Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
I. Ценности, их природа и принципы классификации. Виды ценностей.
2. Ценность и целеполагание. Ценность и норма. Ценность и оценка.
3.Нравственные и эстетические ценности.
I Природа ценностей в философия понималась по-разному. Платон считал, что ценности носят абсолютный характер, софисты полагали, что ценности относительны и индивидуальны, В Средние зека ценности связывали с божественной сущностью. Философия Возрождения гуманизировала природу ценностей. По Канту /немецкая классическая философия/ человек существует в двух мирах: свободы и природы. Мир свободы - мир ценностей. Новое время акцентировало внимание на ценностях науки.
Подходы к объяснению природы ценностей:
а/ натуралистический психологизм - ценности носят объективный характер, ценности кроются в природе;
б/ аксиологический трансцендентализм - ценности есть идеальное бытие, проявление эмоций, предпочтений /Брентано/;
в/ социологическая концепция - ценности - общественные нормы;
г/ персоналистический онтологизм - ценности не являются эмпирическими свойствами вещей, они от них не зависят, а зависят от человека /Шелер/.
В действительности сами по себе ценности в природе не существуют. Ценности представляют собой субъективное отношение человека к миру и возникают при взаимодействии человека с внешним миром. Ценности – вторичные качества, которое не есть результат внутренних взаимодействий предмета, а результат их внешних взаимодействий с человеком. Ценности проявляют свою сущность лишь в социуме, при взаимодействии с мыслящим и переживающим человеком. Субъективное состояние человека делает эти ценности видимыми.
Ценность - это то, что имеет значимость для человека. Дробницкий выделил два вида ценностей:
- предметные - положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта;
- субъективные - нормативная, предписательно-оценочная сторона явлений общественного сознания /общественные установки, императивы и запреты, нормативные представления о добре и зле, справедливости, смысле жизни и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия.
Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования определяет разнообразие ценностей, классифицировать которые можно по разным основаниям /признакам/: негативные, позитивные, абсолютные, относительные, объективные, субъективные и т.д..
Самое крупное разделение на предметные и духовные ценности. Предметные ценности связаны с целью, духовные - со смыслом поведения. Природа их во многом противоположна, т.к. материальные и духовные типы деятельности ассиметричны:
а/ по объему /материальные блага ограничены, духовные безграничны/; б/ по потреблению /материальные источники истощаются, духовные прирастают/;
в/ по реализации /материальное производство обезличено, духовное персонифицировано/;
г/ по признанию /материальная деятельность рассчитана на непосредственное признание, в духовной ценен сам процесс, более, чем результат/.
Духовные ценности самодостаточны. В делении ценностей на предметные и духовные просматривается смешение понятий ценности и блага, которые долгое время не разделялись. В современном представлении ценности носят духовный характер. Материальная значимость объекта это есть благо. Виды ценностей:
- подсознательные,
- осознаваемые,
- сознательно-социальные,
- позитивные,
- негативные,
- фальшивые,
- реальные,
- исключающие друг друга,
- совместимые,
- фоновые,
- локальные,
- глобальные,
- индивидуальные,
- групповые,
- общественные,
- общечеловеческие,
- центральные, или базовые.
В Франк выделил три основных вида ценностей:
- созидательные /те, что реализуются в продуктивных действиях/,
- ценности переживания /мгновения сильных ощущений, наслаждения музыкой, поэзией и т.п./,
- ценности отношения /отношение к Факторам, ограничивающим жизнь человека: болезни, смерти и т. п./.
Большинство современных исследователей проблемы ценностей возражает против отнесения негативной значимости к системе ценностей. Таким образом, ценность есть положительная значимость объекта, существующая сама по себе, независимо от ее реализации.
Ценности воплощаются в культуре, и каждая культура отличается от другой набором ценностей, обусловливающих специфику поведения ее представителей. Ценности воплощаются в императивах, идеалах, эталонах принципах, нормах.
2. Ценности лежат в основании цели. Цель - представляемое или желаемое будущее событие или явление. Возможность достижения цели предполагается постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно обусловленные явления природы. Существуют ценности - цели и ценности - средства. Ценность формирует цель, а норма обусловливает средства достижения цели.
Оценка - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности и поведению, установление их значимости путем соотнесения с определенными эталонами, нормами и принципами. Оценка - соотнесение явления с ценностью. Норма - установленное правило. Оценка включает в себя субъект оценивания, предмет и основание оценки.. Основание оценки содержит объективное знание и субъективную ценность, признаки личностного характера. Основание оценки /в явной или неявной форме/:
- потребности,
- интересы,
- установки,
- правила, стандарты, нормы. Объективное содержание оценки определяется предметом, обусловливающим объективное знание о нем.
Основание оценки - это критерий, дающий квалификацию в отношении социальной значимости объекта. Норма и ценность тоже лежат в основании оценки. Оценка монет быть истинной и правдивой. Истинная оценка соответствует объективному знанию. Правдивая обусловлена соответствием мысли высказыванию.
3. Духовные ценности включают в себя познавательные, эстетические и нравственные. Познавательные концентрируются в личности ученого, эстетические - художника, нравственные - святого. Ценностный характер эстетического проявляется в сочетании в нем прекрасного и безобразного особенно ярко. Человек в своем становлении именно человеком стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Искусство есть сотворение красоты, то есть гармонизация безобразного, в частности.
Нравственные ценности подробно рассматриваются в курсе этики.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1719 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!