Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектическая философия Гегеля



Романтики иенской школы — Фихте, Шеллинг, Гегель — подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта.

Согласно романтикам, главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер, во многом обязанный тому, что Кант противопоставил истинное знание, доставляемое точными науками, тем формам знания, которые нам дают миф, искусство, язык. Таким образом, было снято противопоставление научного и ненаучного. У романтиков и в немецком идеализме наука рассматривается не в противоположности донаучным формам знания, а как развитие этих мифологически-донаучных форм. Донаучные формы знания не предстают уже просто как предрассудки, которые следует устранить, а требуют установления их подлинного значения и места в развитии человеческой культуры. Если в плане историческом знание научит - со поставлялось прежде всего с мифом, то в плане современном требовалось сопоставление его с искусством, религией, философией. Для Шеллинга эти виды знания не просто равноправны, но искусство имеет даже преимущество перед наукой, потому что схватывает истину как целое и постигает се непосредственно, в то время как наука всегда даст лиан, какую-то часть истины и действует опосредованно.

Немецкий идеализм предложил рассматривать трансцендентальный субъект исторически. В качестве такого субъекта предстали, особенно у Гегеля, история человечества в целом.

Теперь формы трансцендентальной субъективности были отделены от индивидуального сознания, в качестве субъекта знания у Гегеля выступает человеческая история как целое, как «объективный дух», или субстанция-субъект.

Субстанция-субъект суть не что иное, как исторические формы культуры. Благодаря рассмотрению субъекта знания как исторически развивающегося была снята противоположность ложного и истинного (она была тесно связана с противопоставлением научного и ненаучного знания).

Вопрос об истинном и ложном знании Гегель связывает с историческим изменением знания. Тем самым вводится понятие относительной истины. Далее у Гегеля история в качестве субъекта знания берется как история фактическая, эмпирически данная, и как история «в ее понятии», т.е. по истине. Последняя есть умозрительная конструкция, но со знанием субстанции в докантовском рационализме.

На основе учения о трансцендентальной субъективности вновь возрождается отология, но онтология субъекта, онтология культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как абсолютный, а потому Божественный субъект.

Перенесение центра тяжести философии на субъекта привело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов (народов, наций, эпох), выражающих свою неповторимость, своеобразие в предметах материальной и духовной культуры.

На протяжении XIX и XX вв. изучение этих своеобразных форм становится важнейшим предметом гуманитарных наук, получивших на протяжении этих двух столетий невиданное прежде значение. История как способ бытия субъекта (человека и человечества) обладает для XIX в. тем же статусом, каким обладала природа как способ бытия объекта для XVII и XVIII вв., для материализма эпохи Просвещения. Если базой прежней онтологии были науки о природе, то базой новой стали науки о культуре. И неслучайно романтики и Гегель оказались в такой же мере создателями методов анализа культуры, в какой Галилей, Декарт, Лейбниц были творцами естественно - научных и математических методов.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее различие между ними. Тождество и различие — диалектические противоположности, неотделимые друг от друга. Поэтому Гегель утверждал, что истинной философией является не философия тождества, а философия, принципом которой является некое единство, которое есть деятельность, движение, отталкивание и, следовательно, в различении вместе с тем тождественно с собой. Первоначальное тождество образует субстанциальную основу мира. Это тождество бытия и мышления, в котором изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении

Мышление—это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления — абсолютной идеи. Абсолютная идея — тождество мирового разума с многообразным миром явлений, процесс мышления, содержащий в себе все многообразие действительности.

С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Из этого следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление, разум рассматривается Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории.

Мышление как субстанциальная сущность находится не вне мири, а в нем самом, как его внутреннее содержание. Оно проявляется ВО всем многообразии явлений действительности. Гегель считал себя поэтому продолжателем пантеистической философской традиции,

Мышление—непрерывно развивающийся процесс познания, вое ходящий от одной ступени к другой, более высокой. Абсолютная идея — не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Высшая ступень развития «абсолютной идеи» — «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Отношение сознания к предмету. Сознание открывает в предмете свою собственную сущность и благодаря этому поднимается до самосознания. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем.

В то же время мышление базируется на данных чувственно! о опыта и без него невозможно. Мышление, наука познает свое собственное содержание, познание оказывается самосознанием духа. Человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некого абсолютно, вне человека, существующего мышления—абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, Божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом: все действительное разумно, все разумное действительно.

Основной формой мышления является понятие. Не мышление отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

Во времена Гегеля в науке господствовал эмпиризм, недоверие к теоретическому мышлению, стремление ограничить исследование одними лишь чувственно наблюдаемыми фактами. Ученые-эмпирики рассматривали понятия лишь как простые названия, обозначения совокупностей чувственно воспринимаемых фактов. Против этой недооценки теоретического мышления и выступал Гегель.

Понятие есть высшая форма отражения действительности. Понятие порождает из себя чувственно наблюдаемые явления, связи, закономерности. Каждое достижение в познании есть самопознание «абсолютной идеей внутренне присущего ей содержания».

Исходный пункт гегелевской философской системы — отождествление бытия и мышления, сведение всех процессов к процессу мышления. Мышление — первооснова всего существующего.

Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа. К последней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

Логика представляет исходную и важнейшую часть всей гегелевской системы, т.к. она рассматривает абсолютную идею, которая составляет существо всей действительности.

Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные И переходящие друг в друга. За этой диалектикой понятий стоит диалектика вещей, действительности. В своей логике Гегель воспроизвел действительность на идеалистической основе как развертывание абсолютной идеи в категориях.

Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности и понятии. Начало всего — чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. Бытие и ничто переходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто снимаются, т.е. они одновременно упраздняются и сохраняются. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий. В результате становления возникает наличное бытие, обладающее некой определенностью.

Учение о природе как инобытии абсолютной идеи. Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» — человечество, человеческая история. У Гегеля принято различать систему и метод. Система — это движение абсолютной идеи к самопознанию, метод — диалектика, т.е. рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.

Подводя итог рассмотрению философии Гегеля, можно отметить следующее.

1.Гегель пересмотрел кантовское понятие трансцендентального субъекта. Формы трансцендентальной субъективности были отделены от индивидуального сознания.

2.В качестве субъекта знания у Гегеля выступам субстанция - субъект.

3.На основе учения о трансцендентальности субъекта возрождается онтология — онтология субъекта, предстающего как абсолютный Божественный субъект.

4.Перенесение центра тяжести философии на субъекта привело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов.

5.Абсолютная идея — тождество мирового разума с многообразным миром явлений, процесс мышления, содержащий в себе все многообразие действительности.

6.Разум, мышление — первооснова мира. В основе своей он логичен, существует по законам, присущим мышлению.

7.Абсолютная идея находится в развитии через свое инобытие — природу, человеческую историю, человеческое мышление.

8.У Гегеля различают систему и метод. Система — это движение абсолютной идеи к самопознанию. Метод — диалектика, т.е. рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 789 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...