Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие черты философии XX в



В качестве основной особенности философии XX в. следует назвать отход философии от узкого, преимущественно рационалистического, философствования, как правило, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения. В течение столетия самые разнообразные философские направления переходят к философствованию, все более основанному на принципах диалога, не отвергающему философские теории, основанные на нетрадиционных для европейской философии принципах, будь то творческая интуиция, эзотерическое знание, концепция чувствования и многие др.

Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникает в XX в. ряд новых наук, у истоков которых стояла философия. Мат тематическая логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать, как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только большими эвристическими возможностями, но и имеющими непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Философия XX в. существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы, как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика, или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания, или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлений, например понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.

Особенностью философии XX в. является ее четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математических наук, системный подход, принципы синергетики). Следует подчеркнуть, что и философия своими исследованиями также способствует позитивному развитию естественных наук, например разработками в области анализа психики, мотиваций человека, в изучении деятельности, действия, операции как составных частей поступков.

Для философского знания XX в. характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека с упором не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские традиции христианства, буддизма, школ интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые з начале XX в. третировались как ненаучные, мистические и реакционные. В свою очередь наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять существо человеческого бытия.

Позитивизм Конта содержал материалистические положения. Он не отрицал существования внешнего мира, плодотворна ею идем классификации наук, основанной на изучении предметов и естеством иных связей между ними. Вместе с тем, ограничив научное познавательной областью явлений, он создал учение, характерной чертой которою является агностицизм.

Во второй половине XIX в. позитивизм становится влиятельным течением, особенно в Англии, где он получил развитие в трудах О. Конта, Д.С. Милля и Г. Спенсера.

Вторая форма позитивизма возникала в конце XIX в. и была связана, прежде всего, с методологическим кризисом в физике. Этот кризис был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явления радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. «Второй позитивизм» объединяет махизм, основателем которого является австрийский физик и философ Эрнст Мах, и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса. В связи со сходством этих учений их принято объединять под общим названием «махизм», или эмпириокритицизм.

В отличие от позитивизма Конта, махизм окончательно порвал с элементами материализма, реанимировав субъективный идеализм Беркли. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип «экономии мышления», суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость» рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие смысла помимо человека и, следовательно, объективного содержания. Мыслить «экономно» - значит не объяснять, а описывать явления.

Претендуя на создание философской науки, свободной от крайностей материализма и идеализма, Мах вводит понятие «нейтральных» элементов мира. Эти элементы не являются ни физическими, ни психическими, они «нейтральны». Но, так как элементы оказываются не чем иным, как ощущениями, мир был представлен в философии махизма в виде комплексов ощущений.

Выступив против «метафизики» с ее «мнимыми» проблемами, махисты и эмпириокритики пришли не только к отрицанию возможности познания сущности вещей, но и к отрицанию их объективного существования.

Неопозитивизм, или «третий позитивизм», сформировался в 20-х гг. и Европе. В 40-50-х гг. XX в. это философское течение получило широкое распространение в США, куда в связи со Второй мировой войной переместились многие его представители.

На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали английский философ, логик и математик Бертран Рассел австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн.

Причислив метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел пришел к выводу, что он Может быть применен в любой области знания, в т.ч. в решении философских проблем. Логика была провозглашена сущностью философии.

Философские проблемы, по мнению Рассела, сами сводят себя к проблемам логики, т.к. каждая философская проблема, если ее подвергнуть необходимому анализу и очищению, оказывается вовсе не философской или философской в том смысле, в каком мы употребляем это слово, т.е. логической.

Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей - простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых («молекулярных») суждений, назвав свою теорию «логическим атомизмом». Эта идея оказалась плодотворной для конструирования искусственных, формализованных языков и развития символической логики, и в этой области неопозитивисты достигли значительных результатов. Вместе с тем, рассматривая простейшие единицы мышления — «атомарные» предложения — как точное изображение простейших единиц бытия — «атомарных» фактов, совокупность которых составляет весь мир, а формализованную систему языка как картину мира, тождественную строению языка, Рассел и Витгенштейн заменили исследование реального мира исследованием мышления, построенного из логически первичных элементов. Онтология была сведена к логике.

Развивал идеи Рассела и Витгенштейна Рудольф Карнап, который ввел классификацию предложений, разделив их на три класса:

- бессмысленные;

- научно неосмысленные (вненаучные);

- научно осмысленные (научные).

Бессмысленные предложения — это предложения, которые могут рассматриваться как таковые лишь по внешним признакам («Луна умножает четырехугольно»).

Научно неосмысленные — все философские предложения, т.к. они либо не проверяемы, либо содержат «псевдопонятия» (например, «Абсолют», «субстанция» и т.п.).

Научно осмысленные — это предложения, которые можно подвергнуть логическому анализу, и те, которые содержат научные понятия.

Если Рассел и Витгенштейн рассматривали отношения между предложениями и фактами, то Карнап объявил понятия «атомарный факт», «простой объект», «элемент мира» и т.п. «недопустимой метафизикой», ограничив задачу философии логическим анализом языка, его синтаксисом, ибо логика науки, с точки зрения Карнапа, есть не что иное, как логический синтаксис науки. С этих позиций он пришел к отрицанию возможности обсуждения вопросов, относящихся к природе реальных объектов.

Синтаксис (от греч. «построение, порядок») изучает внутреннюю структуру знаковых систем, правила их построения безотносительно к выполняемым ими функциям. Философия оказалась, т.о. сведенной к теории лингвистических форм, сводом формальных правил, независимых от значения слов и предложений.

В дальнейшем, убедившись в ограниченности синтаксического подхода, неопозитивисты пришли к выводу о необходимости семантического анализа языка. Формируется направление под названием «логическая семантика» (Р. Карнап, А. Тарский и др.).

Семантика (от греч. «обозначающий») — раздел языкознания, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знания и знаковых выражений. Как раздел ременной логики семантика имеет своим предметом содержательную интерпретацию формализованных языков, формальных систем (вычислений). Семантические проблемы занимают важное место философии, они связаны с выяснением вопросов о сущности и функциях языка, его соотношением с мышлением и ролью и познании. Исследуя роль языка в познании и общении и в связи с ним природу абстрактного мышления, уровни абстрагирования и другие гносеологические вопросы, а также проблемы социологии, логические семантики восстановили традиционные философские проблемы. Их исследования сыграли важную роль в развитии лингвистики и символической логики. Вместе с тем традиционные философские проблемы решались в логической семантике с неопозитивистских позиций — как изучение не самого мира, а мышления о мире, т.е. той понятийной структуры, которая рассматривалась как структура самого мира. Объективная реальность зависит от интерпретации субъекта, она существует только благодаря его существованию. Объективный мир оказывается за пределами познания.

Один из основных принципов логического позитивизма — принцип верификации, согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта, т.е. с комбинацией простых и надежных («атомарных») фактов. А т.к. этот критерий может быть отнесен лишь к чувственно проверяемым предложениям, неверифицируемыми (т.е. неподтвержденными и, следовательно, бессмысленными) оказываются законы и общие положения науки, составляющие фундамент любой специальной области научного знания, не говоря уже о положениях философии. Неверифицируемыми оказываются и все высказывания о прошлом и будущем.

Выход из этого затруднения неопозитивисты пытались найти в замене принципа верификации принципом подтверждаемости: возможна частичная эмпирическая проверка. Однако и это не спасло неопозитивизм от субъективизма, исключения из науки общих положений и в конечном счете—объективной реальности, т.к. эмпирическая проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуются как состояние сознания.

Уже с 1950-х гг. понятие «неопозитивизм» стало вытесняться понятием «аналитическая философия», охватывающим разнообразные течения, сложившиеся в рамках аналитической традиции: «логический атомизм» Рассела и Витгенштейна, «логический позитивизм» Карнапа и другие школы. К аналитической философии относят также постпозитивизм, основные идеи которого сформулированы в работах английского философа и социолога Карла Поппера, выдвинувшего принцип фальсификации и основанную на этом принципе концепцию критического рационализма. Принцип фальсификации был введен Поппером в противоположность позитивистскому принципу верификации. Научная теория, согласно Понперу, не может согласовываться со всеми фактами, они должны исключать отдельные факты, не согласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.

Если принцип верификации использовался позитивистами для анализа готового знания, то принцип фальсификации Поппера позволяет исследовать его развитие, которое он интерпретирует как смену одних гипотез другими. Опровержение некоторой теории новыми эмпирическими данными приводит, как считает Поппер, к отказу от нее и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая в свою очередь будет отвергнута новыми фактами. Благодаря этому происходит прогресс науки. Однако научное знание не состоит, как считает Поппер, из одних гипотез. Научная теория содержит объективно истинные знания, которые не могут быть опровергнуты развитием науки. Новые теории включают в свое содержание объективные истины старых теорий, отвергая идеи, не подтвержденные в ходе дальнейшего развития науки и практики.

Значительно расширив область исследования, представители постпозитивизма рассматривают важные научные проблемы: о правдоподобии научных теорий, об их соизмеримости и др. Дискуссии между сторонниками альтернативных научных теорий вокруг проблемы коммуникаций привели постпозитивистов к исследованию проблемы понимания, что сближает аналитическую философию с философской герменевтикой.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...