Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чтобы признавать чужие достоинства, надо иметь свои



Этика

Самая важная часть. Человеческие поступки. Это непосредственно затрагивает каждого.

Всякая философия всегда теоретична, т.е. она может лишь объяснять существующее. Становиться практической, определять поведение, перевоспитывать характер – от всего этого теперь философия должна отказаться.

«Добродетели, как и гению, нельзя научить.Þ Философия только размышляет и изучает, а не предписывает.

Основной тезис этики: «Всякая жизнь по своему существу есть страдание». Этика пессимизма.

Два основных доказательства, что жизнь – страдание:

· априорное: рассмотрение природы мировой воли. Воля – вечное стремление без цели и отдыха. Но всякое стремление вытекает из нужды, из неудовлетворенности Þ является страданием.

· апостериорное: человеческий опыт доказывает повсюду. «Жизнь большинства людей – мучительная тоска, сопровождаемая тривиальными помыслами, шаткое блуждание через четыре возраста человеческой жизни. Люди подобны часовым механизмам, которые заведены и идут, сами не зная для чего». Настоящее счастье невозможно, что доказывается искусством («верным зеркалом мира»). Всякое эпическое и драматическое произведение может изображать только борьбу, битву за счастье, но не само счастье. Подлинное счастье не может быть объектом искусства. Счастье всегда носит только отрицательный характер – как отсутствие страданий. А отсутствия страданий на 100% быть не может (воля – вечное страдание), только в большей или меньшей степени.

«Оптимизм, если только он не бессмысленная болтовня людей, за плоскими лбами которых ничего не кроется, всегда представлялся мне горькой насмешкой над страданиями человечества».

В основе морали – чувство сострадания. Сострадание находит свое завершение в аскетизме.

Аскетизм – основной путь избавления от страданий.

Если человек не различает свои и чужие страдания, то с ним происходит переворот: его воля отворачивается от жизни. Сущность аскетизма – отрицание воли к жизни. Путь избавления от страдания. Но это не означает самоубийства. Самоубийца хочет жизни, но недоволен только условиями Þ самоубийство не отрицает волю, а утверждает.

Черты аскетизма, свойства аскета:

1. предполагает преднамеренную нищету;

2. добровольный пост;

3. радостно принимает любое страдание, приходящее извне.

С точки зрения Шопенгауэра, его этика согласуется с догматами христианства.

Иисуса Христа Шопенгауэр понимал символически, а не исторически. Символ отрицания воли к жизни. Христианская догматика сводится к учению о грехопадении и искуплении. Грехопадение – утверждение воли к жизни, искупление – ее отрицание.

По сути, Шопенгауэр – атеист. Места для Бога в его системе нет. «Богов и демонов человек создает по своему подобию».

Упразднение воли к жизни – жизнь аскетов и святых (и христианских, и буддистских). Состояние святых – невозмутимый покой, глубокий мир и душевная ясность.

Центральная мысль его философии – этот мир, в котором мы живем и пребываем, всецело есть воля и представление, и больше нет ничего.

17.11.04

Позитивизм

Три стадии развития.

Классический вариант.

Основатель –

Главное сочинение – «Курс позитивной философии» 6 томов, 1830-1842 гг.

По существу позитивизм слагается из философии и политики.

В основе – закон трех стадий (описывает интеллектуальную эволюцию человечества).

Конт: все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны последовательно пройти через три различных теоретических состояния.

Эти три состояния:

- теологическая стадия в развитии человечества (предварительная);

- метафизическая (переходная);

- позитивная (окончательная).

Теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого ума. В этом состоянии человек еще не способен к решению простейших научных проблем. Поэтому человеческий разум стремится к абсолютному знанию. Люди пытаются установить первоначала всех вещей, разгадать первопричины, и эта примитивная потребность (стремление к абсолютному знанию) удовлетворяется простейшим способом – путем уподобления высших вещей человеку.

У теологической (=фиктивной) стадии три ступени:

1) фетишизм. Внешним объектам приписывается жизнь, существенно аналогичная человеческой.

2) политеизм. Жизнь не приписывается каждой вещь, а мистически переносится на особые вымышленные существа, которые, как предполагается, активно влияют на жизнь людей.

3) монотеизм. Множество богов объединяются в понятие об одном едином Боге.

Метафизическая (=абстрактная) стадия. Сохраняется стремление к абсолютному знанию, но меняется сам принцип объяснения мира. Место сверхъестественных факторов занимают абстрактные сущности, важнейшее из которых – понятие субстанции. Поэтому в эпоху господства метафизики активно разрабатывается онтология (учение о бытии). Характерной чертой метафизической стадии является упорное стремление аргументировать, вместо того чтобы наблюдать.

Позитивная (=научная) стадия. Окончательное состояние человеческого ума. Основной закон позитивной стадии – закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Т.е. человечество навсегда отказывается от попыток достичь абсолютного знания. Сущность мира нам навсегда останется неизвестной. Подлинная задача философии и частных наук – констатация фактов и выведение законов, которым подчинена область явлений.

Абсолютное знание о мире невозможно, т.к.: теоретическая произвольность всех прежних (теолого-метафизических) попыток объяснения мира, а также их практическая бесполезность. Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене слова «почему» словом «как». Таким образом, мы можем судить только о том, как протекают явления, но не почему.

Философия – особая наука, ее главная задача – синтез научного знания. Содержание философии: главные положения и методы частных наук.

Согласно Конту, есть два основных доказательства истинности закона трех стадий:

- этот закон находит свое подтверждение со стороны истории наук. Любая наука, прежде чем стать позитивной, была теологической и метафизической.

- индивидуальная жизнь человека. Не вспомнит ли каждый из нас, как он был теологом в детстве, метафизиком в юности и физиком в зрелом возрасте?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...