Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 15. Философские проблемы науки и техники



1.0нтологические, гносеологические и аксиологические проблемы на­уки. 2.Техника и техническая деятельность. Понятие и сущность.

3.Развитие и виды техники.

4.Философские проблемы техники -

1. Онтологические проблемы науки рассмотрены в предыдущей лек­ции в связи с аспектами бытия науки. Гносеологические проблемы науки: проблема истины, парадигмы, научного языка рассмотрены в лекциях, касающихся философий позитивизма и научного познания.

Аксиологические проблемы науки представляют собой, проблему ценно­сти науки и научных открытий. Наука не отменяет первостепенную значи­мость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Ценность самой науки определяется тем, насколько она способст­вует или не способствует сохранению такой важнейшей ценности как жизнь, насколько помогает улучшению ее качества.

В оценке науки и научной деятельности сложились два направления: сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентистских концепций полагают, что наука играет решающую роль в современном мире. Культ научно-тех­нического знания - современный вариант культа разума /У.Ростоу, Д.Белл /.Развитие научно-технического прогресса должна было бы привести к возникновению общества всеобщего благоденствия еще в70-80-е годы прошлого столетия. В 50-х - 60-х гг. ХХ века господствовал оптимистиче­ский сциентизм, основанный на высокой оценке достижений науки. Но в по­следнее десятилетие этого века сохранившиеся, несмотря на научный прог­ресс противоречия и бедствия в обществе, нарастание негативных послед­ствий/ и социальных, и экологических/ научно-технического прогресса привели к активизации антисциентйстских настроений. Антисциевйсизм полагает, что наука имеет скорее отрицательное значение для жизни людей. В действительности современное общество не может развиваться иначе, чем на основе наука и ценность научных достижений очень высока. Но все серьезнее становится и социальная, моральная и экологическая ответственность ученых за свои открытия.

2. Техническая деятельность - одна из форм практики, которая приобретает особое значение в наше время. Глубаиная роль техники заключает­ся в том, что она не только создает материальные блага и искусственную среду обитания /техносферу/, но и формирует культуру, образ жизни, мыш­ление и мировоззрение. Именно поэтому техника становится предметом изучения философий.

Термин «философия техники" ввел ЗКапп, опубликовавший в 1877 г. свой труд "основания философии техники". Родоначальником философии техника в России был П.Д.Энгедьмейер. В 20-е годы XХ века оформилась программа этого направления, предполагающая всестороннее исследование техника как важнейшего фактора развития человеческого общества. Воз­действие техники испытали практически все социальные институты: экономична, наука «экология» политика и т.д. Это принципиально изменяет соци­альный статус техники, превращая ее в фактор, определяющий будущее че­ловечества. Так возникла необходимость критического философского анализа сложившейся ситуации, оценки результатов технической деятельности, возможных перспектив ее развития.

"Техно"- от греч. искусство, мастерство, умение. В доиндустриальном обществе техника действительно представит как искусное ремесло» Таким образом термин "техника" имеет два смысла: 1/ техника - совокупность различных навыков, образцов деятельности; 2/ техника - совокупность артефактов, искусственно созданных челове­ком устройств для производства различных веществ, энергии и информа­ции, их преобразования, хранения и использования в целях развития произ­водства и удовлетворения непроизводственных потребностей человека.

Техническая деятельность заключает в себе единство материальных артефактов и умении, технических знаний и стандартов деятельности. Соотношение этих двух сторон исторически изменяется, и в условиях НТР человек все в большей мере передает артефактам функции, которые выполнял сам. Тем самым человек освобождается для осуществления специфи­чески человеческой творческой, конструктивной и проективной деятельно­сти.

2. Развитие техники и технической деятельности осуществляется, во-первых, под воздействием творческой деятельности человека и, во-вторых, служит ее объективной основой. В доиндустриальную эпоху техника высту­пает как искусное ремесло, в Новое время общество функционирует на ма­шинной основе. Техника становится совокупностью артефактов, созданных и используемых методами инженерной деятельности. Она выступает как осо­бый подход к любой сфере человеческой деятельности. Совокупность опе­раций по целенаправленному использованию техники называется технологи­ей. Технология есть развитие техники, выражающее достижение ею стадии си­стемности. Орудийная техника имела инструментальное значение, т.е. расширяла гоизическйе возможности человека. Машинное производство - вто­рой этап развития техники, на котором она становится самостоятельной силой, отделяется от человека, но и сам человек становится придатком маши­ны, дополняя ее возможности. Третий этап ~ комплексное развитие автома­тизации и превращение техники в технологию. Здесь человек играет роль организатора, творца и контролером: акцент на интеллектуальных возможностях, реализуемых посредством технологии. Происходит объединение нау­ки и технологии, следствием НТП становится перестройка всего технико-технологического базиса общества.

4.Философские проблемы техники:

1/ Проблема естественного и искусственного интеллекта. Посредством тех­ники человек отказывается от своего подлинного существования /Хайдеггер/.

2/ Взаимоотношение техники и науки. Потеря наукой приоритета в этом единстве, увеличение самостоятельного значения техники. 3/Социальные, этические и гуманитарные последствия НТП. Антигуманизм, нивелировка личности, развитие массовой культуры как результат непомер­ного развития техники. Экологические последствия.

4/Проблема гуманизации и гармонизации НТП, соответствующей интеграции техники, в культуру.

5/Проблема техногенных катастроф и техноэтики как одного из способов предотвращения их.

Лекция 16. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

I.Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

2.Глобальные проблемы: понятое, признаки, содержание. Человечество перед лицом глобальных проблей и историческим выбором. 3."Сценарии" будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество.

I. Цивилизация - самый широкий уровень культурной идентичности людей, то есть самый широкий уровень общности, с которой человек себя соотно­си т. Цивилизация может включать в себя несколько наций и государств, как западная, латиноамериканская или арабская, либо одно, как японская. Цивилизации могут смешиваться, накладываться друг на друга, включая суб­цивилизации. Западная цивилизация существует в двух вариантах: европей­ская I североамериканская, а исламская подразделяется на арабскую, ту­рецкую и малайскую. Несмотря на это цивилизации представляют собой оп­ределенную целостность с нечеткими, но реальными границами. Современ­ные цивилизации: китайская, индийская, исламская, японская, русская, запад­ная.

Особенности современной цивилизации: - цивилизационное самосознание возрастает;

- конфликт между цивилизациями приходит на смену идеологическим и дру­гим конфликтам:

- в международных отношениях начинают играть активную роль незапад­ные цивилизации;

- эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности складываются скорее внутри цивилизаций, чем между ними;

- конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям стано­вятся более частыми и затяжными, являясь наиболее опасными источника­ми мировой войны;

- в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотноше­ния между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.

Противоречия внутри цивилизаций: 1/ между технико-экономическим развитием и культурно-этическим /техногуманитарный баланс/ и 2/противоречия в системе ценностей.

2. Глобальные проблемы – это те, что приобрели планетарный, общече­ловеческий характер. Их отличают от мировых и интернациональных нали­чие следующих признаков:

I/ они носят общечеловеческий характер, т.е. затрагивают интересы всего человечества;

2/ охватывают весь земной шар и проявляются как объективный фактор развития общества во всех основных регионах мира;

3/ глобальные проблемы столь актуальны и существенны, что без их реше­ния дальнейший прогресс общества невозможен, а их нерешенность угрожа­ет регрессом в планетарном масштабе;

4/ т.п. не могут разрешаться усилиями отдельных стран и регионов, а только согласованными усилиями всего человечества; 5/ т.п. имеют комплексный, системный характер и не могут решаться изо­лированно одна от другой.

Классификация глобальных проблем:

- Интерсоциальные, возникающие в отношениях между общностями, государ­ствами, странами. Это: а/сохранение мира предотвращение войн и разоруже­ние, б/ ликвидация разрыва между развитыми и отсталыми странами, в/ тер­роризм.

- Гуманистические, существующие в отношениях общества и человека: а/ демографические проблемы, связанные с ростом народонаселения и неравно­мерностью этого роста; б/ последствия ЕТП, требующие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию дости­жений НТП; в/ образования и культуры и г/проблемы здравоохранения.

- Экологические проблемы, рождающиеся в отношениях общества и приро­ды: а/проблемы природных ресурсов и рационального природопользования, б/охраны природы и в/освоения Мирового океана, литосферы и Космоса.

Пути решения глобальных проблем: гуманистичное и экологичное раз­витие НТК и конструктивное, созидательное взаимодействие государств и народов всей планеты на основе принципов партнерства и компромисса.

3. Одна из концепции будущего человечества связана с развитием русского космизма. Идеи космизма /Чижевский, Диолковски, Федоров, Верьский/ создали определенный творческий климат, в котором философия и естествознание находили много точек соприкосновения, т.к. космизм рассмат­ривал человека и его социальную жизнь включенной во Вселенную /Универ­сум/, которая развивается как одно целое и ею управляют общие законы самоорганизации.

В I960 году возникла общественная организация под названием Рим­ский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных мо­делей развития человечества. В силу действия Второго начала термодина­мики невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Не­возможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация от­ходов, получения только позитивных результатов деятельности без нега­тивных последствий. Отсюда есть пределы роста антропогенной деятельно­сти. Эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. Особое значение приобретает экологический, императив, суть которого в согласовании стратегии развития природы и стратегии развития общества.

Существует общая перспективная идея для создания новой глобальной стратегии - это идея ноосферы и коэволюции. Понятие ноосферы было пред­ложено в 20-е годы XI века французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И.Вернадским. Ноосфера – сфера разума. Ноосфера - закономерная ступень развития биосферы. Она возникает, когда научная мысль человечества приобретает планетарный масштаб. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преоб­разовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникнове­нию нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согла­сованный путь коэволюции человека и природы.

Развитие современного информационного общества, значительно активи­зирующего все общественные процессы и ресурсы личности создает опреде­ленные проблемы для будущего: снижается индивидуальное начало и общекультурный уровень специалистов, растет изоляция и "атомизация" инди­видов, увеличиваются возможности манипулирования людьми через банки данных, растет дегуманизация труда. Информатизация, по-новому ставит проблему общественного контроля.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...