Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4 Современное состояние детского общественного движения



В России и его особенности.

ПЛАН:

  1. Современные формы и содержание детского движения в России. Возрождение скаутинга в России. Союз пионерских организации (ФДО). Деят-ть ДООД в СПб.
  2. Педагогические условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в воспитательном процессе. (Взаимодействие класс.рук-ля и педагога-организатора ДООД в создании благоприятного воспит. простр-ва в микрорайоне школы. Технология воспитательной работы с мл.шк. в ДООД).

ЛИТ-РА см. уч-мет. пособие.

Современные формы и содержание детского движения в России.

1) Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время.
(можно наблюдать подростков в подъездах домов, просто на улице убивающими своё свободное время)

Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.

2) В современных условиях после 1991 г. в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в сотни раз. Вместе с тем вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение мала составляет по разным данным 5-10%.

3)- Почему дети не хотят вступать в организации? Возможно, по следующим причинам:

· Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;

· Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;

· Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы;

· Закрытость от реального окружения, преобладание «надуманных» жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций.

4) - Общественные организации? = объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности.

5) Классификация современных детских общественных организаций.

Ø С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:

1. Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2. Социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3. Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.);

4. Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5. Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6. Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).

Ø По идеологическому признаку существующие юношеские общественные организации можно разделить на: Светские; Религиозные; Общечеловеческой направленности; Узконациональной направленности.

Ø По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

  1. Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры;
  2. Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как «детские»), или взрослых политических движений (например, экологического).

Ø С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач- функций:

1. Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения;

2. Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику;

3. Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций.

(Согласно результатам исследования, наибольшим вниманием (в сумме более
35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у
6,8%опрошенных, коммунарские объединения- у 0,8 %, членство в религиозных, национальных и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать).

Итак, очевидно, что существует множество различных детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.

6) Характеристика детских и юношеских общественных организаций.

Ø Детские и молодежные организации как особое воспитательное пространство поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объедлинений определены Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30); Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117); Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)»; Федеральным законом «Об общественных объединениях»; Федеральным законом«Об образовании» (Ст.32).

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.1995 №98-ФЗ. Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ на федеральном уровне.

Ø Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.

Ø Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи.

Ø Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

Ø Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

Ø Анализ уставных документов об их заметно усилившихся социальных функциях. Организации берут на себя “защиту прав и интересов своих членов”, “заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив”, “обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности”.

Ø Многие молодежные и детские организации предлагают использовать возможности организаций как институт социализации своих членов.

Ø Современные общественные объединения не велики по своей численности. К наиболее крупным молодежным общественным объединениям можно отнести следующие: Российский Союз Молодежи (РСМ), Общероссийская общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы “ДИМСИ”, Международный союз детских общественных объединений “Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций” (СПО-ФДО), Национальная организация скаутского движения России” (НОСД),

Ø Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге.

Ø Характерным признаком современного развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей.

Ø Финансовая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений осуществляется на конкурсной основе. Существует реестр, организаций вошедшие в него получают помощь в частичном финансировании мероприятий, помощь в аренде, рекламу и т.д. (см. реестр по СПБ).

Ø Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования.

Ø Значение их в воспитании? Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

1. Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;

2. Разумно организованный досуг детей, социум, в котором ребёнок реально может проявить на себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;

3.Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально- нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;

4.Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Ø Главная особенность- создание детских объединений их возникновение «снизу»- добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов.

Ø Современное детское движение, не будучи, массовым, представляет собой живое, динамичное явление.

Ø Формы, структуры разнообразны.

Ø Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве.

Ø Эти функции представлены в концепции и программах. Существует широкий спектр различных программ.

Н! программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели,
Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры,
Мы вместе и Русское зарубежье.

Н! Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы»,
«Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.

7) Детские и юношеские организации позитивной направленности.

Скауты. Отделения РСС работают во многих городах России.

Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия.

Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается.

Воспитательный характер скаутского движения – существенная характеристика. Воспитывать по-скаутски – значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.

У скаутов существует множество программ:

- «Сам спасатель». Скауты понимают, что в нашей жизни никто не застрахован от несчастных случаев, крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий – подъёма воды, сильного ветра с грозой, урагана, пожара. Если ты многое умеешь и сам будешь хорошо подготовлен ко всяким неожиданностям, то у тебя останется много сил и ты сможешь оказать помощь другим. Программа помогает справиться с паникой и отчаяньем, преодолеть страх и неуверенность, сохранить жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях;

- «Русский мороз». Программа реализуется в зимнем скаутском лагере «Рождество». Там учат строить укрытия от непогоды, оказывать помощь при переохлаждении и обморожении.

- Скауты очень любят игры. В игре-испытании «Лесной человек» они учатся не бояться леса, дружить с ним, получать от него кров и пищу; игра
«Бронзовый человек» учит, как стать сильнее, укрепить здоровье, не бояться жары и холода…

Пионеры.

СПО-ФДО - Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах

Является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях социально-экономических преобразований, трудиться так, чтобы было не только интересно, но и полезно; жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.

Девиз СПО-ФДО: «За Родину, Добро и Справедливость!»

СПО-ФДО был создан 1 октября 1990 года детьми и взрослыми - делегатами X Всесоюзного пионерского слета в Международном детском центре «Артек» и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.

СПО-ФДО является правопреемником Всесоюзной пионерской организации, но в обновленном детском объединении многое изменилось: отказавшись от диктатуры взрослых в детских объединениях, от единообразия взглядов и мнений, детские организации - члены СПО-ФДО взяли из опыта пионерской организации лучшее: творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность.

СПО-ФДО активно использует и укрепляет международные связи, возникшие за многолетнюю историю пионерской организации, гордится именами детей и педагогов, создававших историю отечественного и международного детского движения.

Членство в СПО-ФДО - коллективное. Членами Союза могут быть любые детские общественные объединения - юридические лица, признающие Устав СПО-ФДО и осуществляющие деятельность, не противоречащую реализации его целей и задач. Члены Союза уплачивают вступительный и ежегодный членские взносы на его деятельность.

СПО-ФДО - одно из крупных международных объединений и самое большое детское общественное объединение, действующее на территории Российской Федерации.

Высшим органом СПО-ФДО является Ассамблея. Для осуществления своих полномочий Ассамблея созывается не реже одного раза в три года, между Ассамблеями руководит деятельностью Союза Председатель, его заместитель и Совет, в состав которого входят руководители каждой детской организации - члена СПО-ФДО. Ревизию финансово-хозяйственной деятельности, правильность расходования средств, состояние и учет материальных ценностей, находящихся на балансе СПО-ФДО, проводит Контрольная комиссия СПО-ФДО.

Аппарат управления СПО-ФДО разрабатывает приоритетные направления, программы, проекты, проводит массовые и иные мероприятия, организует повседневную работу, связанную с уставной деятельностью СПО-ФДО.

Штаб-квартира СПО-ФДО находится в Москве.

СПО-ФДО имеет собственные награды: Почетный знак, Почетная грамота.

СПО-ФДО избрал путь, нашедший сторонников среди детей и взрослых, разрабатывая и внедряя содержательные программы деятельности: от авторских и региональных - до общесоюзных.

СПО-ФДО - организатор многих массовых акций и мероприятий для детей и подростков.

Научно-практический центр СПО-ФДО ведет продуктивную научно-исследовательскую деятельность, является постоянным участником многочисленных научных конференций и симпозиумов, организатором учебных семинаров, регулярно издает книги, пособия и брошюры по вопросам деятельности детских объединений.

СПО-ФДО активно сотрудничает с детскими организациями на всех континентах мира, развивает партнерство с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Советом Европы, различными международными образовательными и исследовательскими центрами, участвует в программах Европейского Союза, многосторонних международных мероприятиях, осуществляет детские и молодежные специализированные программы обменов.

СПО-ФДО является одним из учредителей газеты «Пионерская правда», журналов: «Мурзилка», «Костер», «ИКС-пилот».

В СПб Ю-ПИТЕР.

8) Детские юношеские организации негативной направленности.

Секты.

Довольно много всевозможных религиозных объединений, организаций, обществ.

Существует термин "деструктивная религиозная организация" ("деструктивный культ" и "тоталитарная секта") - или их деятельность идет вразрез со светскими законами ("Белое Братство", "Свидетели Иеговы" и др.) или их доктрины прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.).

Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее, он проявляется в виде различных громких инцидентов.

"Белое Братство" (Другие названия: "Международный институт души Атма", "Великое Белое Братство" (ББ), юсмалиане, юсмалитяне)

Возникнув в Киеве, "Белое Братство" быстро распространилось в 45 городах России. Данные, естественно, неполные.

Учение "Белого Братства" называется "Юсмалос", что является аббревиатурой, которая расшифровывается белыми братьями следующим образом:
Юс - Юоанн Свами, искаженное в псевдовосточном духе "Иоанн Святой"
(Креститель), то есть лидер учения - Кривоногов ("свами" - получивший посвящение и давший обет отречения); Ма - Мария Дэви Христос, также от искаженного "Дева Мария", она же - живое воплощение Иисуса Христа, одновременно - его мать и невеста, а именно – Марина Цвигун; Лос - сокращение от слова "Логос" (греч.) - "слово" - одна из ипостасей Бога.
Таким образом, название как бы включает в себя идею новой божественной
Троицы. Оно также используется адептами в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что расценивается как слияние с Богом и растворение в божественной сути.

Суть воззрений юсмалиан изложена в "Учении о Фохате". Особое место в этом учении занимает в ярких деталях нарисованный конец света, а центральной частью этого учения является не теоретическая часть, а детально разработанная культовая практика. Используя элементы культовых обрядов и учений различных религиозных движений, Кривоногов организовал эффективную систему формирования религиозного сознания.

С 1 июля 1990 г. лидеры "Белого Братства" провозгласили ("включили")
"Программу спасения Земли - Юсмалос", направленную на "фохатизацию"
("насыщение светом") избранного человечества Земли (144000 человек) и рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). По словам адептов культа, "фохат - это энергия Живого Бога, излучение которой насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалитяне живут, крестят, проповедуют". Эта энергия "смертоносна для демонических личностей", то есть для тех, кто не верит в учение культа. При этом "только любящие Марию Дэви Христос получают дозу фохата и одухотворяются. Остальные же люди облучаются фохатическими излучениями и очень скоро гибнут. Причем смерть их мучительна и происходит от самых неизлечимых заболеваний". Вообще в доктрине "Белого Братства" четко прослеживается человеконенавистничество и злоба ко всему человечеству, за исключением 144 000 "избранных". Проповедуется, что за неверие должны убиваться энергией фохат не только те, "кто клевещут на пророков... Погибнет весь регион (вся страна, город), где совершена злобная акция на пророков или их учеников".

144 тысячи юсмалитян, по словам Марии Дэви Христос, "...получат наши печати при жизни". Они "трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан". То есть упомянутые 144 000 наиболее преданных адептов - это фактически зомбированные, лишенные воли люди, полностью подвластные руководству
"Белого Братства", это, по сути дела, одержимые, управляемые чужой волей, волей руководства культа. 12 тысяч из них сразу обрекаются на смерть.

Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15-16-19 лет.
Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым "духовным инструкторам" школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и прочих ужасах. Во спасение желающих тут же "крестили", выводя по одному в коридор. Эта практика особенно широко распространилась на Урале и в Поволжье.
Протрезвление от благодушия началось, когда стали пропадать дети. В Нижнем
Тагиле после одноразовой обработки "крестители", обладающие, как правило, зачатками способностей гипнотического внушения, едва не увезли целый класс.
Само действо "крещения", по рассказам бывших братьев, проводилось по- разному, например, заключалось в следующем: один из "старших братьев" прикладывал руку ко лбу "крестимого", что-то вещал, неотрывно глядя тому в глаза, затем совершал руками пассы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки.

"Белое Братство" является крайне опасной для психического здоровья ее адептов сектой, для выздоровления покинувшему "Белое Братство" требуется в среднем 2 года. Адепт может подвергаться культовому воздействию и вне общения с другими адептами путем регулярного прослушивания культовых аудиокассет.

"Семья" (Другие названия: "Семья любви", "Дети Божии", "Дети бога", секта Дэвида
Берга, "Союз независимых христианских миссионерских общин").

Культ был основан в 1967-68 гг. в Южной Калифорнии американским пастором Дэвидом Брандтом Бергом. Берг провозгласил себя Моисеем-Давидом, или "Мо", и основал молодежную коммуну для изучения Библии "отроки для
Христа". В печати за ней закрепилось название "Дети Бога".

Жизнь в коммуне, где "все вместе и все общее", проповедь "всеобщего добра", "свободная любовь" и т.п. - все это привлекало сотни и тысячи молодых людей из хороших семей в автокараван Берга, путешествовавший по
Америке.

Люди, которые выражали желание вступить в "Семью Любви" должны были бросить работу или учебу, переписать на имя секты все свои сбережения и имущество, равно как и ожидаемое наследство.

Были заведены судебные дела за преступления культа (в возрасте 12 лет девочка имела половые отношения как минимум с 25 мужчинами). Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждались иметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не с младенческого возраста.

И, тем не менее «Семья» благополучно функционирует и по сей день. Для прикрытия собственной антиобщественной деятельности и создания благоприятного о себе мнения у населения организация участвует в благотворительных акциях. "Семья" является создателем и инициатором серии образовательных музыкальных передач для детей "Кидди Вилли", которые, по оценкам адептов культа, "учат детей моральным принципам".

Официально "Семья" появилась в России в 1990-91 гг. Общины имеются примерно в 20 российских городах, в том числе в: Москве (4 общины), Санкт-
Петербурге, Новосибирске (основная база), Иркутске, на Дальнем Востоке,
Челябинске, Хабаровске, Омске.

Попадание подростков в организации такого рода крайне опасно. Известно, что во многих из них широко применяется зомбирование. Родители должны крайне настороженно относиться к приверженности их детей к таким объединениям.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 827 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...