Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тоталитарная модель



Мнения исследователей:

rªðФихте заложил основы социализма

PªðФихте – теоретик фашизма.

Социализм: плановая экономика, справедливое распределение собственности, возможность построить хорошее государство в отдельной стране. rНО Фихте не разделял мысль социализма о необходимости упразднения частной собственности для производства. У Фихте из частной собственности изъято т о л ь к о земледелие.

Фашизм. Идея замкнутого государства противоречит идее о r войне для достижения всемирного господства.

Различные составляющие его теории могли быть использованы социалистами и фашистами.

Несколько этапов творчества.

Главное произведение – «Система трансцендентального идеализма» 1800 г.

Четыре части системы:

1) теоретическая философия

2) практическая философия

3) философия природных целей

4) философия искусства

Философия – это история самосознания. Рассматривая становление самосознания, Шеллинг обращается к развитию природы. Природа духовна по своей сущности. Шеллинг – сторонни идеализма природы. Существование во всех вещах есть жизнь. Мертвые вещи – результат потухшей жизни.

Доказательство идеализма природы: сущность материи – протяжение. Но само протяжение слагается из духовных сил. Есть три первичные силы природы: z магнетизм, z электричество, z химизм. Из этих трех сил слагается трехмерное пространство. Т.о., по Шеллингу протяжение организуется благодаря нематериальным силам природы Þ сама материя духовна в своей сущности.

Первооснова мира, или духовный абсолют, - тождество субъективного и объективного, сознательного и бессознательного.

Практическая философия Шеллинга (политическая теория)

Влияние Канта. Шеллинг считает, что человечество прогрессивно движется к правовому государству. Неправовое государство всегда основано на произволе. Шеллинг считал, что правовой строй предполагает вечный мир, т.к. правовое государство основывается на разделении властей, а пока нет вечного мира, всегда будет преобладать исполнительная власть.

Смысл истории – в раскрытии откровения абсолюта. Три ступени открытия и три периода мировой истории:

1) господствует слепая сила судьбы, которая разрушает все великое и значительное. Это период гибели великих империй древности.

2) начиная с Римской республики. Это период господства закона природы. Человечество движется к правовому государству. Этот этап связан с возникновением в будущем всемирного государства.

3) господство провидения. Когда наступит этот период, мы не знаем, но тогда придет Бог.

Шеллинг – сторонник теологического понимания истории.

Философия природных целей

Антиномия: каким образом неразумная природа создала целесообразные результаты (т.е. как возможна гармония и порядок)? Неразумная природа рождает видимо разумные результаты, т.к. в основе ее – духовный абсолют.

Философия искусства

Искусство – высший способ постижения реальности. Искусство есть для философа наивысшее. Искусство – это единственное вечно существующее откровение. Искусство – единственный инструмент философии. Шеллинг выделил два главных элемента художественного творчества:

1) искусство в узком смысле. То, что совершенствуется сознательно и обдуманно. То, чему можно научить и научиться, то, что является результатом традиционной и упорной работы.

2) поэзия. Бессознательное в деятельности художника. Поэзии научить нельзя. Это свободный дар природы.

В искусстве нельзя обойтись без этих двух видов деятельности.

Гений всегда руководствуется сознательным замыслом, но бессознательно он вкладывает в свое произведение множество других смыслов. Даже сам гений не может исчерпать всего множества смыслов его творения. Абсолют – тождество сознательного и бессознательного – лучше всего постигается именно такой деятельностью, которая сочетает в себе оба названных элемента (сознательный и бессознательный).

В будущем произойдет соединение искусства, науки и философии в рамках всеобъемлющей поэзии. Промежуточным звеном на пути к поэзии должна стать новая мифология.

3.11.04

Философия Гегеля

«Энциклопедия философских наук» 1817 г.

Система диалектического идеализма. Он называл свою философию абсолютным идеализмом.

Предмет философии – действительность. «Познать то, что есть – вот в чем задача философии». Но действительностью, помимо философии, занимаются также науки и религия. Различие между ними – не по предмету, а по методу. Религия опирается на особое, так называемое религиозное чувство. Философия – мышление в понятиях. Существует разница между философскими и научными понятиями. Философия не отбрасывает содержания различных наук. Она включает в свой состав основные научные категории, но преобразует их своими собственными категориями. Значит, философия обобщает результаты конкретных наук.

Субстанцией, или первоосновой, бытия является абсолютная идея, которую Гегель отождествляет с Богом. В мире есть разум. Под этим мы понимаем, что разум есть душа мира, пребывает в нем, есть его сущность, его подлинная внутренняя природа. Мышление является не только субстанцией внешних вещей, но также и всеобщей субстанцией духовного.

Идеализм Гегеля – признание идеи единственной субстанции.

Диалектический характер. Диалектика – учение о развитии. В понимании Гегеля, диалектика имеет два аспекта: онтологический и гносеологический.

Онтологический: диалектика – это учение о развитии субстанции. Здесь Гегель новатор, до него все думали, что субстанция – нечто неизменное. Идея саморазвития субстанции утвердилась с работ Гегеля.

Гносеологический: диалектика – метод познания. Диалектический метод предполагает реализацию трех ступеней познавательного процесса:

1) рассудочная. Мышление фиксирует противоположности.

2) диалектическая. Мыслится взаимопереход противоположностей.

3) спекулятивная. Противоположности мыслятся в единстве.

Диалектический метод Гегеля также включает в себя три основных принципа:

1) принцип движения от абстрактного к конкретному. В любой науке необходимо начинать с самых простых понятий, постепенно восходить к более сложным.

2) принцип диалектического синтеза. В соответствии с ним, научное познание развивается в форме триад: тезис, антитезис, синтез. Синтез включает наиболее существенное содержание тезиса и антитезиса. Каждый синтез выступает тезисом в новой триаде. Т.е. спиральное развитие.

3) принцип единства исторического и логического. Историческое развитие философии в точности соответствует логическому развитию субстанции.

«Энциклопедия философских наук» и вся система Гегеля делится на три части (эти три части системы раскрывают три основные этапа развития мировой субстанции):

1) наука логики

2) философия природы

3) философия духа.

Наука логики – основная.

Логику Гегель фактически отождествлял с метафизикой (= с онтологией). Логика совпадает с метафизикой, наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах. Логические мысли, о которых говорит Гегель, - не человеческие мысли. Понятие не настолько бессильно, чтобы существовать только в уме человека. Наоборот, все существующие вещи в этом мире получили свое бытие только благодаря логическим понятиям. Т.е. логические понятия – онтологические реальности. Логика – наука о чистой идее, т.е. об идее в абстрактной стихии мышления. Содержанием науки логики служит изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа (т.е. человека).

В логике описывается взаимопереход категорий. Причем категории – это метафизические определения Бога. Категории выступают как сущности вещей, они являются основанием предметного мира. Три главных категории:

- учение о бытии

- учение о сущности

- учение о понятии.

Первая из категорий должна быть неопределенной, простой непосредственностью. Эта категория – чистое бытие. Нужно понять неопределенность как наипервейшее, но это мы и называем бытием. Это бытие нельзя ни созерцать, ни чувствовать, его можно только мыслить. В силу бессодержательности, чистое бытие переходит в ничто (вторая категория) и обратно. Этот взаимопереход охватывается третьей категорией – становлением. Но оно уже является некоторым качеством, поэтому оно переходит в наличное бытие. Нет ничего ни на небе, ни на земле, что не содержало бы и бытия, и ничто.

Философия природы

Чистая идея переходит в свое инобытие, таковым является природа – вторая ступень. В сфере природы подлинного развития нет. В природе царит дурная бесконечность, непрерывное возобновление сходных индивидов и предметов. Подлинно творческое развитие происходит только в сфере духа.

Философия духа

Наука об идее, возвращается в самое себя из инобытия. Философия духа посвящается человеческому духу. Три главных раздела:

1) субъективный дух

2) объективный дух

3) абсолютный дух

Главная часть «субъективного духа» - психология и антропология.

«Объективный дух» - учение не об индивидуальном человеке, а об обществе и государстве.

Гегель – сторонник существования частной собственность, она необходима для существования личности. Она придает разумность индивидуальному существованию. И Гегель выступает против равномерного распределения частной собственности. Теории, говорящие о необходимости имущественного равенства, - рассудочные фантазии. Гегель развивает философию неравенства. В обществе должно быть три сословия: земледельцы (субстанциальное сословие), причем Гегель не делает различия между помещиками и крестьянами; промышленники; всеобщее сословие (чиновники).

Идея разделения властей. В государстве должно быть три ветви власти: монархическая (=княжеская), правительственная, законодательная.

Монархическая власть. Сувереном может быть только монарх. Народ без монарха – бесформенная масса. Но монарх не должен обладать абсолютной властью. В монархической власти есть еще законы и совещательный орган при монархе. Личность монарха большого значения не имеет. Монарх не должен предлагать никаких проектов, это задача совещательного органа. Функция монарха – сказать последнее «да» и ставить точки над i. Т.е. монарх либо подписывает проект, либо нет. Из истории известно, что монархи не отличаются умом, поэтому данная функция идеальна.

Правительственная власть – чиновники. Задача – реализовывать постановления, подписанные монархом. Причем правительство назначается монархом по представлению его помощников.

Законодательная власть подчинена правительственной и монархической (концепция соподчинения властей). Всеобщие выборы в законодательную власть не нужны и вредны, потому что народ сам не знает, чего хочет. Все великие решения были приняты вопреки общественному мнению. Законодательный орган должен формироваться на основе выдвижения представителей от сословий и корпорация. Но общественное мнение должно быть услышано правительством, для этого нужна пресса. Это нужно, чтобы люди не предпринимали действий против правительства.

Государство будет существовать всегда, оно необходимо. Государство есть шествие Бога по земле.

Диалектика гражданского общества. Возникает существенное имущественное неравенство Þ столкновения между людьми. Но революцию как способ ликвидации этой диалектики Гегель отвергает.

Диалектику гражданского общества можно смягчить тремя мерами:

1) нужно разрешить бедным открыто нищенствовать. Бедных должны содержать корпорации, членами которых они когда-то были. Т.е. централизованный сбор милостыни. Они не должны мешать достойным гражданам;

2) колонии для нищих;

3) развитие внешней торговли.

Смысл всемирной истории – прогресс в сознании свободы. Периодизация (всемирная история движется с востока на запад):

1) Восточный век. Характерна формула «свободен один, остальные – рабы». Единственный свободный человек – деспот, глава государства;

2) Греческий мир }

3) Римский мир } свободны некоторые, но не все.

4) Германский мир. Свободны все. Речь идет о духовном, а не о политическом господстве.

Всемирное государство не возникнет никогда, как и не наступит кантовский вечный мир. Всегда будет множество государств, и каждое имеет право утверждать свой суверенитет любыми средствами. Войны неизбежны и даже полезны для государства. Великая нравственная значимость войн: они позволяют объединить нацию.

Хитрость мирового разума. Люди, преследуя свои личные цели, фактически выступают как орудия мирового духа. Люди бессознательно реализуют замысел всемирного духа.

В истории очень велика роль великих личностей. Подобные личности увлекают за собой массы. Но великой личность делает лишь реализация задач мирового духа. Когда цели мирового разума достигнуты, великие личности отбрасываются, как пустая оболочка зерна. Поэтому в юном возрасте погиб Александр Македонский и т.д. – исполнив свою роль, они теряют влияние.

Абсолютный дух – учение о формах общественного сознания. Их три:

- искусство

- религия

- философия

Искусство проходит три главных ступени в своем развитии:

1) символическое – связано с архитектурой Древнего Востока;

2) классическое – искусство Древней Греции и Рима;

3) романтическое – западноевропейское.

В начале XIX века, по Гегелю, наступило разложение романтической формы искусства, т.е. разложение искусства вообще. Это значит, что великие достижения искусства в прошлом, другие произведения будут, но хуже.

Искусство внутренне исчерпано, потому что возникли более адекватные формы постижения мирового духа.

Религия – ступени развития:

1) естественная религия, т.е. религии древнего Востока: конфуцианство, буддизм и др.

2) религия духовной индивидуальности. Т.е. иудаизм и античная мифология.

3) абсолютная религия – это христианство в форме лютеранства.

Философия – высшая форма постижения мирового духа. Восточную философию Гегель оценивал очень низко. Этапы:

1) Греческая философия,

2) Средневековая философия,

3) Новоевропейская философия.

Принцип исторического и логического единства. Различные философские системы являются лишь частями одной единой философии. В истории философии мы встречаем различные формы логической идеи в виде выступавших друг за друга философских систем. Каждая философская система отражает определенный этап развития субстанции, поэтому в истории философии мы имеем дело не с прошедшим, а с вечным и вполне наличным. В истории философии она должна быть сравниваема не с галереей заблуждений человеческого духа, а скорее с пантеоном божественных образов. Но эти божественные образы суть различные ступени идеи как они выступают друг за друга в диалектическом развитии.

Развитие философии, также как и всемирной субстанции, не может продолжаться бесконечно. Три ступени развития, есть конечный пункт развития мировой субстанции. Ее развитие прекращается, когда он достигает самопознания. В этом смысл мирового процесса – в самораскрытии субстанции. Но своего самопознания субстанция достигнет в лице человечества, вот почему важно развитие религии, философии и искусства.

Все основные достижения философии синтезированы Гегелем. Поэтому развитие субстанции завершается с появлением системы Гегеля.

10.11.04





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...