Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания



QКак возможна чистая математика?

Т.е. главные идеи трансцендентальной эстетики (это наука обо всех априорных принципах чувственности).

Новаторская мысль – чувственность может содержать априорное знание.

Доказательство наличия априорных форм чувственности: анализ наших представлений о теле. Необходимо отбросить все рассудочные определения: это субстанция, сила, делимость и т.п. Необходимо отбросить то, что относится к ощущению: непроницаемость, твердость, цвет и т.п. Что останется – априорные формы. Таких форм две: пространство и время. Две формы чистого созерцания как принципы априорного знания.

В основе геометрии – пространственные представления, арифметики – временные. Т.е. математика – строгая наука благодаря тому, что она выводится из априорного созерцания.

ª Различие вещей в себе и явлений.

Каждый объект может быть рассмотрен с двух точек зрения:

1) как вещь в себе, т.е. как он существует, независимо от человека и человеческого восприятия.

2) как явление, т.е. как он представлен в человеческом опыте.

Человек, согласно Канту, может знать явления, а сущность вещей непостижима. Предметы сами по себе вовсе не таковы, какими мы их воспринимаем. Учение о непознаваемости сущности мира – агностицизм.

Сущность мира непостижима, т.к. внешний мир несомненно существует (т.к. у человека есть ощущения). Чем же иным пробуждалась бы к деятельности наша познавательная способность, если не предметами, воздействующими на наши чувства?

Непознаваемость связана с наличием априорных форм. Пространство и время, будучи априорными формами, т.е. независящими от опыта созерцания, присутствуют только в человеческом сознании. Во внешнем мире их нет. Поэтому все созерцаемое нами в пространстве и времени не является характеристиками вещей в себе. Пространство и время без субъекта – ничто. С другой стороны, в нашем опыте нет предметов, которые не подчинялись бы условию пространства и времени. Пространство и время – призма, способ человеческого видения мира, который искажает наше восприятие реальности. Мы видим вещи неадекватно. Наше восприятие их искажено априорными формами.

Следовательно, теория бытия никогда не приобретет статуса строгой научной дисциплины. Любая форма онтологии должна быть исключена из состава научной метафизики.

Остается теория познания и вопросы практического характера.

Q Трансцендентальная аналитика.

Как возможно чистое естествознание?

Физика обладает научным характером за счет особых априорных форм:

- категории (= рассудочные понятия)

- основоположения (правила соединения категорий в суждения).

Всякое научное знание слагается из двух элементов, двух источников: чувственности и рассудка. Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцание. Мыслятся же предметы рассудком, из него возникают понятия.

Q Трансцендентальная диалектика

Чаще всего у Канта «трансцендентальное» - то, что присутствует в сознании, т.е. априорная, всеобщая и необходимая форма знания.

Прежняя метафизика занималась тремя объектами: Бог, мир и человек.

Прежняя метафизика: учение о душе – основа рациональной психологии как одной из рациональных дисциплин. Но в рамках прежней психологии философы допускали логическую ошибку: единство сознания, лежащее в основе категорий, они принимали за созерцание субъекта как объект и к нему применяли категорию «субстанция».

Т.е. утверждение о субстанциональности души ненаучно, т.к. в рамках психологии мы имеем только понятие души, но не ее чувственное восприятие. Есть понятие, нет созерцания Þ о душе не может быть строгой науки.

Существует или нет душа? Не знаем.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...