Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
I.Понятие общества. Природа и общество» Предмет и функции социальной философии»
2.Философские концепции понимания общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подходы к изучению общества.
3.Философия истории в различных философских учениях.
В понятии "общество" выражается качественная определенность социального бытия человека по сравнению с природным существованием. Общество как системное образование характеризуется, прежде всего, социальными отношениями.
Социальные отношения - это связи между людьми, между индивидом и группой, между группами, между индивидом и обществом в целом. В форме общественных отношений осуществляются все виды общественной деятельности. Общественные отношения носят надличностный характер. Общественные отношения - средство включения индивида в общественную практику, в социальность. Таким образом, общественные отношения - устойчивые связи, в формах которых осуществляется вся деятельность больших социальных общностей.
В обществе, в истории, в отличие от природы, действуют люди, наделе иные сознанием и волей, в результате чего до середины IS века было распространено мнение, что, вся общественная жизнь является сознательной и изучать жизнь общества – это, значит, изучать общественное сознание. В природе действуют стихийные силы и существуют объективные законы, а в обществе в силу субъективных причин событии их нет. В действительности и в история есть силы, несводимые ни к индивидуальной, ни к коллективной воле. В обществе, как и в природе, существуют объективные законы, но в природе они реализуются через бессознательные действия стихийных сил, а в обществе через сознательную деятельность людей. Отсюда возникают проблемы:
I/ Общественная жизнь значительно сложнее природных процессов. В обществе существуют два рода отношений: материальны и идеальные. Поэтому в истории действуют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам /к социальной материи/ относятся природные условия, экономические отношения, вещественный субстрат производительных сил, к идеальным /субъективным/ - интеллектуальные, эмоциональные, организационные стороны деятельности людей. В истории действуют два "механизма": механизм действия объективных законов и механизм их использования. Человек не гложет отменить объективные законы истории, но может воздействовать на форму их проявления, на сроки и пути их реализации.
2/ Отсюда возникает проблема соотношения исторической необходимости /объективные законы/ и свободы /сознательная деятельность людей/, иными словами, в какой мере мы можем влиять на свою историческую судьбу, а в какой - не можем. Направление, абсолютизирующее объективный фактор, называется фатализмом. Направление, абсолютизирующее свободу воли, называется волюнтаризмом. В первом случае, принижается активность людей, во втором следствием является авантюризм и растрачивание национальных сил впустую. Роль субъективного фактора всегда увеличивается в переломные периоды истории.
3/ Историческое развитие идет быстрее природного, поэтому социальные законы более историчны, отсюда - опасность догматизма в социальном познании.
4/ В обществе события более индивидуализированы, чем в природе, их повторимость труднее заметить. Отсюда все остальные законы – это законы-тенденции, вследствие чего история многовариантна, в ней всегда есть альтернативы.
Общество является объектом изучения многих наук /истории, социологии, философии истории, а так же специальных общественных наук/.
Социальная философия - раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общественной жизни, ее отличию от природной, в котором анализируются проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбы и перспективы, направленность и движущее силы его развития.
Социальная философия изучает целостный исторический процесс, рассматривая его под углом зрения мировоззренческих проблем.
Функции социальной философии:
I/мировоззренческая, дающая общее представление об устройстве социального мира, 2/познавательная,
3/Образовательная,
4/прогностическая,
5/проективная,
6/диагностическая.
2. Философские концепции общества:
I/ Э.Дюркгейм: общество - надиндивидуалъная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях;
2/ М.Вебер: общество ~ взаимодействие людей, продукт социальных, т.е. ориентированных на других действий;
3/ Т.Парсонс: общество - система отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности:
4/ К.Маркс: Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности,; прежде всего экономической.
Общество - сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, в которой множество элементов и факторов. В структуре общества можно выделить "основных сферы /фактора/: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Экономическая сфера представляет собой единстве производства, потребления, обмена и распределения материальных благ.
Социальная сфера – это совокупность социальных общностей и групп при их взаимодействии.
Политическая сфера - сфера управления и власти, регулирующая отношения между социальными общностями и группами.
Духовная сфера - область духовного производства, общественного сознания к духовного потребления, это философские, религиозные, художественные, моральные и научные представления, существующие в обществе.
В результате того, что общественная жизнь складывается из многих факторов, возникает проблема их взаимоотношения, равнозначности или существования детерминант и доминант. Детерминирующий фактор определяет существование и развитие всех остальных факторов общественной жизни. Детерминанта определяет развитие общества, в конечном счете, фактор, главенствующий на определенном этапе социальной истории, называется доминирующим /доминантой/»
Концепции общественного развития, исходящие из того, что в истории всегда есть детерминирующий /определяющий/ фактор, образовали направление, которое называется социальный детерминизм.
- географический детерминизм считает определяющим фактором общественной жизни природу;
- идеалистический / духовный/ детерминизм полагает определяющим фактором сознание, надмирное или общественное /"мнения правят миром"/;
- экономический детерминизм К.Маркс, Альтгоссер/ уподобляет общество многоэтажному зданию, различные этажи, /факторы/ которого воздвигнуты на одном фундаменте экономики;
- технический /технологический/ детерминизм определяющим фактором считает технический прогресс.
Синергетический подход, исходящий из вписанности человеческой истории в синхронно развивающуюся Вселенную, рассматривает все факторы как равноценные, что не исключает их детерминирующей роли на отдельных этапах истории. Функционализм /Парсонс, Р.Мертон/ исследует социальную жизнь как взаимодействие функций, ее представляющих, игнорируя их историчность.
4/ К.Маркс: Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности, прежде всего экономической.
Общество - сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, в которой множество элементов и факторов. В структуре общества можно выделить "основные сферы /фактора/: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Экономическая сфера представляет собой единстве производства, потребления, обмена и распределения материальных благ.
Социальная сфера – это совокупность социальных общностей и групп при их взаимодействии.
Политическая сфера - сфера управления и власти, регулирующая отношения между социальными общностями и группами.
Духовная сфера - область духовного производства, общественного сознания к духовного потребления, это философские, религиозные, художественные, моральные и научные представления, существующие в обществе.
В результате того, что общественная жизнь складывается из многих факторов, возникает проблема их взаимоотношения, равнозначности или существования детерминант и доминант. Детерминирующий фактор определяет существование и развитие всех остальных факторов общественной жизни. Детерминанта определяет развитие общества, в конечном счете, фактор, главенствующий на определенном этапе социальной истории, называется доминирующим /доминантой/»
Концепции общественного развития, исходящие из того, что в истории всегда есть детерминирующий /определяющий/ фактор, образовали направление, которое называется социальный детерминизм.
- географический детерминизм считает определяющим фактором общественной жизни природу;
- идеалистический / духовный/ детерминизм полагает определяющим фактором сознание, надмирное или общественное /"мнения правят миром"/;
- экономический детерминизм К.Маркс, Альтгоссер/ уподобляет общество многоэтажному зданию, различные этажи, факторы/ которого воздвигнуты на одном фундаменте экономики;
- технический /технологический/ детерминизм определяющим фактором считает технический прогресс.
Синергетический подход, исходящий из вписанности человеческой истории в синхронно развивающуюся Вселенную, рассматривает все факторы как равноценные, что не исключает их детерминирующей роли на отдельных этапах истории. Функционализм/ Т.Парсонс, Р.Мертон/ исследует социальную жизнь как взаимодействие функций, ее представляющих, игнорируя их историчность. Индивидуализм /Дж. Хоманс, ДЖ. Линд/ полагает, что всякое социальное явление /общество/ может быть объяснено только через совокупность индивидуальных действий.
3. Античная философия представляла историю как круговорот событий. Например, Гераклит описывал чередование явлений, используя образ огня, то вспыхивающего, то гаснущего, Платон говорил о круговороте душ, их переселении в идеальный мир и воплощении в реальный мир через вновь рожденного человека.
Христианская философия истории предложила эсхатологическую концепцию истории: мировая история имеет начало /рождество Христово/ и конец. Узловые пункты истории: первый приход Христа, его казнь, воскресение, второе пришествие и Страшный суд, возвращение человека после очищения в вечность, откуда он был изгнан за грехи. Цель истории - создание богочеловечества /Вл. Соловьев, И.Бердяев/.Достижение этой цели -смысл истории. Миром правит Божественное Провидение.
Эпоха Возрождения и Просвещения заменила провиденциализм рациональным объяснением исторических фактов, вместо Провидения обратив внимание на естественные законы истории. Вико высказал циклическую идею, согласно которой история всех народов подчинена единому закону, они проходят три стадии в своем развитии: I/ варварство, 2/феодализм и 3/ этап цивилизации.
Гердер и Гегель /немецкое Просвещение/ выдвинули идею о поступательном закономерном характере истории. С точки зрения Гегеля, история - закономерное развитие Абсолютной идеи в духе. Появляется идея прогресса, критерием которого является уровень развития искусства, науки, религии и философии.
Теорию прогрессивного закономерного развития истории развивал К.Маркс, полагая критерием поступательного развития общества уровень развития производительных сил. По Марксу, смысл истории в максимальном общественном развитии, в результате которого становится свободным каждый член общества. История включает 5 формаций /ступеней/: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Прогресс здесь обезличен и забыта цена прогресса.
В XX веке концепции линейного прогресса подверглись справедливой критике. О. Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Сорокин предложили идею локальных обществ, обладающих таким культурным своеобразием, что невозможно представить историю в виде линейного прогресса. Историю как развитие культурно-исторических типов рассматривал Н.Данилевский.
По Шпенглеру, история - это развитие культурных организмов, в ходе которого культура создает цивилизацию, и сама при этом гибнет.
В исторической концепции К.Ясперса центральным понятием является "осевое время". Осевое время – это конкретная историческая эпоха с VII в. до н.э. по начало нашей эры, до явления Христа. Это эпоха небывалого прорыва духа, в которую возникло вcё, что определило историю человечества до нашей современности, возникли все основные формы развития его. История, по Ясперсу, есть история человеческого духа, требующего вечных усилий и философской веры.
А.Тойнби понимает исторический процесс, как процесс личностный, носящий циклический характер. Циклы и ритмы задаются вызовами мира человеку. Отвечая на эти вызовы, человечество трансформируется. Человек историчен, пока он творит. Из усилий ответить на вызов мира возникают цивилизации, каждая из которых проходит в своем развитии 5 стадий: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель. Смысл истории - в нравственном и творческом совершенствовании человека в ответ на внешние вызовы.
Для П.Сорокина история - это процесс развития человеческих ценностей, из которых главные: истина, красота, добро и их единство - польза.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 661 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!