Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
I.Понятие развития. Изменчивость, устойчивость, прерывность, непрерывность. Круговорот, цикличность, поступательность.
2.Модели развития.
3.Законы развития
а/Закон диалектической противоречивости.
б/Закон перехода количества в качество. Закон диалектического синтеза.
Развитие – это, прежде всего движение, изменение, но не любое движение и не всякое изменение. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Развитие - это не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре и т.д.
Признаки развития: I/ качественный характер изменения, 2/необратимость и 3/ направленность.
Развитие характеризуется не единственным качественным преобразованием, а связью ряда таких преобразований т.е. развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна, прежде всего, необратимость. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях I именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Развитие предполагает изменчивость и устойчивость как два противоположных взаимосвязанных процесса. Изменчивость - утрата каких-то свойств и приобретение других. Устойчивость - сохранение качественной определенности объекта. Развитие представляет собой единство прерывности и непрерывности. Без прерывности невозможно появление нового, т.к. прерывность есть исчезновение старого качества и появление нового. Непрерывность выражает преемственность, ибо ничто новое не появляется на пустом месте, непрерывность - этап накопления изменений, приводящих к перерыву в развитии и возникновению нового качества.
Непрерывный характер развития акцентирован в понимании развития как круговорота /Аристотель, Полибий/. Круговорот предполагает постоянное возвращение к исходному состоянию, здесь новое есть простое повторение старого, воспроизведение того, что уже было. Гегель и Гердер обратили внимание на поступательный характер развития, на восходящий усложняющийся характер изменении, происходящих в развитии. Но поступательность не является линейным процессом. Поэтому наиболее продуктивной оказалась циклическая концепция развития /от Зико до Тойнби/, Цикличность - это повторяемость, воспроизводимость ключевых процессов и. ситуаций в природе и истории, но на новом уровне и в иных формах.
2. Развитие есть объективное явление, но его понимание человеком может быть различным, отсюда разнообразие представленных человеческом мыслью моделей /концепций/ развития.
Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики /учения о развитии/, представленная Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель, которая рассматривала развитие как движение понятий.
Градуалистская модель развития, популярная в философии второй половины XIX - начале XX века /Г.Спенсер/, утверждала постепенный эволюционный характер природных изменении, сводимость высших форм движения к низшим. Источник изменения и развития оказывался внешним. Основной недостаток такой концепции - отрицание скачков взрывообразного типа. Такая точка зрения пришла в довольно резкое противоречие действительностью в первой четверти XX столетия в первую очередь благодаря открытию микромира, в котором проявлялся взрывном характер развития. В западноевропейской философии сформировалась концепция развития, получившая название "творческий эволюционизм" /эмержентизм/.
Главные идеи творческого эволюционизма: I/ развитие - возникновение нового качества, несводимого к походному, признание "взрывообразного", быстрого скачка /мутагенез/; 2/возникновение нового качества - результат внутренней "творческой силы"; 3/ более высокие ступени развития несводимы к низшим и не могут быть предсказаны, исходя из начальных качеств; 4/ в действительности образуется система уровней эволюции:, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. Здесь абсолютизируется роль скачков и неясен термин "творческой силы".
Со второй, половины XIX века большое значение в науке приобрела "натуралистская" концепция. Ото-диалектика естественнонаучных материалистов, сюда относится стихийно-диалектическая концепция Ч.Дарвина, эволюционизм Дж. Хаксли, Л.Берталанфи, Дж. Симпсона и др.
Противоположностью натуралистской /сциентистской/ концепции является антропологическая модель развития, которая видит диалектику только в тотальности, человеческого духа и считает неверным "приписывать" диалектику природе. Диалектическое развитие существует только в отношениях человека с природой и в отношениях между людьми. Явления природы могут быть противоречивыми, но их нельзя рассматривать как целостности. Диалектика синтетична, а природа аналитична.
Равновесно-интеграционная модель развития начала складываться в XVII веке в целях объяснения жизни общества, которое рассматривалось как равновесная система, все части коей сбалансированы между собой. Сначала общество уподоблялось физической равновесной системе, потом - живому организму. Сейчас в теорию равновесия включены данные кибернетики. Основные положения этой концепции: I/ равновесие абсолютно, неравновесие относительно; 2/ равновесие лишено противоречии, они вредны для существования системы; 3/ нарушение равновесия возникает под воздействием внешних сил; 4/ преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления к внешней среде; 5/ формула развития: равновесие - неравновесие - равновесие. Здесь абсолютизируется равновесное состояние, конфликт всегда негативен.
Распространенная в современной западной социологии теория конфликта /Р.Дарендорф/, напротив, абсолютизирует роль конфликта. Социальная жизнь, по Дарендорфу, всегда есть конфликт.
Современная синергетическая модель развития рассматривает последнее как устойчивое неравновесие, в котором конфликт есть момент развития, стимулирующий дальнейшее восхождение.
К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится диалектико-материалистическая модель, основоположниками которой являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Опираясь на диалектическое учение Гегеля,
Маркс и Энгельс создали диалектическую концепцию развития, включающую объективную диалектику, т.е. присущие миру объективные законы развития, и субъективную диалектику, т.е. отражение в сознании людей этих законов, становящихся законами мышления, или диалектической логикой сознательно примененная логика к процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом.
З. Два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Виды всеобщих связей зафиксированы в категориях и законах диалектики. Категории диалектики: единичное и всеобщее, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление. Три основных закона диалектики, выражают всеобщие связи между старым и новым, между качеством и количеством и между противоположностями.
Закон ед инства и борьбы противопо ложностей указывает на источник развития. В отличие от метафизической точки зрения, усматривающей источник развития в толчке извне, диалектика под источником развития понимает самодвижение, саморазвитие за счет столкновения противоположных сил и тенденций. Данный закон в практической деятельности нацеливает решать научные, социальные политические, экономические проблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, ответственен за все, что с ним происходит. Суть закона единства и борьбы противоположностей в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляются путем раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит развитие.
Закон перехода количественных изм енений в качественные раскрывает механизм развития. Качество - существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, Я одновременно характеризует весь класс однородных объектов. Количество - общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта. Но это безразличие имеет место только в границах меры. Мера – философская категория, вырастающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений. Мера выражает сущность предмета, при нарушении меры сущность меняется на свою противоположность. Переход от одного качества к другому посредством нарушения меры называется скачком. Существуют различные виды скачков, определяемые внутренними и внешними факторами развития. Длительные скачки - такие, как возникновение жизни на Земле, быстрые - скачки в микропроцессе, длящиеся миллионную долю секунды. Таким образом, развитие предполагает два основных этапа: непрерывный, постепенный период накопления количественных изменений и момент перерыва постепенности - скачок, гибель старого и возникновение нового качества. Применительно к общественной жизни эти этапы принято называть эволюцией и революцией. И революция - необязательно есть гражданская война, процесс ломки старого может быть достаточно развернутым во времени процессом сложного, но мирного характера. Однако не каждый скачок порождает новое качество, в обществе могут происходить и контрреволюции, в результате которых, происходит возврат к старому качеству.
Закон отрицания от рицания указывает на направленность развития. Без отрицания старого невозможно появление более совершенного нового, невозможен сам процесс развития. Однако и в нем заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к его отрицанию, т.е. к отрицанию отрицания.
Метафизическая точка зрения признает только деструктивное отрицание, т.е. полное уничтожение старого, прекращающее процесс развития. Диалектическое отрицание сличается от метафизического тем, что оно, отрицая, сохраняет в новом жизнеспособные положительные черты и свойства старого. Категория "снятие" и описывает такой синтез, в котором новое отрицает старое с удержанием положительного. Это удержание положительного и есть преемственность в развитии, без которой мы бы каждый раз начинали с нуля, с чистого листа. Мир на самом деле есть плод прошедшего и семя будущего. Поэтому бережное отношение к прошлому есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего народа.
По закону отрицания отрицания развитие - не прямая линия, и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. В процессе отрицания отрицания осуществляется как бы возврат к исходной точке, но на качественно ином, более высоком уровне. Это означает, что имеет место прогресс - более совершенное состояние мира. Его объективными критериями являются усложнение связей внутри системы и между системами, повышение устойчивости и жизнеспособности систем, нарастание темпов развития.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!