Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Не стоит думать, что каждый человек перейдет в разряд сверхчеловека. Редкие удачные экземпляры – исключение. Значительная часть людей останется на уровне верблюдов.
Ницше отвергает идею социального прогресса. Прогресс – современная и, следовательно, ложная идея.
В европейской культуре господствуют ценности декаданса. Под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности. Эти ценности упадка находят воплощение в морали, религии и философии.
О морали. Ницше утверждал, что всегда существовало два типа морали: рабов и господ. В ходе человеческой истории произошло восстание рабов морали, и рабская мораль достигла преобладающего положения в культуре.
С точки зрения морали господ, злым объявляется все мелочное, трусливое, унижающееся. Положительным – чувство бьющей через край мощи. Носители морали господ чувствуют себя мерилом ценности, они не нуждаются в одобрении. Для морали господ свойственно уважение к древности и родовитости. Наличие пафоса дистанции.
Рискуя оскорбить слух невинных, я говорю: эгоизм есть существенное свойство знатной души.
Мораль рабов. Злое: все мощное и опасное.
Добродетели рабов: сострадание, услужливость, готовая помочь рука, прилежание, кротость, дружелюбие. Упование на прогресс и лучшее будущее. Таким способом легко узнается незнатное происхождение идей (если говорят о прогрессе). Мораль – полезность. Мораль стадных животных.
Переоценка ценностей в том, чтобы мораль господ заняла соответствующее место в культуре.
О религии. Сущность религиозности – невроз. Великие мировые религии (христианство и буддизм) всегда принимали сторону неудачников. Эти религии стремились поддерживать тех, кто страдает от жизни как от болезни, и кто хотел бы, чтобы всякое иное понимание жизни сделалось невозможным. Но Ницше не призывал к уничтожению религий. Религии могут быть полезны, если выступают инструментом в руках сильных натур, инструментом по управлению толпой. Религии оказываются вредны, если претендуют на абсолютную ценность, т.к. таким образом уничтожаются сильные экземпляры человеческого рода.
Христос для Ницше не был сверхчеловеком и богочеловеком. Это символ. Он указал особый путь жизни, моральную практику. Но Христос вовсе не обещал царство Божие на земле. Царство Божие – только в душе человека, а не на небе. Последователи Христа не поняли его. В сущности, был только один христианин, и он умер на кресте. Все остальное, связанное с христианством, - дурная весть.
После смерти Христа поврежденный разум маленькой общины выдвинул абсурдное учение об искупительной жертве. В итоге возникло самое презренное из всех неисполнимых обещаний – бесстыдное учение о личном бессмертии. }Я выношу христианству приговор»: христианство – самая острая форма вражды к реальности, которая только когда-либо существовала~. Т.е. когда центр жизни переносится в потустороннее, жизнь вообще лишается центра тяжести. Ницше – сторонник атеизма.
В Бога перестают верить, в этом смысле он умирает. Т.е. смерть понятия Бога в европейской культуре. «Он [Бог] не слышит, а если бы и слышал, то не сумел бы помочь».
Не может быть неизменного центра мира.
Всякая великая философия прошлого была самоисповедью своего творца, чем-то вроде мемуаров, написанных помимо воли. Великие философии прошлого защищали абстрагированное и профильтрованное сердечное желание. Философы будущего должны творить новые ценности, накладывать свою страшную волю на тысячелетия вперед.
О политическом будущем
Сочинения Ницше, как он полагал, возвестили начало эпохи большой политики. До того – мелкая политика династических и демократических государств. Европа стремится к объединению.
Ницше отвергал как демократию, так и социализм. Будущее связано с аристократией. Демократия - политическая форма измельчания человека, низведение его (человека) на ступень посредственности.
Социализм – продуманная до конца тирания низших и глупейших. Для того чтобы идеи социализма потерпели крах, было бы неплохо, чтобы они победили в отдельной большой стране. Против этих идей выступает неистребимый инстинкт собственника.
Большая политика, помимо объединения Европы, предполагает войны нового типа – за мировое господство.
Будущий аристократический правящий строй: во всякой здоровой аристократии существенно то, что она ощущает себя не функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего. Представители аристократии должны смотреть на прочих как на фундамент и помост, могущий служить подножием некоему виду избранных существ. z Ницше не может быть теоретиком фашизма: он не придерживался расовой теории – в новую аристократию могли войти разные национальности; но и не был гуманистом. Слабые и неудачники должны погибнуть – таково первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом .
15 декабря 2004г.
(Философия существования)
Течения:
1. (большинство) атеистический: Сартр, Камю, Симона де Бовуар, Морис Мерло Понти, М.Хайдегер
2. религиозный: Г.Марсель, К.Ясперс
+ Н.Бердяев, Л.ШестОв
«Бытие и ничто» 1943г., «Стена»
Положения:
: существованию предшествует человеческая сущность.
В центре – проблема человека – у всех (антропологический переворот в философии).
= человек сперва оказывается, появляется в мире. И лишь потом определяется.
Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Станет человеком лишь потом, и лишь таким, каким сам себя сделает.
Отвергает положение об изначальной и неизменной человеческой природе Þ нет человеческой природы, как нет и бога, который бы её изобрел.
[ человек есть то, что он сам из себя делает – первый принцип экзистенциализма.
Из формулы – характеристики человеческого бытия:
ù свобода
ù тревога
ù ответственность
ù недобросовестность
ù покинутость
1) Бог-отец и человеческая природа равны Þ человек свободен в своих поступках (абсолютно).
PЧеловек свободен, или он не существует.
2) Нет бога Þ нет детерминизма.
PЧеловек свободен, человек – это свобода. Мы не имеем ни оправданий, ни изменений.
3)Человек осужден быть свободным (осужден, т.к. не сам себя создал).
P Однажды попав в этот мир, он ответствененÊ за все, что делает.
Человек – это тревога.
P Всегда находится в ситуации неопределенности, осуществляя свой выбор. Т.к. нет знамений свыше, нет доказательств, как правильно поступить.
[Вытекает из свободы. Только человек создает свою судьбу и отвечает за свои поступки. Не только за себя, но и за других (т.к. своими поступками влияет на окружающих).
h Противоположность ответственности. На обстоятельства ссылка. Якобы не все его возможности реализовались. Это утверждение, что в человеке остались скрытые возможности склонности и способности (якобы препятствуют враждебности общества). Сартр против.
Чехова герой: человек вне своего облика в жизни, а вне этого облика нет ничего.
Жестоко? Лишь для тех, кто не преуспел в жизни. НО: эта идея C понимание, что только действительность идет в счет.
[ Человек есть ни что иное, как ряд его поступков.
Покинутость
Þ отсутствие бога в мире.
Достоевский как-то писал, что если бы бога не было, то всё было бы позволено. Это и есть исходный пункт экзистенциализма: .
Экзистенциализм противопоставлен материализму.
Материализм рассматривает человека как один из объектов, наряду с неживыми предметами. Упускается из вида своеобразие и уникальность человеческой личности. Человек – это замысел, который живет своей жизнью, вместо того, чтобы быть мхом, плесенью или цветной капустой.
Экзистенциалистов упрекали в замыкании на индивидуальном субъекте. Сартр не согласен:
P исходный пункт» Декарту («Мыслю, следовательно, существую»). Но человек становится человеком лишь во взаимодействии с себе подобными. Его основные качества проявляются в контакте с другими. Остроумен, зол, ревнив – по отношению к другому.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!