Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 12. Проблема сознания



I.Происхождение и сущность сознания. Сознание и язык.

2. Сознание и мозг. Физиологическое и психическое.

3. Структура сознания. Сознание и самосознание.

4. Субъекты сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

Сознание человека дает ему второй, идеальный мир. С помощью этого мира человек ориентируется в окружающей среде. Сознание в самом общем виде включает в себя чувства, волю, эмоции, воображение, мышление и т.д., то есть то, что в совокупности принято называть психикой, хотя сознание не тождественно психике. Если сознание не особая надиндивидуальная сверхреальность /Гегель/, не искра Божья в человеке, но самодост­аточная, ничем необусловленная сущность, присущая человеку /Кант/, а результат природной эволюции, то оно должно иметь связь с природой. Такая связь выражена в понятии отражения. 0тражение - всеобщее свойство природного мира. Отражение - воспроизведение одним материальным объектом особенностей другого материального объекта при их взаимодействии. Отражение может быть двух типов: изоморфное /точное воспроиз­ведение каких-либо сторон отражаемого объекта/ и гомоморфное /приб­лизительное подобие/. Чем сложнее система, тем более ей присуще гомоморфное отражение.

Отражение существует на следующих уровнях:

- В неживой природе: механические, физические, химические;

- допсихические /биологические/;

- информационные;

- психические.

Первой допсихической формой отражения является раздражимость, ха­рактерная для растений и простейших животных. Раздражимость - способ­ность реагировать на внешние воздействия изменением химизма или поло­жения тела. С появлением живых организмов, способных к самосохранению, возникает информационное отражение, связанное с активным использовани­ем результатов внешних воздействии. Психическое отражение возникает у животных, способных осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и решать возникающие в связи с этим задачи.

Первая психическая форма отражения - чувствительность связана с появлением ощущений, в результате чего взаимодействие организма со сре­дой направляется психической деятельностью и предстает как поведение.

С развитием природного дара происходит эволюция форм отражения, совершенствование которых проявляется в появлении памяти и элементар­ного мышления животных. Так подготавливается скачок - рождение высшей формы психического отражения - сознания.

В отличие от животных, для которых характерно приспособительное поведение, способом существования человека является преобразователь­ная деятельность, потребовавшая новой формы ориентации человека в мире. Животное адаптируется к окружающей среде, человек же пытается изменить среду, приспосабливая ее к своим потребностям. Преобразование действи­тельности, прежде всего, связано с трудом, в ходе которого человек ста­вит между собой и природой систему искусственно создаваемых посред­ников, важнейшими из которых являются орудия труда, и посредников между людьми - язык. Труд сразу возникает не как биологическая функция, а как социальная. Потребности трудовой деятельности заставили людей подав­лять биологические инстинкты, сначала через биосоциальный отбор, а затем непосредственно в производственной деятельности.

Трудовая деятельность способствовала созданию человеческого спо­соба общения и речи. Изготовляя орудия труда, а с помощью них и другие необходимые предметы, человек раскрывал их внешние свойства и внутрен­нюю сущность, закрепляя их в языковых сигналах. Язык позволял передавать эти сведения другим людям, т.е. язык стал посредником в отношениях меж­ду людьми. Развитие сознания связано с многообразием форм деятельно­сти, в которые включен человек, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Чем многообразнее сфера действий человека, тем богаче его сознание.

Язык - универсальное средство выражения мысли, ее материальная фор­ма. Язык позволяет подвергнуть мысль анализу. Язык служит средством тран­сляции социального опыта. Язык выполняет коммуникативную, функцию и позволяет управлять другими людьми, воздействовать на них. С его помощью осуществляется переход от чувственного познания к обобщенно­му абстрактному мышлению - к понятиям. Связь между языком и мышлением органическая. Нельзя нанести урон языку, не нанося при этом урона мыш­лению. В настоящее время существует множество искусственных языков /от азбуки Морзе до машинных языков/, положительное значение которых заключается в их интернациональном характере. Однако основой любого искусственного языка является естественный язык, который более приспособ­лен к выражению всего многообразия мира. Кроме того, язык выполняет про­гностическую и футурологическуго функции.

Помимо способности отражения сознание обладает способностью твор­чества /об этом специальный разговор впереди/.

2. Органом сознания является головной мозг. Мозг выступает матери­альным субстратом сознания, но мыслит и сознает не мозг, а человек, к тому же в процессе мышления, а тем более чувствования участвует вся высшая нервная деятельность. В истории философии были попытки сведения сознания к физиологическим процессам, происходящим в мозгу Вульгарный материализм, радикальный физикализм/. Но уже в середине 60-х го­дов XX столетия в естествознании /теории информации/ утвердился функ­циональный подход к пониманию природы сознания, вследствие различения вещественно-энергетической формы сигнала и его информационного содер­жания. Этот подход означает, что сознание не может быть сведено к физи­ологически: процессам в мозгу, но должно быть понято, как функциональ­ное отношение этих процессов к отражаемой действительности.

Сознание как психическое имеет другую, нежели физиологическое, при­роду. Если физиологическое материально, психическое - идеально. Сознание как идеальное есть особая форма отражения объективной реальности. Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают свойствами отражаемых в нем предметов, равно как и свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы воз­никли. Кроме того существует концепция холотропного, т.е. неделимого, сознания, с точки зрения которой человек обладает не только органом / мозгом/, но и полем сознания С.Грош: сознание никогда не находится внутри человека, оно всегда между людьми, между человеком и миром, об­разуя единое информационное поле.

3. Сознание - часть психики. Психика - это внутренний мир челове­ка: чувства, эмоции, абстрактное мышление, воля. Ядром сознания является знание. Можно выделить три стороны в структуре сознания:

– предметное сознание,

– самосознание, дух,

– сознание как ноток непосредственного переживания/душа/.

Психика кроме сознания включает в себя подсознательное и бессоз­нательное. По Фрейду, бессознательное является источником энергии для человеческих действий, а сознание - источник информации. Юнг выдвинул идею коллективного бессознательного, которое содержит архетипы, т.е. древние типы понимания и объяснения мира. Архетипы несут заряд мощной творческой энергии.

Сознание существует на трех уровнях:

I/ Сознание в широком смысле слова, способность человека отражать внешние воздействия в форме ощущений, восприятий и представлений. Этот уровень присущ и животным.

2/Понятийное мышление, т.е. обобщенное отражение через логический об­раз, связанный с языком, второй сигнальной системой. Понятийное мышление свойственно только человеку и именно оно позволяет ему выделить се­бя из природы, сформировать следующий уровень.

3/ Самосознание, т.е. осознание своего личного "Я" как противостоящего всей остальной действительности. Возможность самоконтроля.

4. Субъектом сознания может быть индивид, группа или общество в це­лом. Общественное сознание - целостное образование /существующие в об­ществе взгляды, теории, ценности и т.д./, оно не сводится к сумме инди­видуальных сознаний. Тем не менее общественное сознание не существу­ет вне личного, индивидуального. Различные уровни бытия: индивидуальное, групповое, общественное обладают своими специфическими особенностями, которые находят отражение в сознании этих субъектов.

Индивидуальные особенности усвоения общественного сознания опре­деляются:

- природными задатками и способностями личности,

- особенностями индивидуальной биографии,

- участием личности в различных группах при выполнении каких-то социальных функций. Личность воспринимает общественное сознание через раз­личные групповые - модификации его,

- необходимостью выбора нередко противоречивых духовных образований и идей, отражающих противоречивость общественного бытия.

Отражение действительности в индивидуальном сознании опосредова­но общественным сознанием, а отражение действительности в общественном сознании осуществляется только через индивидуальное сознание.

Структура общественного сознания включает в себя основные формы: • научное сознание, политическое, правовое, моральное,эстетическое,рели­гиозное и философское сознание. Все эти формы могут существовать на двух уровнях: Общественной психологии - эмоциональное и обыденное сознание и общественной идеологии- практически-систематизированное и теоретичекое сознание.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...