Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и сущность философии даосизма



Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновре­менно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Самоназвание — дао дэ цзя (школа Дао-дэ) — одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая. Основателем философии даосов считается древне­китайский философ Лао-цзы. Он является старшим современником Конфуция, о котором, в отличие от последнего, нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендар­ной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя тот же знак «цзы» означал одновременно п понятие «философ», так что имя его можно переводить как «Ста­рый философ») и о его уходе из Китая. Также важнейшим мыслите­лем даосизма был Чжуан-цзы(369-286гг. дон. э.).

Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей трактат «Лао-цзы» (более известен под названием «Дао дэ цзин») и трактат «Чжуан-цзы», который появился около 300 г. до н. э. Однако некоторые исследователи считают, что книга «Дао дэ цзин» была написана в IV или Ш в. до и. э. неизвестным автором.

В центре доктрины даосизма — учение о великом дао, Всеобщем за­коне и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслыши­мое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымян­ное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же дао через свою эмана­цию — через да, и если дао все порождает, то да все вскармливает.

Есть мнение, что концепция дао во многом, вплоть до второстепен­ных деталей, напоминает многократно зафиксированную в Упанишадах индоарийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эма­нация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с кото­рым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских фило­софов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от стра­стей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естест­венности, что именно среди даосов были первые в Древнем Китае от­шельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 707 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...