Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение Платона об идеях



Платон (428/427 до н.э.–348/347), древнегреческий философ, ученик Сократа. Материалистическому решению проблемы бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Платон был убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, ибо это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Соотношение вещи и идеи Платон рассматривал двояко: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам. Степень сопричастности их может достигать различного уровня совершенства. В рамках соотношения вещь→идея идея есть предел становления вещи; в рамках соотношения идея→вещь идея есть порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна. Платон считал, что идеи существуют и без человека. Он не только был убежден в объективности идей, но даже считал, что они могут существовать (на небе!) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. Платон понимал, что идея – это общее в вещах. Но это есть общее именно вещей, потому вне вещей объективных идей нет (об идее как мысли пока вообще нет речи). Объективная идея – это общее данного класса вещей. Измеряя, мы всегда имеем дело с общим, но оно количественно оформлено. Не было бы общего, невозможен был бы сам процесс измерения. Общее (идея) существует реально. Платон мыслил определенный механизм перехода как от вещей к идее, так и от идеи к вещам. Между тем общее (идея) и отдельное (вещь) настолько тесно сопричастны друг другу, что отсутствует какой-либо реальный механизм перехода от одного к другому. Идея не является некой порождающей моделью, и соответственно она не есть предел становления вещей данного класса. В качестве порождающей модели люди используют идеалы, но идеалы – это не объективные идеи, а некоторые ценностные убеждения. Любое отдельное свойство или отношение – это всегда определенным образом оформленное общее. Слитность общего и отдельного – фундаментальный факт бытия.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 848 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...