Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Австрийский врач 3. Фрейд (1856-1939) создал теорию психоанализа, в которой основывал зависимость сознания от бессознательного (подсознания). На сознание оказывают воздействие неосознаваемые переживания, которые вызываются психологическими и биологическими потребностями. Инстинкты жизни — «эрос» и смерти — «танатос» довлеют над человеком и проявляются так или иначе в его духовном опыте. Фрейд открыл в структуре духовного опыта человека три уровня: «сверх-я» (традиции, идеалы, со-весть); «оно» (инстинкты, бессознательное); «я» (сознание). Все эти уровни между собой взаимодействуют. «Сверх-я» подавляет инстинкты «оно», не позволяя им вырываться наружу, в область сознания. Подавленные инстинкты сублимируются, т.е. трансформируются в более приемлемые для общества формы.
Один из наиболее ярких представителей неофрейдизма К.Г. Юнг (1875-1961) предлагал вообще отказаться от попыток определения сознания, т.к. считал, что научными средствами сознание познать невозможно. Его следует описывать с помощью картин и метафор.
Проблема сознания была фундаментальной для феноменологии, одного из влиятельных течений в философии XX в. Основатель — Э. Гуссерль (1859-1938). Феноменологическая традиция рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия. Его невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «я» не может наблюдать само себя со стороны. Сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется некоторый дорефлексивный уровень сознания и описывается в его сущностной чистоте (Гуссерль, Сартр).
В конце XX в. была предпринята попытка найти основания бытия и сознания в общении людей, в их коммуникации. Но стало ясно, что коммуникативные цепочки между поколениями разорваны, опереться не на что. Сознание «бродит» по информационным потокам, не зная цели и смысла. Представители современного течения — постмодернизма - толкуют сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства.
Таким образом, все концепции сознания можно разделить на классические и неклассические.
Классические концепции:
1)объективный идеализм;
2)субъективный идеализм;
3)дуалистическая;
4)вульгарно-материалистическая.
5)диалектико-материалистическая;
6)психологическая.
Неклассические концепции:
1)философия жизни (В. Дильтсн, Ф. Ницше);
2)психоанализ (3. Фрейд);
3)феноменологическая (Гуссерль);
4)герменевтическая (Гадамер);
5)культурологическая (Хайзинг);
6)структурализм (Фуко).
4. Сознание как отражение
Историческое развитие свойства отражения. В диалектико-материалистической концепции сознание понимается как отражение. Прогресс в развитии отражения как свойства материи неотделим от прогресса самой материи, ее организации. Два основных переломных скачка в прогрессе материи:
1)от неживой природы к жизни, от отражения в его элементарных формах в неорганической природе к раздражимости, а затем к ощущению в живой природе;
2)от высших животных к обществу, от психики высших животных к сознанию человека.
Они были одновременно двумя великими качественными скачками в развитии отражения.
Если метафизически отвергать возможность возникновения материи ощущающей из материи неощущающей, то надо признать ощущение либо присущим всей материи (гилозоизм), либо возникшим чудом в результате воздействия Бога, т.е. либо механистический материализм, ш i6o идеализм. В последнем случае речь может идти только о том, как «вселилась» «жизненная сила» в косную материю или как Бог «вдохнул» разум в тело человека. В биологии идеализм выступает как витализм.
Материализм, исходя из обобщений имеющихся уже данных науки, утверждает, что ощущающая материя произошла из неощущающей, и ориентирует естествоиспытателей на исследование вопроса о том, как совершался этот переход.
Развитие форм отражения в природе. Выделяется несколько уровней отражения:
1)в неорганической материи;
2)в живой материи;
3)в социальных процессах.
Выделение этих уровней обусловлено тем, что отражение имеет особенности, характерные для каждого уровня развития материи и требующие своего изучения. Уровни отражения так же, как и уровни развития материи, несводимы друг к другу, однако находятся в отношении преемственности.
Каждому уровню отражения присущи свои формы. Отрицание в неживой природе протекает в двух формах:
1)в естественных динамических системах;
2)в искусственных самоорганизующихся (кибернетических системах). Первые процессы определены законами физики, химии и прочим, вторые протекают согласно принципам теории информации, теории автоматического регулирования и управления и т.п.
В живой природе можно выделить следующие формы отражения:
1)допсихическую;
2)необразную форму психического отражения;
3)образную форму психического отражения. Допсихическое отражение существует в виде наследственной
информации и раздражимости. Оно свойственно всему животному и растительному миру. Раздражимость—способность живых организмов целесообразно отвечать на кратковременные воздействия среды.
Первой формой психического, которое неотделимо от физиологических нервных процессов, выступает ощущение. Возникновение ощущений связано с развитием животной ветви органического мира. Ощущение появляется вместе с нервной системой и рефлексом. Это новая, психическая (субъективная, идеальная), сторона физиологического процесса. Необразная форма психического отражения распространяется в животном мире, включая человека, и представляет собой эмоции. Состояние страха, радости, гнева, удовольствия и т.п. является отражением некоторых объективных сторон действительности и одновременно внутреннего состояния организма.
Образная форма психического отражения присуща лишь высокоразвитым животным и человеку. Своеобразие ее заключается в предметном воспроизведении внешнего мира в виде идеальных образов. Появление более сложных психических форм отражения действительности — восприятия и представления — связано с наличием условных рефлексов и их материального носителя — коры головного мозга.
Высший из известных уровней отражения — социальное отражение. В него включаются следующие формы отражения:
1.процесс познания;
2.общественное сознание и его формы;
3.социальная психология и идеология.
«Сквозные» характеристики способности отражения:
1.связь отражения с движением самой материи;
2.опережающее отражение;
3.возрастание адекватности отражения.
Противоположность материи и элементарного отражения как материального свойства развивается в противоположность материальному и идеальному, физиологическому и психическому, объективному и субъективному.
Параметры анализа отражения (на различных стадиях развития):
1.материальный субстрат;
2.форма движения;
3.физиологическая основа отражения;
4.характер, вид, ступень отражения.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!