Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
“… для ученого существенно сохранить контакт
с реальностью и практикой, поскольку тот, кто
ее презирает, расплачивается за это тем, что
неизбежно впадает в схоластику”
К. Поппер
Позитивизм (от лат. – положительный) – философское течение, признававшее единственным источником “позитивного” знания специальные науки, опирающиеся на эмпирический опыт. Начало этого философского направления положено в середине XIX века в трудах Огюста Конта (1798 – 1857), Джона Стюарта Милля (1806 – 1879), Герберта Спенсера (1820 – 1903).
О. Конт подчеркивал, что позитивное знание, в отличие от отвлеченных рассуждений прежней философии, должно быть точным, полезным, достоверным; истинный дух науки – не поиск конечных причин, не объяснение явления, а описание того, как оно происходит.
В конце XIX в. позитивизм стал называться эмпириокритицизмом (критика опыта), основным представителем которого был Рихард Авенариус (1843 – 1896).
В 20-е годы XX в. возник неопозитивизм (логический позитивизм), у истоков которого стояли Мориц Шлик (1882 – 1936) и Рудольф Карнап (1891 – 1970). Неопозитивизм увидел задачу философии в анализе языковых средств выражения знания. Осмысленными объявляются только те высказывания, которые допускают опытную проверку – “верификацию”.
В 50-е годы возник постпозитивизм, начало которого связывают с работами Карла Поппера (1902 – 1994), британского философа, логика, социолога, заявившего, что важнейшей задачей философии является проблема демаркации, т.е. различения научного и ненаучного знания, различение эмпирических наук и логики, математики, философии. Методом демаркации ученый считает фальсификацию – принципиальную опровержимость (фальсифицируемость теории – это ее способность к критическому испытанию).
В отличие от позитивистов и неопозитивистов, постпозитивисты не считают науку самодостаточной, а отмечают ее зависимость от социально-культурных факторов, в том числе от философских идей.
Вывод: Философско-методологическая мысль прошла сложную эволюцию в
XIX – XX вв. от отрицания роли философии в развитии науки до ее
признания.
Прагматизм как американский вариант позитивизма.
“Сколько ничтожных книг, плохих статей, глупых речей,
посредственных мужчин и женщин необходимо для того,
чтобы появилось несколько ценных экземпляров. Золотая
россыпь рождается в массе кварцевого песка, и это
относится также к религии и ко всякому другому благу”
У. Джемс
Прагматизм (греч. “прагма” – дело) рассматривает теоретическое знание с точки зрения его практической применимости и полезности. Основные идеи были сформулированы американским философом Чарльзом Пирсом (1839 – 1914) в 70-е годы XIX в. и развиты Уильямом Джемсом (1842 – 1910) и Джоном Дьюи (1859 – 1952). Это философское направление возникло в русле позитивистской традиции и приобрело широкую популярность в США в первой половине XX в.
Прагматизм предложил превратить философию из учения о всеобщих основах бытия и познания в метод решения конкретных проблем, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Мышление рассматривалось как средство приспособления к окружающей среде (ему незачем выходить за пределы опыта). Завершением теоретического рассуждения является устранение сомнения и приведение человека в состояние готовности к действию. Главной задачей философии заявляется достижение “прагматической уверенности”, что перемещает проблему знания из сферы разума в область воли, из гносеологии – в психологию.
Вследствие сближения прагматизма с неопозитивизмом в 40-е годы XX в. возник неопрагматизм, представленный американскими философами У. Куайном и Г. Гудменом. Это философское направление пытается построить такой язык науки, который исследовал бы только практически значимые проблемы и исключал из рассмотрения абстрактные сущности.
Вывод: В первой половине XX в. в духовной жизни США господствовал
прагматизм, к концу века уступивший свои позиции другим
концепциям.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!