Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По­сле­сло­вие. Ни один ху­дож­ник не от­крыл столь­ко пра­вил в жи­во­пис­ном твор­че­ст­ве, сколь­ко Ле­о­нар­до да Вин­чи в сво­ём «Трак­та­те о жи­во­пи­си»



В этой кни­ге я по­пы­тал­ся по­стро­ить ту не­об­хо­ди­мую «по­воз­ку», с по­мо­щью ко­то­рой ху­дож­ник-ко­ло­рист мог бы одо­леть зна­чи­тель­ную часть про­ло­жен­но­го до не­го пу­ти. Моя «по­воз­ка» не пред­став­ля­ет со­бой эки­па­жа для лю­дей, ищу­щих удобств. Эта книга — учеб­ник и его со­дер­жа­ние оп­ре­де­ля­ет­ся за­ко­на­ми цве­та, дан­ны­ми при­ро­дой. Эти за­ко­ны свер­ка­ют в цве­тах ра­ду­ги и хо­ро­шо раз­ли­чи­мы на спе­ци­аль­но скон­ст­руи­ро­ван­ном на­ми цве­то­вом ша­ре, где раз­гра­ни­чен­ные цве­та и их сме­си до­ве­де­ны до по­ляр­но­сти чёр­но­го и бе­ло­го цве­та. Чёр­ный с его глу­бо­кой тем­но­той не­об­хо­дим, что­бы по­ли­хром­ное сия­ние све­та мог­ло оп­ре­де­лить­ся в сво­их гра­ни­цах. Свет­лая же лу­чи­стость белого — что­бы цвет мог об­рес­ти ма­те­ри­аль­ную си­лу. Ме­ж­ду чёр­ным и бе­лым пуль­си­ру­ет жи­вой мир хро­ма­ти­че­ских яв­ле­ний. По­ка цвет свя­зан с пред­мет­ным ми­ром, мы мо­жем вос­при­ни­мать его и изу­чать его за­ко­но­мер­но­сти. И всё же сущ­ность цве­та ос­та­ёт­ся скры­той от на­ше­го по­ни­ма­ния и мо­жет быть осоз­на­на толь­ко ин­туи­тив­ным пу­тём. По­это­му пра­ви­ла и за­ко­ны мо­гут быть лишь ори­ен­ти­ра­ми на пу­ти к соз­да­нию жи­во­пис­но­го про­из­ве­де­ния.

Ни один ху­дож­ник не от­крыл столь­ко пра­вил в жи­во­пис­ном твор­че­ст­ве, сколь­ко Ле­о­нар­до да Вин­чи в сво­ём «Трак­та­те о жи­во­пи­си». Но он го­во­рил: «Ес­ли ты в сво­ём твор­че­ст­ве хо­чешь ру­ко­во­дство­вать­ся толь­ко пра­ви­ла­ми, то ни­ко­гда ни­че­го не дос­тиг­нешь и в тво­их про­из­ве­де­ни­ях бу­дет ца­рить пу­та­ни­ца», до­пус­кая тем са­мым, что че­ло­век дол­жен ид­ти даль­ше нау­ки и не от­ка­зы­вать се­бе в же­ла­нии сле­до­вать соб­ст­вен­ной ин­туи­ции. Ре­шаю­щим в ис­кус­ст­ве яв­ля­ют­ся не вы­ра­зи­тель­но-изо­бра­зи­тель­ные сред­ст­ва, а че­ло­век со сво­им ха­рак­те­ром и че­ло­веч­но­стью. Пер­вым идёт фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие лич­но­сти, а за­тем уже воз­мож­ность твор­че­ст­ва. Серь­ёз­ное изу­че­ние цвета — это пре­вос­ход­ное сред­ст­во для этой це­ли, ибо оно ве­дёт к по­ни­ма­нию внут­рен­ней обу­слов­лен­но­сти яв­ле­ний. При­знать су­ще­ст­во­ва­ние этой обу­слов­лен­но­сти, или не­об­хо­ди­мо­сти, это зна­чит про­ник­нуть­ся веч­ны­ми за­ко­на­ми при­род­но­го ми­ра. По­нять и при­нять это для себя — зна­чит под­чи­нить свою во­лю и слу­жить Соз­да­те­лю, стать Че­ло­ве­ком. В этой кни­ге я по­пы­тал­ся про­ана­ли­зи­ро­вать не­ко­то­рые ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния и сде­лать их скры­тый смысл бо­лее яв­ным. Я вы­би­рал, глав­ным об­ра­зом, ра­бо­ты ста­рых мас­те­ров, по­то­му что по­ла­гал, что мно­гие чи­та­те­ли зна­ко­мы с ори­ги­на­ла­ми. За­ко­ны цве­та, ко­то­рые на­гляд­но пред­ста­ют в этих про­из­ве­де­ни­ях, яв­ля­ют­ся вне­вре­мен­ны­ми и столь же важ­ны се­го­дня, как бы­ли важ­ны и рань­ше.

Для тех, кто в кар­ти­нах Пье­ро дел­ла Фран­че­ска, Рем­бранд­та, Брей­ге­ля, Се­зан­на и мно­гих дру­гих мас­те­ров ви­дит лишь их пред­мет­ность и их сим­во­ли­че­ское со­дер­жа­ние, на­все­гда бу­дут за­кры­ты две­ри в мир их ху­до­же­ст­вен­ной си­лы и кра­со­ты.

Смыс­лом и це­лью всех ху­до­же­ст­вен­ных стрем­ле­ний яв­ля­ет­ся вы­сво­бо­ж­де­ние ду­хов­ной сущ­но­сти фор­мы и цве­та из их под­чи­нён­но­сти пред­мет­но­му ми­ру. И бес­пред­мет­ное ис­кус­ст­во ро­ди­лось имен­но из это­го стрем­ле­ния.

Мир, в ко­то­ром мы жи­вём се­го­дня, иной, чем мир че­ло­ве­ка 1560-х или 1860-х го­дов. Наш мир соз­дан изо­бре­та­те­ля­ми. Они стро­ят ма­ши­ны, смысл ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в их функ­ции. Но ма­ши­ны не яв­ля­ют­ся сим­во­лом ка­кой-ли­бо идеи, они — лишь осу­ще­ст­в­ле­ние це­ле­на­прав­лен­ной мыс­ли.

В на­стоя­щее вре­мя кар­ти­на так­же не яв­ля­ет­ся сим­во­лом. Смысл её су­ще­ст­во­ва­ния скрыт в ней са­мой, в её цве­те и фор­мах. Жи­во­пи­сец для сво­их тво­ре­ний ис­поль­зу­ет плос­кость кар­ти­ны и крас­ки, а жиз­нен­ную си­лу из­лу­ча­ет он сам, вы­ра­жая свои чув­ст­ва под влия­ни­ем ин­туи­ции и вдох­но­ве­ния.

Как бы ни раз­ви­ва­лось ис­кус­ст­во жи­во­пи­си в даль­ней­шем, вы­ра­зи­тель­ная си­ла цве­та все­гда бу­дет важ­ней­шим эле­мен­том его су­ще­ст­во­ва­ния.

Ио­хан­нес Ит­тен





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...