Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема познания Канта



Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивайся им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, носит априорный (доопытный) характер

Априорные формы — это некоторая предназначенность общечеловеческих форм каждому отдельному индивиду и каждому конкретному опыту. Индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Наука обладает ими тем более. Изначальное происхождение знания, весь ею объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Наряду с непосредственным опытом есть опыт косвенный, усвоенный.

Таким образом, Кант различает два вида знания и познания: опытное, т.е. основанное на опыте (апостериорное) и внеопытное (априорное).

Способ образования обоих видов знания различен. Высшая цель познания — достижение всеобщих и необходимых знаний. Опытное познание таких положений дать не может. Всеобщие и необходимые знания относятся ко всем телам Вселенной, их нельзя наблюдать, но в науке делаются на их счет всеобщие утверждения. Именно всеобщее знание и следует назвать априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. Можно знать из опыта, что это или то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела протяженны», мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.

Кант различал (в зависимости от трех основных познавательных способностей): априорные формы чувственности - пространство и время; априорные формы рассудка — категории (априорные формы мышления); разум — абсолютно безусловное — идеи (высшая безусловная реальность; побуждает рассудок к деятельности).

Пространство — априорная форма внешнего чувственного созерцания. Именно априорность сообщает созерцаниям пространства их безусловную всеобщность и необходимость. Время — априорная форма внутреннего чувственного созерцания.

У Канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике, например, относится не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума (априорность форм чувственного созерцания). Для ума, организованного иначе, чем наш, истины математики не были бы непреложными.

Категории — не формы бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия — это не отражение содержания, найденного в чувственном опыте, а только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории образуют четыре группы количества, качества, отношения, модальности.

В обычной логике под разумом понимают способность умозаключения. Кант рассматривает разум как способность умозаключения, приводящую к возникновению идей. Предмет идей есть то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте. Разум образует три идеи:

1)идею о душе как о безусловном единстве психических явлений;

2)идею о мире как о безусловном единстве бесконечного ряда причинно обусловленных явлений;

3)идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений.

Давая критику идей разума, Кант разработал учение о противоречиях («антиномиях») чистого разума. По Канту, попытка разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречащим друг другу ответам на этот вопрос.

Можно неопровержимо доказать противоречащие друг другу положения:

1) мир безграничен — мир ограничен (в пространстве и во времени); 2) частицы в нем делимы бесконечно — частицы неделимы; 3) всякое событие в мире необходимо — возможны действия, совершаемые свободно.

По Канту, эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив. Этот вывод о необходимости диалектических противоречий в разуме составляет заслугу Канта. Однако эти противоречия разума, согласно Канту, мнимые. Они исчезнут, когда философы откажутся от умозрительного (метафизического) теоретического познания мира как безусловного целого, поскольку эти притязания философов неосновательны.

Априоризм Канта отличается от учения о врожденных идеях, во-первых, тем, что доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю.

По Канту, важнейшая задача философии — понимание сущности нравственности. Нравственность регулирует поведение человека. Основа нравственности лежит априори в понятиях чистого разума, разум здесь понимается как практический. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и ома становится свободной волей. Практический разум — это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли Основные понятия нравственности: добрая воля, моральный закон и долг.

Воля автономна, не зависит от какого-либо внешнего воздействия. Она определяется лишь моральным законом. Нравственная воля содержит аксиомы и законы. Максима - это субъективный принцип веления, закон — это объективный принцип веления. Законы как императивы (требования) подразделяются на гипотетические и категорические.

Категорический императив Канта: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей волн должна была стать всеобщим законом природы», т.е. закон этот требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

Этот категорический императив дополнялся у Канта требованием поступать «так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем липе, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Самое главное для Канта — то, благодаря чему человек и становится человеком: он принимает в расчет другое человеческое существо. Человек делает самого себя человеком тем, что уважает в себе человека и уважает человека в другом.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...