Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная структура философского знания



Онтология — учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определе­ние. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленны­ми и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжи­тельными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдель­ных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и со­единяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как мно­жество, появляться, и возникло понятие бытия.

Онтологические проблемы — это проблемы объективного бы­тия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия — это поиски первовещества, из которого вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, алейрон Анаксимаидра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обще вестве (V-IV в. до н. э.), когда люди стали утрачивать веру в тради­ционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, глав-Ном реальностью которого были боги и традиция. Философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, не­изменном, едином, разумном бытии. Парменид обосновал тезис О тождественности мышления и бытия, сообщив людям об открытии им новой силы, силы абсолютного мнения, которая сдер­живает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надеж­ность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться

некоторому порядку.

Для Средневековья бытие равно Богу, потому что именно Бог, согласно с религиозным представлением, все творит и во все вдыха­ет жизнь. Начиная с XVI-XVII вв. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами, как простор, время, движение, причинность. В XX в. возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через бытие человека и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъек­тивное нераздельны.

Второй раздел философского знания — теория познания (гносео­логия). Теория познания имеет свои истоки в древних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные раз­мышления о том, каким же способом человек получает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет, можно ли вообще по­знать истину.

Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведической философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в т.ч. и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных пред­ставлений. Истина доступна только человеку, который самозабвен но занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и поня­тий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения ис­тины. Так, Гегель утверждал, что ум — это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, а логика представляет их истин­ную природу.

Третий раздел философии — логика, методология, философия' науки и научного познания (эпистемология). Если гносеология оза­бочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосред­ственно обращены ктому, что же нужно делать, чтобы познавать, т.е. она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила процесса познания. Методология формулирует принципы, прояв­ляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в позна­нии мира.

Можно перечислить множество методологий, которые устано­вились в XX столетии: позитивистская, диалектическая, феномено­логическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методоло­гия является целым миром идей и теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает совре­менному уровню науки.

Философия науки вырабатывается из традиционной методоло­гической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассмат­ривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Собственно, наука — не такое уж давнее явление в жизни людей. Как специали­зированный вид духовного производства и социальный институт она возникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится бо­лее влиятельной и весомой. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасы­вают, каково взаимоотношение естественно-научного и гуманитар­ного знания — все эти вопросы являются прерогативой философии науки.

Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. и интенсивно развивается в XX и XXI вв., — это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его и, поеное качество, что отличает его от животных, выявить ра­тную суть человека. Она пытается выявить общие моменты и за­мш ы биологического, психического, духовно-исторического к социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше Место и назначение во Вселенной?» — вот вопросы, которые за­нимают разум философов-антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является «мерой развития самого человека». Философия изучает культу­ру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыс­лов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и уни­версальное в культурах, природа и механизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимо­отношения культуры и цивилизации, культуры и свободы — вот круг проблем философии культуры.

Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная фило­софия близка к теоретической социологии, рассматривает орга­низацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоот­ношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отно­шений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, нача­ла и конца.

Два последних раздела в мире философии — этика и эстетика. Этика — это философская теория морали, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добра и зла, что такое честь, совесть, вина, почему ответственность — неотъемлемый спут­ник свободы.

И, наконец, эстетика — это теория прекрасного. Эстетика как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, что такое красота, где ее истоки, старается выяснить внутренние законы прекрасного.

Наконец, можно сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связаны с философией: психология, история, этнография! литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имею! место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека и мир в общем, в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Лекция 5





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...