Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
I.Философский смысл понятия "бытие". Небытие, ничто, существование.
2.Объективная и субъективная реальность.
3.Монизм, дуализм, плюрализм.
4.Обыденная, религиозная философская и научная картины мира.
В самом общем смысле бытие означает существование. Но бытие может изучаться на разных уровнях:
I/ Метафизический - учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Это уровень религии.
2/Онтологический - учение о бытии как таковом. Это уровень Философии.
3/. Космологический - изучение устройства Вселенной, бытия материального мира, всего, что имеет пространственно-временное существование. Знание об этом постоянно увеличивается. Это уровень науки.
Уже античность различает бытие /существование/ и сущее. Сущее - совокупность всех вещей. Общее у всех вещей то, что они существуют, есть. Бытие как таковое - чистое существование, не имеющее причины, оно причина самого себя, самодостаточно, ни к чему не сводимо и не из чего не выводимо. Бытие - предельно широкая абстракция, которая не может быть определена традиционным образом. Под бытием в философии понимались: мышление, мир идей, Бог, материя и т.д. Возникали проблемы отличия бытия и небытия, бытия подлинного и неподлинного.
В Древней Индии разделялось истинное и неистинное бытие. Истинное бытие и сущее и несущее /не существует в природных формах/,
В Древнем Китае даосизм считал, что до всего сущего существует небытие, из небытия рождается бытие, а из бытия возникает все сущее. Дао - небытие, праотец всего сущего.
В античности первым размышлять о бытии как таковом начал Парменид. С его точки зрения, только бытие реально, небытие иллюзорно. Элеаты полагали, что подлинное бытие едино и неподвижно, а предметный мир множественен и находится в движении. Поэтому подлинное бытие есть мышление. Гегель понимал бытие как "исчезающее бытие", переходящее в небытие, в ничто. Бытие - ничто - становление, тезис - антитезис – синтез.
Проблемы бытия и не бытия, бытия и ничто глубоко исследовалась в философии экзистенциализма. По Хайдеггеру бытие возникает из отрицательности ничто, ничто позволяет бытию проявиться, Ничто - отсутствие или: небытие чего-либо, выражаемое в языке с помощью отрицания. С точки зрения Сартра, бытие чистое логическое тождество с самим собой, у человека ничто обнаруживается благодаря страху перед ним. Ничто не отсутствие бытия, а отсутствие подлинного бытия. Подлинное бытие человека - только индивидуальное. Неподлинное бытие, ничто, "ман" — это недействительность, т.е. чужая жизнь, безличное, отчужденное существование.
Бытие как таковое - абстракция очень бедная, но способы и формы бытия многообразны.
2. Бытие может выражаться в фо рме объект ивной и субъекти вной ре альности. Объективная реальность /материя/ - то, что существует вне и независимо от сознания людей, развиваясь по собственным законам. Субъективная реальность - все, что создается и существует по сознательной воле человека, его внутренний психический, и духовный мир.
Объективная реальность по отношению к индивиду может иметь материальный и идеальный характер. Объективная реальность существует в различных основных формах бытия:
I/ Бытие вещей и процессов природы, включая бытие отдельных вещей и процессов природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком /искусственная: природа/. 2/ Объективные отношения социального мира /общественное бытие/. 3/Объективное бытие духовного /идеального/ - внеиндивидуальное объективированное духовное: общественное сознание.
Субъективная реальность выступает в форме индивидуального бытия, т.е. бытия отдельного человека в обществе, в форме индивидуального сознания. Кроме того, субъектом может быть и группа /общность/.
Онтология предполагает рассмотрение проблем: Един ли мир и что основа этого единства? Неизменен ли мир или он постоянно изменяется? Упорядочен или хаотичен? Обладает системной организацией или это конгломерат явлений? Попытки решить эти проблемы породили различные концепции мира: идеализм и материализм, монизм, дуализм и плюрализм, детерминизм и индетерменизм.
3. Поиски единства различных форм бытия привели к определению общей основы. Точка зрения, утверждающая, что в основе всего сущего лежит единое начало, получила название монизма. Монизм может быть материалистическим и идеалистическим. Материалистический монизм: категория материи выражает общую основу единства мира. Материальный мир существует независимо от человеческого сознания и первичен по отношению к нему. На определенном этапе своего развития материя порождает сознание как свои продукт, и оно подчиняется общим законам материального мира. Идеалистический монизм в качестве первоосновы видит духовное начало: Бог, Абсолютная идея /объективный идеализм/; сознание субъекта /человека/ - субъективный идеализм. В этом понимании дух, сознание творит материальный мир и определяет его законы.
Концепция, утверждающая наличие двух первоначал – духовного и материального, существующих параллельно и независимо друг от друга, называется дуализмом / Декарт/.
Признание множества первоначал мира образует концепцию плюрализма /учение античных атомистов, монадология Лейбница/.
Все рассмотренные концепции по-разному представляют способ видения мира как целого, включая и человека в нем, то, что получило название картины мира.
4. К настоящему времени сложились мифолого-религиозная, философская и научная картины мира. Мифолого-религиозное мировоззрение оперирует чувственно-конкретными представлениями, между которыми устанавливаются не смысловые, a ассоциативные связи. Но именно объяснительная функция мифа и религии получила свое дальнейшее развитие в философии.
Философское сознание характеризуется понятийностью мышления, стремлением к обоснованию знания. Философия дает рациональную картину мира. Философское мировоззрение наиболее синтетично, ибо оно опирается на совокупный опыт человечества.
По отношению к религиозной и философской картине мира научная картина мира является достаточно новым образованием. Тем не менее, она – достаточно целостное представление о мире, образ реальности, позволяющий объяснить действительность, используя естественный язык при одновременном сохранении научной обоснованности. Научная картина мира – это рациональное знание более общее, чем научное и одновременно более конкретное, чем философское знание. Становление этого знания является сложной процедурой. Здесь идет синтез картин мира, полученных в разных науках.
Религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Их единство - это шаг к целостному пониманию человека и к образованию целостной картины мира. Все три картины мира обусловливают и дополняют друг друга.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!