Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ, ученик Платона, основал перипатетическую школу



Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ, ученик Платона, основал перипатетическую школу. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. Идеи – внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный «ум-перводвигатель». Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного.

Все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма. Форма – это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель («то, ради чего»). Но и действующую причину, и целевую причину определяет форма. Форма определяет переход от материи-вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Существует целая иерархия вещей (вещь=материя+форма), от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (формой человека является его душа). В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перводвигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все нижестоящие формы.

Человек – существо общественное. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Добродетели выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком». Великодушие – середина м/у тщеславием и малодушием, мужество – середина м/у безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – середина м/у расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию. Центральный принцип этики – разумное поведение, умеренность.

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) – монархия, аристократия, полития (умеренная демократия); и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых) – тирания, олигархия, демократия. Аристотель связывает определенное государственное устройство с принципами. Принцип аристократии – добродетель, принцип олигархии – богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная.






Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...