Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
лософских построений разрушает традиционный просветительско-иормативный имидж этики как этики абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем в отказе от логоцентризма прослеживается утверждающее начало: в русле свойственного постмодернизму пафоса единичности, открытости, ситуативности предполагается дальнейшее слияние этики с живым моральным опытом в отдельном индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной, многоликой и личностной. Провозглашаемое постмодернизмом преодоление границы между «писателем» (автором), «читателем» и текстом, в ходе которого смысл сливается с пониманием, обретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая отныне не прилагается и не предлагается индивиду, а учреждается им самим, ибо пет морали, отдельной от человека и поднесенной над ним. В этой интерпретации постмодернизм выступает не как отказ от этики вообще, а как доведенная до предела aim ненормативная установка, благодаря которой как раз и появляется возможность превращения традиционной авторитарной этики и этику гуманистическую.
Анализируя новейшие тенденции современной духовной культуры, можно сделать вывод, что, по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на «общественный интерес» (этика просветителей, Гегеля, Маркса), в современной этике все в большей степени усиливается личностное, индивидуалистическое начало и одновременно снижается уровень гражданственности. Вместе с тем — парадоксально, но именно в конце XX века более актуальным стало обращение к проблемам нравственного существования и гражданского статуса личности в обществе, ее правам и обязанностям по отношению к социуму и окружающей среде в целом — тенденция, которая, возможно, продолжится и в новом тысячелетии.
2.7. Этическая мысль Беларуси
Важнейшие тенденции развития европейских этико-философских учений проявились и в этическом наследии ведущих представителей общественно-политической мысли Беларуси. Особенности национального мировосприятия, духовной культуры белорусского народа нашли выражение в таких нравственных качествах, как стремление к самоопределению, скрытое чувство собственного дос-
ДО______________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Глава 2. История этических учений __________________ 61
тоинства в сочетании с терпимостью, добродушием и бесконфликтностью.
Зачатки этического мировоззрения на территории Беларуси начали складываться еще в IX-XI вв. на основе первобытной магии, шаманства, языческих культов. Однако о становлении собственно этических воззрений можно говорить только начиная с принятия христианства в XI-XII вв.
Широко известна просветительская деятельность таких мыслителей, как Евфросинъя Полоцкая (1110?—1173), Кирилл Туровский (11307-1182?). В своих этико-философских сочинениях они стремились привить на белорусской почве идеи христианской патристики, вели полемику с ересями и язычеством. В качестве источника морали мыслились библейские заповеди всеобщей любви, добра, единения, которые рассматривались как Божественное откровение. Осуждались греховность и разобщенность мирской жизни, им противопоставлялись возвышенные духовные идеалы монашества.
В XIII-XVI вв. территория Беларуси вошла в состав Великого княжества Литовского, а затем объединилась с Польским королевством в единую «республику» (Речь Посполитую). Этико-фило-софская мысль этого периода отразила в себе актуальные в ту эпоху тенденции развития западноевропейской культуры, в частности, гуманизма и протестантизма. Франциск Скорина (14907-1551) не только явился основоположником книгопечатания на Беларуси и перевел Библию на белорусский язык, но в своих комментариях раскрыл ее нравственно-этическое содержание. Его последователи Сымон Будный (1530-1593), Василий Тяпииский (1540-1604) и др. отстаивали идеи индивидуального мистического постижения религиозных текстов, их возвышенного морального смысла, критиковали косность и нравственный догматизм церковной организации, разрабатывали основоположения протестантской этики труда. Некоторые из них от критики отдельных положений христианского вероучения переходили к общему отрицанию религиозных предрассудков в вопросах морали. Так, Казимир Лыщинский (1634-1689) пришел к последовательно атеистическому обоснованию нравственных отношений, отверг существование Бога в качестве источников моральных ценностей.
В XVI-XVII вв. в Западной Европе начались процессы нравст-веннего обновления католицизма (контрреформация). На территории Беларуси в стенах иезуитских коллегиумов и католических
университетов активно использовалось рационалистическое наследие схоластической этики Средневековья, среди образованной части белорусского общества распространялась нравственная философия Аристотеля и Фомы Аквинского.
Для православного населения была выдвинута идея унии (объединения) с католицизмом при главенстве папы Римского (П. Скарга, К. Тарлецкий и др.). Вместе с тем Н. Ленчицкий, Л. Сапега предостерегали от насильственного проведения унии, теоретически осмысливали этико-философские ценности веротерпимости и политической толерантности.
В противовес католицизму начали возникать православные братства, которые в XVI-XV11 вв. также проводили обширную просветительскую программу, издавали азбуки и грамматики белорусского языка, пропагандировали важнейшие достижения западноевропейской этики среди православных жителей Беларуси. Один из Крупнейших деятелей белорусской культуры этой эпохи Симеон Полоцкий (1629-1680) приглашался в Московское государство для воспитания детей царской фамилии. Он составил стихотворный сбор-пик, в котором поэтическими средствами излагаются основные морально-этические принципы православия.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Беларуси появляются этико-натура-листические концепции, обусловленные развитием естественных и точных наук, осмысливающие нравственность в духе теорий «естественного права», «общественного договора», «разумного эгоизма», отстаивающие необходимость всеобщего светского образования.
Прогресс морали стал связываться с восстановлением национальной независимости, с критикой крепостничества и российского самодержавия. Последовательное развитие эти идеи нашли в этико-по-литической программе руководителя народного восстания 1863 г. Кастуся Калиновского (1838-1864), а также у революционеров-народников Н. Судиловского, И. Гриневицкого.
Распад Российской империи в результате Октябрьской революции привел сначала к образованию Белорусской Народной Республики, а затем — БССР. Этот период характеризовался бурным ростом национального самосознания, в этике активно осмысливались нравственные аспекты возрождения белорусской государственности. Еще перед революцией поэты Ф. Богушевич, А. Пашкевич (Тетка), Я. Купала, Я. Колас в своем творчестве воспевали труд простых крестьян-белорусов, их близость к природе, здоровую простоту нрав-
Щ_ ____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ственных отношений. М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, И. Кон-чевский (Абдиралович) и др. теоретически осмысливали моральные особенности белорусского этноса, выступали против засилия польскоязычной и русскоязычной культур.
В БССР активно развивается марксистская этика, тесно связанная с государственной идеологией культа политических вождей. С позиций марксизма-ленинизма и авторитарной этики осмысливаются нравственные аспекты классовой борьбы, пролетарской революции, социалистического общества как единственного средства реализа-„ ции гуманизма и социальной справедливости. Правда, в 1970-80 гг. в рамках официальной советской идеологии наметились и отдельные критические тенденции.
После распада СССР в развитии белорусской этики обозначилась ситуация плюрализма, переход от авторитарной к гуманистической этике. Анализу подвергаются национальные особенности морального самосознания белорусов; предпринимаются попытки по-новому осмыслить фундаментальные моральные ценности; появляются нетрадиционные системы обоснования морали. В целом. можно говорить о значительном разнообразии этико-философских подходов и ощутимом приближении этической мысли Беларуси к ведущим мировым тенденциям научного знания.
Таким образом, краткий экскурс в область истории этических учений позволил нам не только увидеть тот неослабевающий интерес, с которым обращались и обращаются к моральным проблемам выдающиеся умы прошлого и настоящего, но и убедиться в сложности и неоднозначности подходов к их решению, с чем постоянно сталкивается и современный человек. Вместе с тем история этических учений является отражением и выражением истории самой морали, нравственной культуры человечества, с чем нам предстоит теперь познакомиться.
Вопросы и задания
1. В «Бхагавадгите» говорится: «Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего... Лучше своя дхарма (даже) с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в своей дхарме: чужая дхарма опасна». В чем, па Ваш взгляд, смысл этих высказываний? Сохраняют ли они актуальность в современных условиях?
______ Глава 2. История этических учений ______________________ &?
2. В трактате «Дао дэ цзин» сказано: «Кто посвящает себя учебе.—
с каждым днем прибавляет. Кто посвящает себя Дао — с каждым днем
уменьшает. Уменьшает и уменьшает до тех пор, пока не достигнет недея
ния... Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение
(бездействие)». В чем состоит принцип недеяния? Что в нем общего с нрав-
ственными ценностями буддизма?
3. Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы
поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, из-
вестный па протяжении всей истории человечества, носит название «золо
того правила» нравственности. Почему это правило названо «золотым»?
Готовы ли Bi.i сами в общении с людьми следовать ему?
А. Какой из библейских принципов отношений между людьми Вы разде-
няетг:
и) «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ветхий Завет) ИЛИ «ЛюАи'ге врагов наших, благословляйте проклинающих вас, благотвори к- ненавидящим вас» (Новый Завет)?
б) «Око за око, зуб за зуб» (Ветхий Завет) или «Не противься злому. 11о кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Новый Завет)?
« |
5. Согласны ли Вы с такими мыслями Аристотеля: «Счастье — это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»; «Счастье — это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»?
6. Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал: «В при
ятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных
потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашими представлениями
о счастье? Как называется такое понимание счастья, уходящее корнями
в традиции древнегреческой философии?
7. Могло бы способствовать разрешению современных общественных
коллизий и конфликтов утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что пра
вильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мне
ние французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно поня
тый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это — «разумный
эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется Вам более справедливой и
подходящей для современных условий и почему?
8. И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном
все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как
средство; только человек... есть цель сама по себе». Что означает тезис
«человек не средство, а цель»?
9. В работе «Задачи союзов молодежи» В.И. Ленин так сформулиро
вал свое представление о нравственных основах человеческих взаимоотно
шений: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы
пролетариата» и «В основе коммунистической нравственности лежит борь-
64 ____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ба за укрепление и завершение коммунизма». Какой характер носят эти принципы? Согласны ли Вы с ними? К чему ведет следование этим принципам? Сравните их с пониманием морали у Л. Фейербаха: «Принимать действенное участие в счастье и несчастье других людей, быть счастливым со счастливыми, несчастным с несчастными, но лишь для того... чтобы устранить зло, где только возможно, — вот единственная мораль...» Оцените оба высказывания с точки зрения гуманизма.
10. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?
11. «Успех и неудача суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). Позицию какого этического направления выражает это высказывание?
12. А. Бергсон в сочинении «Два источника морали и религии» утверждает: «Закрытое общество — это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям... Открытое общество — это то, которое в принципе охватывает все человечество». Как Вы понимаете это высказывание?
13. «Говорить о личностном универсуме можно только применительно к будущему: сегодня существуют лишь отдельные индивидуальные или коллективные его образования. Поступательное расширение этого универсума и есть человеческая история». Какие нравственные тенденции отражает данное высказывание Э. Мунье?
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!