Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политика Конта



Цель позитивной философии – систематизация человеческой жизни.

Современное Конту общество находится в состоянии глубокого политического кризиса. «Наша опаснейшая болезнь состоит в глубоком разногласии умов относительно всех основных вопросов жизни». Это плюрализм мнений. Кризис в обществе зависит от анархии умов, а анархия умов возникает из-за попыток применить одновременно три несовместимые философии: теологическую, метафизическую и позитивную. Анархия умов носит временный характер, т.к. при естественном ходе вещей только позитивная философия может победить.

Главный фактор прогресса – человеческий разум. Поэтому в основе человеческой истории – интеллектуальная эволюция, а общественная жизнь меняется, когда меняются господствующие идеи. Идеи управляют миром и переворачивают мир. Весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях. Поэтому распределение идеи позитивизма полностью должно изменить общественную жизнь. Позитивизм устанавливает философские основания истинного, окончательного режима.

Окончательный режим. Три главных черты будущего строя:

1) речь идет о морали. В основе позитивной морали – принцип альтруизма (термин введен Контом). Альтруизм означает возвышение общественных интересов над личными – «жить для других». Люди имеют ценность не как отдельные личности, а как части великого социального целого.

2)предполагается существование республиканского устройства. Монархия утратила свое значение и стала реакционной силой. Республиканское устройство предполагает преобладание центральной власти. Необходимо отказаться от нелепых предрассудков о суверенитете народа. В обществе будущего сохраняются два класса: предпринимателей и производителей. Пролетарии не должны стремиться ни к богатству, ни к политической карьере. Материального изобилия никогда не будет. Пролетарии должны понять, что подлинное счастье не в богатстве, а в нравственном совершенстве. Предприниматели: происходит естественное скопление материальных средств в руках мудрых и искусных администраторов. Они и должны стать светским вождями общества.

Первоначально на основе идеи позитивизма возникнет Западная республика, которая будет включать Францию, Англию, Германию, Италию, Испанию и некоторые другие страны. Постепенно к этой Западной республике присоединится и остальное человечество.

Правда, многие народы интеллектуально неразвиты. Запад будет осуществлять среди наших отсталых братьев мудрое и великодушное вмешательство. Средство – объединенный военный флот для всеобщего контроля над морями.

На всей позитивистской территории должна существовать единая система образования. Она позволит осуществить систематизацию в сфере мышления. Государство единой идеологии и полное подавление инакомыслия. Разумное вытеснение бессмысленных доктрин. Контроль над сферой человеческого мышления должен быть возложен на Западный Позитивный Комитет, в состав которого входят ученые. Он должен направлять общественное мнение. Причем таким образом, чтобы у людей отсутствовали всякие сомнения относительно того, как поступать в каждом конкретном случае.

Переход к этому обществу будущего произойдет мирным путем, благодаря широкому распространению научных идей, при этом важнейшую помощь ученым окажут пролетарии. Союз пролетариев и философов – условия торжества научной идеологии. Они опираются на здравый смысл.

3)прогресс как цель. Четыре вида прогресса:

- материальный, т.е. расширение технического могущества человечества;

- физический – состояние здоровья и срока жизни;

- интеллектуальный – развитие научных знаний;

- моральный, т.е. рост социального чувства.

Учение о религии человечества

Человечество есть истинно великое существо. Великое понятие человечества должно навсегда заменить устаревшее понятие Бога. Жрецами человечества должны стать ученые-позитивисты.

Особые празднества, новый позитивный календарь. Таким путем наука получит истинно священный характер.

Учение о бессмертии души – ребяческие иллюзии, безвозвратно потерянные в эпоху научного разума.

Политическая программа Конта – проект тоталитарного устройства.

Но неверно позитивизм вообще рассматривать как тоталитарную идеологию. Были и либералы, которые признавали философию Конта, но не его политику.

Джон Стюарт Милль

«Система логики» 1843 г.

Теория познания. Невозможность достижения абсолютного знания. Это убеждение разделяют все сторонники позитивизма. О внешнем мире мы не знаем и не можем знать ничего, кроме испытываемых нами от него ощущений.

Доказательство: причина не походит на свое следствие. Восточный ветер не похож на ощущение холода, ожог не похож на пары кипящей воды, почему же материя должна походить на наши ощущения?

Главным методом познания Милль считал индукцию. Особые процедуры индуктивного метода.

В основе всех рассуждений в науке, даже дедуктивных, лежит индукция. Любой вывод – движение от частного к частному.

Политическая философия Милля

Один из группы представителей политического либерализма. Эссе «О свободе». Предмет его анализа – не метафизическая свобода, а свобода политическая.

О метафизической свободе рассуждать ненаучно. Вопрос о свойствах и пределах той власти, которая может быть признана справедливо принадлежащей обществу, над индивидуумом.

Общий принцип решения человеческой свободы. Каждый член цивилизованного общества имеет право совершать любые поступки, если они не приносят вреда другим людям. Над своим духом каждый человек – неограниченный господин. Личное благо индивидуума не составляет достаточного основания для вмешательства в его жизнь (пока он не вредит). Даже если поступки человека кажутся глупыми, никто не вправе навязывать ему свой стиль поведения.

Три аспекта политической свободы:

1) свобода слова

2) свобода установления жизненных целей

3) свобода ассоциации.

1) свобода слова означает свободу высказываний, мнений относительно всех возможных предметов, и теоретических, и практических, и нравственных, и теологических. Она нужна, т.к. если накладывать запрет на какие-то мнения, то возможно три варианта:

- запрещенное мнение может оказаться истинным, и так часто было в истории;

- оно может оказаться ложным, его полезно разрешить: если человек не имеет представления об ошибочных взглядах, его понимание истины будет неполным, он не сможет дать оснований для этой истины;

- она частично истинно, частично ложно. Любое из запрещенных мнений будет способствовать прогрессу науки.

2) свобода установления жизненных целей. Человек сам вправе решать, в чем смысл его жизни. Этот смысл не может быть одинаков для всех: у всех различные характеры. Как все растения не могут жить в одном климате, также и люди не могут жить здоровой жизнью в одинаковой атмосфере. Человек только тогда реализует все свои качества, если самостоятельно будет устанавливать свои жизненные идеалы.
Опасность появления массового человека. Тенденция к подведению всех под один тип в современном западном обществе. Мнение масс, состоящих из средних людей, повсюду делается господствующей властью. Эти средние люди избегают всякой оригинальности во вкусе, эксцентричности в поступках. Средние люди во всем придерживаются обычая. Отступление от традиции воспринимают как преступление. Всякий процесс европейской культуры основывается на многообразии индивидуумов, классов и народов. Поэтому распространение массового типа человека означало бы остановку в развитии человеческой цивилизации. Необходимо, пока не поздно, заявить о правах индивидуальности.
Индивидуальность есть одно из первых существенных политических благ. Индивидуальность – элемент и основа того, что называется культурой, образованием, просвещением.

3) свобода ассоциации – свобода граждан вступать в различные общественные объединения (вытекает из второго принципа).

Политику Конта Милль называл деспотизмом. Не был сторонником централизации власти. Считал, что значительная часть вопросов общественной жизни необходимо передать в ведение местного самоуправления.

Необходимость открытия частных школ. Образование должно быть не только государственным.

Свободная пресса – важное средство против злоупотреблений государственных чиновников.

Всегда в высшей степени вредно увеличивать правительственную власть без крайней к тому необходимости.

1.12.04

Особое направление – философия жизни.

Три этапа философского развития Ницше:

1) под влиянием Шопенгауэра. Самое важное произведение – «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 г.

2) увлечение позитивизмом и естественными науками. О химии понятий и чувств он рассуждал в произведении «Человеческое, слишком человеческое» 1878 г.

3) собственно ницшеанство. Наиболее значимые произведения: «Так говорил Заратустра» 1882-1885, «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» 1886 г., «Антихрист. Проклятие христианству» 1888 г.

Несмотря на афористичный стиль изложения, философия Ницше обладает систематическим единством. Несвязность определяет только форму его произведений, не содержание. Три этапа развития, но это единая философия, т.к. сохраняются некоторые сквозные темы философии Ницше, главным образом, мысль о том, что культурные ценности вторичны по отношению к жизни.


ª Сущностью мира является воля к власти.

«По ту сторону добра и зла»: необходимо произвести радикальную переоценку ценностей (выражение Ницше), опираясь на новое самоосмысление и самоуглубление человека. Психология должна стать ключом к остальным проблемам.

Допустим, что мы не имеем никаких других реальных данных, кроме мира наших вожделений и страстей, что мы не можем подняться или опуститься ни к какой другой реальности, кроме реальности наших инстинктов. Тогда легко заметить, что среди всех наших инстинктов (а они определяют человеческую жизнь) есть основополагающий, разветвлением которого выступают все остальные, и этот инстинкт – . Причем воля может действовать только на волю, не на вещество. Если оценивать вселенную с точки зрения этого принципа, то мир, рассматриваемый изнутри, был бы волей к власти и ничем кроме этого (ср. идеи Шопенгауэра). Но различие между Шопенгауэром и Ницше в том, что Шопенгауэр признавал единство мировой воли, а Ницше – нет.

В мире имеется множество волевых центров, которые вступают в столкновение друг с другом. Причем они не являются вечными образованиями. Некоторые волевые центры погибают, другие усиливаются за их счет. Всякая власть в каждое мгновение выводит свое последнее заключение.

Таким образом, Ницше в теории бытия выступал сторонником идеалистического плюрализма.

Мир является волей к власти Þ Pмир – это вечное становление, непрерывное изменение. В мире нет абсолютно неизменных субстанций. Всякая жизнь по своему существу есть присваивание, нанесение вреда, угнетение и, по меньшей мере, эксплуатация.

PМир есть вечное возвращение (Ницше утверждал, что это одна из основных его идей). Т.е. периодически в мире в точности повторяются все события. Мы сталкиваемся здесь с циклической моделью вселенной (опять, хотя Ницше утверждал, что это его открытиеJ). Есть необычайный, великий год-исполин, и этот год, подобно песочным часам, обращается снова и снова. Причем в каждый цикл возвращается «и Сириус, и паук» - и большие события, и маленькие. «Я снова возвращаюсь не к новой, лучшей или похожей жизни, я снова возвращаюсь к той же самой жизни» - Заратустра.

Доказательство: закон сохранения энергии – если он справедлив, то количество силы во вселенной ограничено, а, следовательно, число положений, состояний и комбинаций силы определенно не бесконечно. Þ Все возможные комбинации уже должны были реализоваться в прошлом. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.

Ницше назвал свое представление перспективизмом (=ницшеанство). Не существует ни абсолютных фактов, ни вечных истин (т.к. мир – вечное становление).

Концепция истины - это род полезного заблуждения. То, что истина ценнее иллюзии – не более чем моральный предрассудок. Это даже хуже всего доказанное предположение из всех, какие только существуют. Мы называем истиной то, что способствует нашему выживанию в мире (поэтому это полезное заблуждение).

Нужно сознаться в том, что без перспективных оценок и мнимостей человек не смог бы жить.

Философия, отваживающаяся признать ложь за условие, от которого зависит жизнь, уже одним этим ставит себя по ту сторону добра и зла.

Без постоянного фальсифицирования мира человек не смог бы жить.

Не существует истины, которая была бы приемлема для всех, т.к. люди различны по физиологической ценности. Человечество изобилует неудачными экземплярами, больными и вырождающимися, слабыми. Их истина противоположна истине удачных экземпляров. То, что способствует выживанию слабого, вредно для сильного. Перспективами оказываются истины.

€  ‚ ƒ †

Ницше отрицает учение о двойственной природе человека. Подлинная самость человека – его тело. Тело – это великий разум. Есть еще малый разум – то, что называется душой.

В теле больше знания, чем в твоей высшей мудрости (=душе). Душа (малый разум) служебна по отношению к большому разуму (идея Шопенгауэра). Души так же смертны, как и тела.

Концепция сверхчеловека.

Сверхчеловек должен стать смыслом земли. Человек же – это нечто, что следует преодолеть. Человек – это канат между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью.

Этика любви к дальнему (сверхчеловеку) должна заменить этику любви к ближнему. «Не щади ближнего своего». Разве я жесток? Я говорю: падающих подтолкни.

О трех превращениях духа (из Заратустры). Путь к сверхчеловеку:

1-е превращение – дух становится верблюдом

Верблюд – почтительный и выносливый дух. Верблюд – человек, который несет груз общепринятых ценностей и не сомневается в их ценности и справедливости

2-е – верблюд становится львом.

Большая часть людей. Лев – человек, способный сказать великое «нет» общепринятым нормам. Лев может только разрушать, но не способен творить.

3-е – лев становится ребенком.

Сверхчеловек – это ребенок. Не зная о существующих нормах, он сам устанавливает их. Это человек, способный навязать свою волю другим. Священное «да».

.

Сам Ницше никогда не заявлял о себе как о сверхчеловеке.

С точки зрения Ницше, Заратустра – не сверхчеловек, но его пророк.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 510 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...