Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. История этических учений 57



«применения». Применение он считает главным, поскольку оно всегда есть применение текста (высказывания), подлежащего пониманию в той ситуации, в которой находится интерпретатор. Таким образом, понима­ние не только воспроизводит смысл (сказанного или написанного), но и открывает возможность создания новых смыслов, что всегда продуктив­но. То есть в ходе общения происходит не только обмен мнениями, но и «применение» их в конкретной ситуации. Так понимание завершается применением.

В 1970-х годах широкий резонанс, приведший к так называемо­му «герменевтическому буму», вызвала полемика между Гадамером и другим выдающимся представителем современной герменевтики — социологом п философом Юргеиом. Хабермасом (р. 1929), явив­шимся основоположником теории коммуникативного действия. Хабермас применяет герменевтику прежде всего как инструмент критики современного уродливого «ложного сознания» и «извра­щенных форм коммуникации», противопоставляя им свою «теорию коммуникативного действия», ведущую, по его мнению, к «правиль­ному пониманию» — себя и Другого.

• В основе его теории лежит анализ двух типов поведения — стратеги­ческого и коммуникативного. Цель стратегического поведения — не в достижении взаимопонимания, а в «преследовании интереса», что ве­дет к сознательному либо бессознательному обману партнера. В первом случае складывается система манипулирования, во втором — система­тически извращаемая коммуникация. Но в обоих случаях последствия для общества, культуры и личности — роковые. В сфере социальной, считает Хабермас, формируется отчуждение, утрачивается коллектив­ная идентификация; в сфере культуры происходит утрата смыслов, по­теря ориентации; в сфере личности — нарушение мотивационных ком­плексов, потеря связи с традицией. В случае же поведения, ориентиро­ванного на коммуникацию, складывается упорядоченная нормативная среда, устойчивые межличностные отношения, богатые личностные струк­туры, способные к самоосуществлению.

Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового со­циального процесса, как основу повседневной практики частных жиз­ненных миров. Процессы коммуникативной рационализации он рас­ценивает как структурирующие, организующие социум. Именно они (а не производственные отношения) лежат, по мнению Хабермаса,







Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...