиально отличает природу от «технэ». Техника тоже обеспечивает становление, так что нечто производится; переходит из потаенности в открытость, но в ней источник движения лежит вне процесса роста - в деятельности демиурга. Признак саморазвития заставляет считать природой не только царство жизни, но также химические и физические процессы. Во-вторых, «фисис» является недифференцированной материальной основой всего становящегося, тем, из чего нечто растет, первоматерией, присутствующей во всем разнообразии вещей. Здесь снова обнаруживается сопоставление природы и техники: изделие не может появиться без соответствующего материала. А поскольку демиург действует по образцу, то «фисис» получает еще и третье значение идеи-образа (в духе Платона) или формы. Они являются целью всего, что возникает и растет. Для греков все самодвижение П. реализуется не просто в форме причинения чего-то, но как упорядоченное и целенаправленное действие. Следует отметить, что наличие демиурга далеко не всегда признается, эта фигура нередко как бы «выносится за скобки». Тем не менее, цель, которую он должен был бы поставить, существует в самом процессе в виде заключенной в нем тенденции роста.

Соответственно этому взгляду П. как сущность какой-либо вещи заключается в том, что она а) возникает из определенного материала, продолжающего существовать в ее специфическом качестве; б) отличается специфической формой роста; в) рост ее направлен к реализации вполне определенной конечной формы - энтелехии.

П. как целое почти сливается с космосом, но различие все же есть: в понятии космоса акцент делается на результате развития - прекрасном и гармоничном целом. «Природа» акцентирует внимание на источнике и процессе развития. П. упорядочивает, творит, конструирует, учит человека и указывает путь технике. Человек же в своей демиургической деятельности должен стремиться к подражанию природе. В.В.Чешев убедительно показал, что идея подражания природе не оказала значительного влияния на развитие античной техники, она существовала, скорее, как лейтмотив технической деятельности и создавала тот эмоциональный фон, на котором она совершалась.

Мировоззрение средневековья выдвинуло на первый план божественного демиурга. Бог стал источником и конечной целью всякого развития, соответственно к нему перешла и способность к развитию на собственной основе. Его нередко именовали природой творящей, а созданный им мир - природой сотворенной. Понимание сотворенной П. в целом аналогично античному космосу - прекрасное, гармоничное целое, результат божественной деятельности. Т.о., современное толкование П. как некоторой совокупности объектов восходит не к античному, а средневековому пониманию П. Античная традиция была отчасти восстановлена в эпоху Возрождения. В русле идей гуманизма человек стал рассматриваться как соперник Бога в демиургической деятельности: Бог сотворил П., а человек творит культуру. В творении культуры он обращается к П. как учительнице всех дел.

Развитие институционализированной науки, сформировавшейся в Новое время, привело к воззрению на П. как на объект освоения и взятия. Ученый-естествоиспытатель в точном значении термина есть тот, кто пытает П., а его экспериментальные средства - орудия пытки. В известной мере эта позиция по отношению к П. сохранилась до нашего времени, хотя ее преодоление началось уже в немецкой классической философии - в философии объективного идеализма Шеллинга. Согласно Шеллингу, П., как и человек, - проявление абсолюта. Из этого тезиса следовало, что природа не чужда человеку и даже «созвучна» ему. Распространение философии Шеллинга в России вызвало, в частности, поток «описаний природы» в художественной литературе, П. начала активно «отзываться» на происходящие события и изменения в душевном состоянии героев. Затем Гегелем была сформулирована идея, определившая позднейший взгляд на П., присущий экологии и сопутствующим идейным движениям: П. есть свое иное человека.

Практическое отношение человека к П. развивалось почти независимо от изменения философских или научных воззрений на нее. Оно характеризуется следующими общепризнанными тезисами. 1) П. есть совокупность естественных условий существования человеческого общества, а в качестве таковой она всегда оказывала и оказывает влияние на его функционирование и развитие; 2) характер и степень воздействия природы на общество зависит от состояния самого человеческого общества; 3) существенным признаком человечества является активное отношение к природе, ее преобразование в соответствии со своими целями; 4) в истории взаимодействия человечества и П. имели место два переломных момента - неолитическая революция и промышленная революция. Первая связана с появлением земледелия, а, следовательно, со становлением нового типа экономики -«производящей», вторая вызвана становлением и развитием машинного производства. Машинное производство резко увеличило степень воздействия человечества на П.

Созданные человеком материальные условия его существования принято называть «второй П.». Ее активным компонентом является техника. После промышленной революции в развитии «второй П.» обнаруживается собственная внутренняя логика, и признаки, присущие саморазвитию, несмотря на ее рукотворностъ. Этому способствует то, что техника как целое обрела системное строение, а общая производительность труда настолько возросла, что любое изменение каких-либо элементов технической системы, вызвавшее повышение производительности, ведет к соответствующему изменению других элементов, поскольку оно в принципе не может быть «компенсировано» дополнительными затратами живого труда. Развитие техники в целом носит не столько целесообразный, сколько энтелехийный характер: каждое новое техническое средство создается для определенной цели, но его применение как правило вызывает ряд последствий, которые не планировались и не ожидались, а взятые в совокупности технические инновации обнаруживают тенденции, напоминающие о ходе природных процессов. Техника стремится к некоторой идее-форме, но эта форма не была задана каким-либо субъектом технической деятельности. В результате оказывается, что человек следует логике технической эволюции, но не определяет ее реально. По мере нарастания массы «второй П.» она оказывается вполне сравнимой с П. как таковой, а масштаб человеческой деятельности - сопоставимым с масштабами природных геологических и даже космических процессов.

Осознание того, что человек собственной деятельностью подрывает природную основу своего существования, привело (приблизительно в середине двадцатого века) к изменению ценностного отношения человека к П., к формированию чувства известной ответственности человека за свои природопреобразующие действия. Одним из первых теоретических выражений этой позиции стала концепция ноосферы, созданная В.И.Вернадским и Т. де Шарденом. Концепция ноосферы дала толчок интенсивному развитию экологии как науки, началу формирования феномена экологического сознания. Экология исходит, в сущности, из гегелевского понимания П. в ее отношении к человеку как своего иного. Тем не менее, П. до сих пор остается объектом интенсивного освоения и «взятия».





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...