Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Артур Шопенгауэр



Теоретик пессимизма.

Волюнтаризм (от слова «воля»). Воля – первооснова бытия.

«Мир как воля и представление». 2 тома: основной – 1-й (1818), 2-й – дополнительный, комментарии к 1-му (1844). Все идеи – в 1-м.

Для понимания его философии необходимо знание учения Канта. Другие источники его философии – Платон и «писания индусов».

Фихте, Шеллинг, Гегель – три софиста послекантовского периода, их философия – пустозвонство. Учение Гегеля – шарлатанство.

«Мир как воля и представление» состоит из четырех частей – книг Þ четыре части системы Шопенгауэра:

1) Теория познания (влияние Канта);

2) Теория бытия;

3) Философия искусства (влияние Платона);

4) Проблемы этики (влияние буддистской философии).

Все произведение – развитие только одной мысли. Четыре части системы – четыре точки зрения на одну мысль.

Теория познания

«Мир есть мое представление, вот истина, которая имеет силу для всякого живого и познающего существа».

Мир – представление в кантовском смысле. Человеческое восприятие мира опосредовано априорными формами. Все наши представления находятся между собой в необходимой и по форме a priori определяемой связи. Человек видит мир сквозь призму априорных форм своего сознания. К восприятию объектов мы добавляем всеобщие формы нашего познания.

Сведение априорных форм к меньшему числу, чем у Канта.

Мир как представление является только одной, внешней стороной мира. Это мир как он дан в нашем опыте, а не как он существует сам по себе. Мир как представление – это объект науки. Наука ничего не говорит о существе мира, только о явлениях.

Теория бытия

Противоречит Канту.

Возможность познать вещь в себе. Философия – безусловное познание сущности мира. Сущность мира – воля.

Искомый смысл мира остался бы скрытым от человека, если бы сам исследователь был чисто познающим субъектом, крылатой головой ангела без тела. Но ведь исследователь сам укоренен в этом мире, находит себя в нем как индивида. Познание опосредовано телом.

Собственное тело дано человеку двумя способами:

1. как объект среди объектов, т.е. как представление;

2. как воля.

Тождество воли и тела. Доказательство: всякое действие воли, т.е. всякий эффект, непосредственно потрясает тело + всякое воздействие на тело воздействует на волю.

Воля – сущность человека.

По аналогии с волей надо понимать остальной мир. Если эту аналогию отрицать Þ точка зрения теоретического эгоизма (мир – только представление). Теоретический эгоизм опровергнуть невозможно, но всерьез он встречается только в сумасшедшем доме, следовательно, требует не аргументов, а лечения.

Мир больше, чем представление. Кроме представления и воли мы не знаем и не можем помыслить ничего.

Для человека, познавшего свою волю, это познание само собой сделается ключом к познанию всей природы.

Мир есть воля, т.к.: условие множественности (любой) – пространство и время. Но пространство и время – не объективные сущности, а формы человеческого сознания Þ вне субъекта никакой множественности нет. Мир един. А если он един, достаточно познать любой предмет в мире, и мы узнаем сущность всего остального – мир везде одинаков. Зная человека, мы знаем весь мир. Сущность человека – воля Þ мира – тоже.

Воля – первооснова бытия.

Характеристики мировой воли:

1) Это дух, нематериальная сущность (разновидность идеализма).

2) Воля едина.

3) Неразумна, иррациональна.

Идеализм Шопенгауэра противоположен гегелевскому.

Воля неразумна. Доказательства:

1) Животные руководствуются инстинктом, а не разумом.

2) Рассмотрение природы человека - «Воля часто действует слепо».

Слепое действие воли – в функциях тела, которыми не руководит познание (напр., пищеварение, кровообращение и т.д.). Таких функций больше, чем сознательныхÞволя есть слепое влечение к бытию без замысла и цели. Воля сама по себе бессознательна, представляет собой слепой, неудержимый порыв.

Человеческий разум – начало, подчиненное воле. Разум – служебен по отношению к воле. Это средство для поддержания индивида и продолжения рода. Средство выживания.

Воля выступает как вечное становление. «Бесконечный поток характерен для развития сущности воли». Воля постоянно в движении, не застывшее начало. Но ее сущность не изменяется (всегда бессознательна, всегда порыв и т.п.). Нет развития субстанции, хотя движение есть.

Воля – всеединое зерно каждого явления. Видимые вещи – ступени объективации воли. В физическом мире – четыре ступени:

1) неорганический мир (где действуют всеобщие силы природы: магнетизм, электричество);

2) растения;

3) животные;

4) человек.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...