Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозное направление в этике XX века



Наряду с рассмотренными выше новейшими иррационалисти-ческими направлениями, в этике XX столетия вновь приобретают важное значение традиционные религиозные доктрины, сумев­шие в современных условиях модернизировать свои фундаменталь­ные идеи, придать им новое звучание. В рамках католического вероисповедания получило статус официальной этико-философ-ской доктрины Ватикана учение неотомизма. Его наиболее извест­ные представители: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Й. Бохеньский, К. Ра-иер, В. Гертых, М. Кромпец и, наконец, сам папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла). Все они так или иначе ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие Фомы Аквинского, ведущего представителя средневековой христианской схоластики. Их основная идея состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропонима­нием, утвердившимся в современную эпоху. При этом неотомизм активно использует идеи других этико-философских течений но­вейшего периода, особенно позитивистско-сциентйстской и экзи­стенциалистской направленности.

Э. Жильсон (1884-1978) считает, что универсальный синтез ре­лигии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое время


Глава 2. История этических учений 55

возобладали деструктивные тенденции, что и привело к глобаль­ным проблемам современности. Поэтому необходимо восстановить утраченное единство, гарантией которого является Бог..Ж. Мари-теп (1882-1973) говорит о мистическом акте существования, ис­ходящем от Бога и являющемся основой как природы, так и нрав­ственных отношений в человеческом обществе. Единение «града земного» (наука и техника) и «града божьего» (религия) вопло­щается в идеалах т.н. «интегрального гуманизма». К. Раиер (1904— 1984), обращаясь к учению М. Хайдеггера, формулирует принцип «теологической антропологии», анализирует специфику челове­ческого «бытия в мире», состоящую, по его мнению, в постоянной открытости, «трансцендировании» относительно Божественного су-тестношшия,

Аналогично развивается этика неонротестантизма, возникшая и XX веке в рамках протестантского вероисповедания, в XV-XVII сто­летиях отделившегося от католицизма на основе идеи индивидуаль­ного мистического богопознания1. Этика неопротестантизма развива­ется главным образом в Швейцарии и США. Ее представители К. Барт и П. Тиллих, анализируя современные моральные тенден­ции, говорят о мистическом страхе, фатальной озабоченности нравст-пенного субъекта (экзистенциалистская терминология), коренящих­ся в его отчуждении от Бога. Э. Брунер (1889-1966) видит выход в индивидуальной вере, «самотрансцендировании» — подражании Ии­сусу Христу как жизненной модели. Р. Нибур (1892-1971) считает, что альтернативой экзистенциального «беспокойства» является «хри­стианский реализм», состоящий в «смиренном уповании» на Божест­венный промысел, недоступный рационалистическому научному по­ниманию.

Р. Нибур последовательно раскрывает иллюзорность, бессмысленность «социального евапгслизма», состоящего в бесплодных попытках созда­ния «царства божьего на земле», неоднократно имевших место в XIX-XX столетиях. Изменение нравственных отношений, по его мнению, должно опираться на универсальные духовные процессы, подчиняющие научно-технический прогресс во «внешней», материальной жизни общества ин­дивидуализированному религиозно-мистическому мировосприятию.

1 Об основах и истории протестанской этики см.: Вебер М. Протестант­ская этика и дух капитализма. М., 1990; а также: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 365 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...