Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взгляды философов XVIII в



Второй крупной эпохой в историческом становлении русской культуры является период с конца XVII но первую четверть XIX в. Главное содержание этого периода—обособление философии от религии.

Этот период открывается реформаторской деятельностью Петра I. На смену «святой Руси» приходит европеизированная Россия — сильное светское государство. Московское государство становится Российской империей.

В западно-европейской культуре XVIII в. это эпоха Просвещения. Россия многое восприняла из культуры западно-европейского Просвещения, но для нее XVIII в. соответствует эпохе Ренессанса. XVIII в. — век русского философского ренессанса, в котором еще сохраняется отпечаток Средневековья по форме духовной жизни; возникает потенциал (форма и содержание) философии ранних буржуазных революций (эпоха Возрождения).

В первой половине XVIII в. завершается переход на образцы философствования новоевропейского типа. Схоластическо-аристотелианские курсы и учебники были заменены новыми (по философской системе X. Вольфа). В 1755 г. основан Московский университет, в котором начинается процесс секуляризации (обмирщения) философии. Философия постепенно отходит как от средневеково-византийского, так и западно-европейского схоластического образцов. Первый профессор философского факультета Н.Н. Поповский прямо призвал перейти с латыни на русский язык в преподавании философии. Так возникла традиция русской университетской философии.

Русская философская мысль в этот период связана с именами Ломоносова, Сковороды, Щербатова и Радищева.

Условно выделяются два направления русской философской мысли XVIII в.

Первое — научно-образовательное, сциентистское; это были мыслители деистически - материалистической ориентации: «ученая дружина» Петра I, M.B. Ломоносов, А.Н. Радищев.

Второе — этико-гуманистическое; оно непосредственно не опиралось на данные естественных наук. Представители: Г. Сковорода, Н. Новиков. Религиозно - идеатнстическое крыло этого направления представлено православным теистом М. Щербатовым.

Ярким представителем первого направления был Михаил Васильевич Ломоносов, который положил начало материалистической традиции. Фактически он — основоположник науки и естествознания в России.

Философия Ломоносова относится к типу естественно - научного материализма. Его учение — «Корпускулярная философия» — построено на основе атомистической доктрины.

В то же время отношение Ломоносова к религии было сложным. Он считал, что метод философствования, опирающийся на атомы, не отвергает Бога-Творца. Он был типичным деистом. При этом роль Бога ограничивалась актом творения, первотолчка. Ломоносов является сторонником теории двух истин (природа и Писание).

Центральными пунктами мировоззрения мыслителя явились а гом-но-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий. Материя, по Ломоносову, вещество, состоящее из атомов и эфира. К явлениям эфирной природы отнесены: среда и способ сцепления частиц; сущность тепла, света, электричества, тяготения.

Свойствами материи являются: протяженность, непроницаемость, движение, плотность и неделимость, инерция; недоступные чувствам области.

Самое выдающееся открытие — закон сохранения материи и движения.

Процесс познания, по Ломоносову, включает в себя в качестве непременных элементов опыт и обобщение, которые понимаются им как следующее один после другого. На этой основе он создал свой метод. Науки Ломоносов разделял по степени теоретическо! о обобщения материала в связи со ступенями познания. Им подчеркивалась роль абстрактного мышления и роль наук, дающих теоретическое познание.

Противоположный путь философствования представляет концепция Г.П. Сковороды. Главная проблема — смысл и цель человеческого бытия в мире. Источники — Библия, патристика и платоническая философия. Принцип его произведений — диалог. Это философия христианизированного платонизма.

Бытие—это три мира: макрокосм, микрокосм и символический мир — Библия. Они организованы с помощью «вечной материи» и «формы» (идеи). Основная задача человека - достичь максимального выявления своей сущности в соответствующем человеку деле и образе жизни.

Философия князя М.М. Щербатова ставит проблему соотношения души и тела. Щербатов придерживается представления неискоренимой двойственности человека. В человеке соединено столько «величества» и «подлости», что «первым он подлинно к Божеству приближается, а последним хуже скотов является». «Горнее» и «дольнее» в человеке, противоположные друг другу, не равнозначны: тело и телесные органы трактуются как «вереи адовы». Они служат лишь пассивным проводником ментальной энергии; душа же человека как нечто неделимое и непротяженное «есть естество духовное... слабостям телесным не подверженное».

Душа нематериальна, независима от «системы органов телесных», служит основанием и фактором соединения телесных органов в живой организм («животворит тело»). Человеческая душа по природе своей бессмертна.

«Бесплотность» души, ее нематериальность проявляются в теоретико-познавательном плане как независимость от «телесных», «вещественных ощущений», как глубокое отличие ее от «душевных сил» животных.

Человеческое познание, по Щербатову, — единство чувственной и рациональной деятельности. Невозможно четко выделить разумную (рассудочную) и чувственную (материальную) стороны познания. Однако Щербатов призывает вслушиваться более в голос рассудка, чем обращаться к показаниям чувств.

Важным были его социологические взгляды. «Путешествие в землю офирскую» — ответ на крестьянские требования правды, земли и воли. «Офирская земля» — идеальная система дворянского государства.

Социальное равенство — химера. Социальное неравенство признается выражением вечного «закона природы». Дворянско-сословная организация — высший идеал общественной организации. Природа мудро распределила одним «быть правителями и начальниками», другим — «добрыми исполнителями» и, наконец, третьим — «слепыми действующими лицами».

Итог русского философского ренессанса XVIII в. ознаменован творчеством Радищева.

В концепции Радищева на смену христианско-православной философии приходит надконфессиональный деизм. Он был первым русским гуманистом и рационалистом, критиком российской политической системы.

В его трактовке естественное право — право земледельца, которое понималось как крестьянское право на землю.

Радищев—последовательный сторонник социального равенства п равенства имущества (уравнительный коммунизм). Он требует общинного владения землей. Во владении сообща землей Радищев видел гарантию против неравенства внутри крестьянской общины. Это гарантия против обогащения немногих крестьян за счет массы. Община (мир) и личность могут быть гарантированы демократическим республиканским устройством, основанным на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися. Радищев отстаивает идею непосредственного народоправства. Им предлагалось федеративно - общинное устройство страны, где все граждане будут активными, а не пассивными участниками управления.

Философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» — манифест философского рационализма. Радищева не удовлетворяет ни идеалистическая, ни материалистическо-механистическая версия человека. В трактате приводятся аргументы материалов против бессмертия души, и затем они опровергаются. Радищев выступает защитником бессмертия, в то же время признает реальность материи.

Учение о человеке (философская антропология). Взгляды Радищева — это антрополого-материалистический монизм. Аитропологический принцип базируется на утверждении единства, целостности человека и его природы. Следует рассматривать сложное взаимодействие системы телесных органов и разнообразия духовных процессов в их внутренней взаимосвязи. Для Радищева характерно понимание того, что в мире нет изолированных объектов и явлений, но всегда есть то или иное объединение, система объектов.

Радищев избегал крайностей вульгарно-материалистического сведения «мысленности» к «вещественности». Вместе с тем для него жизнь (органическая и психическая) — это свойство «вещественности». Он сохранил различие материального и идеального вообще, но попытался путем анализа восходящих и усложняющихся форм «вещественности» приблизиться к пониманию природы человеческого сознания.

Рассматривая «природу» человеческого бытия, Радищев пытался использовать элементы эволюционных представлений, идею постепенности в развитии.

Понятие духовной субстанции толкуется расширительно. Сюда относятся и ощущения, свойственные животным и человеку, также некоторые проявления «растительной» жизни. Единство человека с окружающей природой состоит в том, что человек, подобно животным, растениям и даже минералам, представляет собой совокупность частей: он — результат, «венец сложений вещественных» и именно поэтому «единоутробный сродственник, брат всегда на земле живущему». Радищев подчеркивает именно момент «родства», «единоутробность», т.е. эволюционную выводимость человека из природного целого.

Радищев, и отличие от просветительской концепции человека, рассматривает не только внешнефункциональное, но и внутреннее, генетическое единство души и тела, материального и идеального.

Радищев подходит к идее эволюционного перехода от «протяженности» к «мысленности».

Элементы диалектики просматриваются в радищевской интерпретации соотношения части и целого. Он представляет человека в виде сложного единства, в виде живой совокупности разнородных начал. Это не механическая теория части и целого.

Таким образом, XVIII в. — век распространения в России просветительских идей естественного права и общественного договора. Для России — это эпоха Ренессанса.

Главное содержание этого периода — обособление философии от религии, как это было и в Европе в эпоху Возрождения; первые шаги в преодолении религиозного взгляда на мир.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...