Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 13. Познание / гносеология /



I.Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Знание и вера. Вера и предрассудок. Знание и мнение.

2.Уровни и формы познания. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь.

3.Понятие истины. Истина и заблуждение. Истина и правда.

I.Разум человеческий многообразен и существует много разных путей познания, посредством науки, искусство, житейский и исторический опыт и даже через религию. Изучение познания зависит от общефилософского мировоззрения. Теория познания - гносеология - занимает одно из ведущих мест во всех философских системах. Некоторые философские школы утвер­ждают, что философию вообще можно свести к гносеологии.

Первым вопросом гносеологии является вопрос, познаваем ли мир в принципе. Направление, отрицающее принципиальную возможность познания, в материалистической философии получило название агностицизма. Агностики от Беркли, Юма. До К.Юнга исходят из утверждения, что единственная реальность, которая непосредственно дана человеку, это его ощущения. Внешний мир всегда дается человеку сквозь призму субъективности. Пси­хически» явления не отражают внешний мир. Напротив, окружающая реаль­ность несет на себе печать нашей спонтанной активности. Отсюда позна­ние сводится к упорядочению и: систематизации ощущений. Действительно, Ощущения - это единственная реальность, которая дана нам непосредст­венно, но это не значит, что они единственная реальность, доступная нам вообще. Ощущения не единственно возможная основа познания. Кроме того, опровержением агностицизма является историческая практика, доказыва­ющая возможность адекватного отражения в познании свойств и закономер­ностей внешнего мира. Но и помимо практики существуют доказательства существования объективной реальности и возможности ее познания с по­мощью ощущений. При всей субъективности ощущении их связь, отношения между ними - не субъективны. Объективная реальность не дана человеку непосредственно, она дана ему не столько в ощущениях, сколько, образно вы­ражаясь, "между ними", т.е. в связях и отношениях ощущений.

Знание - результат контакта субъекта с объективным миром в ходе практического воздействия на него. Знания - знаковые выражения, содер­жание которых отражает объективную /или субъективную, если оно позна­ется/ реальность. Понятие "отражение" предусматривает первичность отра­жаемого и активное воздействие на него, отражающего субъекта. Но отра­жение возможно как практическое взаимодействие лишь в сфере действи­тельного, а не возможного или будущего, тогда как знания - это не толь­ко - сведения о том, что есть, но и о том, что должно быть или может быть. Не менее важным, чем отражение, является второй компонент познания - творческое конструирование новой реальности, которое нельзя свести к простому продолжению, развитию или отрицанию уже известного.

С современных позиций познание - это процесс воспроизведения су­ществующих связей и отношений, включая отношения между возможным и действительным, существующим и несуществующим, как в объективной, так и в субъективной реальности. Знание - основа идеального плана практи­чески преобразовательной деятельности. Знание - высший вид информации. Не всякая информация является знанием, а лишь переработанная, выраженная в знаковой форме, получившая смысл и значение, включенные в культур контекст определенной эпохи.

Соотношение знания и веры всегда было важной проблемой гносеоло­гии. Знание воспроизводит объективные закономерности и связи реально­го мира, опираясь на факты и доказывая свои истины. Вера же есть созна­тельное признание чего-либо истинным на основании субъективной значи­мости, не требуя доказательства истинности. Проблема соотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами /Ф.Аквинский/.

Феномен веры может иметь религиозную, гносеологическую и экзистенциальную окраску. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение и не нуждается в рациональном знании. Гносеологическая ве­ра - приобретенная в процессе познавательного процесса рациональная уверенность в истинности научных выводов и высказанных гипотез. Экзи­стенциальная вера - это включенная в самосознание человека вера в себя, факт существования окружающего мира, личностно значимые

Мнение представляет собой суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к чему-либо в отличие от объективного знания.

Мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без раз­мышления, основанное на иррациональных компонентах сознания, суеверия ищется предрассудком.

2. Процесс познания предполагает два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение - чувственный образ, в котором отражаются отдельные свойства предмета /холодный, твердый, прозрачный к т.д./.

Восприятие - целостный чувственный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств человека.

Представление - обобщенный образ предметов: и явлений действительности»сохраняв и воспроизводимый в сознании без непосредственно­го воздействия предметов и явлений на органы чувств /на основе прошло­ го воздействия/.

/шальное /логическое/ познание осуществляется в следующих трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - логический образ /мысль/, в котором отражены существен­ные, стороны и признаки или явления. Напр., растение, человек и

Суждение - мысль, выраженная в форме повествования, в котором неч­то утверждается или отрицается об объектах действительности. Напр., Земля вращается вокруг Солнца.

Умозаключение- это и вывод, и процесс, рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений /посылок/ выводится новое суждение /умозаклю­чение. Напр., Эта роза красная. Красное есть цвет.

Роза имеет цвет.

В истории философии были попытки оторвать и даже противопоставить чувственное к рациональное познание друг другу. Сенсуализм считал ощу­щения единственным источником познания и на этом основании абсолюти­зировал роль чувственного познания. Материалистический сенсуализм - Бэкон, Гельвеций, Фейербах, и идеалистический сенсуализм - Юм, Мах.

Рационализм полагал, что логические понятия не могут быть почерп­нуты из опыта и его обобщений, они суть врожденные идеи /Декарт/ или задатки ума. Разум и источник, и критерий познания, роль опыта всего лишь в проверке и подтверждении утверждений разума. Здесь абсолютизи­руется роль рациональной ступени, познания,

В действительности чувственное и рациональное познание тесно вза­имосвязаны и взаимодействуют друг с другом. У каждого уровня существу­ет своя неустранимая функция в познании. Человек получает информацию с помощью чувственного по знания, и никак иначе. Но предметом чувствен­ного познания оказывается явление. Рациональное познание позволяет про­никнуть в сущность объекта, вскрыть его закономерности, что невозможно на чувственном уровне.

3» Ключевым в теории познания является понятие истины. Класси­ческая трактовка истины еще со времен Аристотеля определяет ее /исти­ну/ как соответствие мыслей действительности. Ее разделяли представи­тели столь разных философских направлений, как Ф.Аквинский, Гегель, Фей­ербах, К, Маркс, Ф.Энгельс, Хайдеггер и др. Но понимание сущности истины является различным в разных философских направлениях, поскольку сама действительность толкуется различно.

С точки зрения субъективного идеализма, для которого дознание есть упорядочивание ощущений, истина - это упорядоченные и систематизиро­ванные ощущения. Истинность устанавливается общезначимостью. Прагматизм устанавливает истинность посредством определения степени ее полезности Диалектический материализм считает, что истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, т.е. такое отражение объективной действительности в сознании человека, ког­да она воспроизводится такой, какой она существует сама по себе неза­висимо от человека. Истина субъективна по форме и объективна по содержанию. В этом случае критерием истинности является практика, ибо именно практической деятельности устанавливает­ся соответствие или несоответствие знания объективной действительно­сти. Однако практика в каждый данный момент носит ограниченный характер /ведь мы не знаем будущей практики/ и соответственно истины, ею подтверждаемые, относительны. Это касается всех видов практики: техни­ческих и естественнонаучных экспериментов, общественной и социальной практики.

Истина не представляет собой нечто новое, она есть процесс: истина является результатом познавательных актов, если познание движется, то и истина должна изменяться, быть в развитии. Истина всегда относитель­на по отношению к бесконечному процессу познания. Абсолютной является только та истина, содержание которой не может быть пересмотрено в про­цессе познания. Абсолютная истина - это цель, к которой стремится поз­нание, но которой никогда не достигает, но момент абсолютного знания присутствует в относительной истине.

Истина всегда конкретна. Отсюда необходим точный учет условий, в ко­торых находится объект познания. Путь к истине проходит через заблуждения. Заблуждение - непредна­меренное несоответствие понятия, суждения объекту.

Истину часто отождествляют с правдой. Однако это не одно и то же. Правда - это соответствие мысли высказыванию. Человек может высказывать неистинное суждение, но он искренне заблуждается, следовательно, не лжет, то есть говорит правду. Сознательно утаивая истину в каких-то своих целях, он лжет.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...