Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Патристика и схоластика



Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II– VIIIвв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви". Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Патристика – имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

1-й период – апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов.

2-й период – классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

Схоластика (от греч. scholastikos – школьный, ученый) – тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап.Европе в средние века. Схоластика – "школьная философия". Схоластика – это религиозная философия, которая с помощью формально-логических приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в пользу последней. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода: 1) ранняя – XI-XIIвв. (неоплатонизм), 2) классическая – XII-XIIIвв. ("христианский аристотелизм"), 3) поздняя – XIII-XIVвв. (против томизма). В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.


39. Философия эпохи Возрождения (гуманизм и пантеизм).

Гуманизм (лат. humanitas – человечность) – это система взглядов, в основе которых лежит признание прав личности на свободу, творчество и счастье. Как философское направление получил распростра­нение в эпоху Возрождения (XV—XVIвв.). Его центром была Италия. Косновным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека; антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). Гуманизм изначально против любой формы подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих себя. Природа человека становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Вопрос стоит о благородстве человека. Благородство человека заключается в доблести духа. Все люди равно получают от природы, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства. Гуманисты последовательно защищают частный интерес, индивидуализм. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни. Представители – П.Мирандола, Л.Балла, Э. Роттердамский.

Пантеизм – философская концепция, согласно которой Всё есть Бог, а Бог есть Всё (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Пантеизм растворяет Бога в Природе. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым, которое везде и нигде. Основные положения: 1) Бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу; 2) Бог во всех вещах, т.е. во всей природе; 3) Бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Нельзя представлять бога как что-то изолированное от мира. Бог везде и во всем, он есть мировое поле. Из этого следует, что движение содержится в самом мире. Представители – Н.Кузанский, и Дж.Бруно.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...