Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская философия XVII века (эмпиризм и рационализм)



Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния. Получил широкое распространение в Англии XVIIв. и в последующем в США. Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон. Он считал, чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе. Главные интересы Бэкона были сосредоточены на практике и науке. Его девиз: "Что в действии полезно, то и в знании истинно" ("Знание – сила"). Для получения истинных знаний необходимо: 1) опираться на чувственный опыт, эксперимент; 2) очистить познающий разум от предрассудков, «призраков»; 3) найти правильный метод. Таким методом Ф. Бэкон считал индукцию, т.е. логическое умозаключение от частных, единичных фактов к обобщениям. При этом он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости, что является не его недостатком, а его особенностью.

Рационализм – направление в фило­софии, согласно которому основой, как бытия, так и познания является разум. Основная идея – истинное, абсолютно достовер­ное знание может быть достигнуто только непосредственно с помощью ра­зума (т.е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве ("Бог существует", "У квадрата равные углы" и т.д.). Основоположником рационализма является Р.Декарт. Декарт сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он подчеркивал значение рационального начала в познании, считал, что в мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.). Достоверные знания можно получить лишь дедуктивным путем, т.е. путем умозаключений от общего к частному. Исходным пунктом цепи дедуктивных умозаключений является интеллектуальная интуиция, т.е. прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существовании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объясняется наличием бога.






Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...