Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смешение цветов



Для то­го, что­бы про­ник­нуть в бо­гат­ст­во цве­то­во­го ми­ра, хо­ро­шо бы про­де­лать не­сколь­ко сис­те­ма­ти­че­ских уп­раж­не­ний по сме­ши­ва­нию цве­тов ме­ж­ду со­бой. Ис­хо­дя из чув­ст­ви­тель­но­сти к цве­ту и из тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей, для от­дель­ных уп­раж­не­ний мож­но вы­брать боль­шее или мень­шее чис­ло цве­тов, под­ле­жа­щих сме­ше­нию. Ка­ж­дый цвет мо­жет быть сме­шан с чёр­ным, бе­лым или се­рым цве­том или с лю­бым дру­гим цве­том хро­ма­ти­че­ско­го ря­да. Гро­мад­ное чис­ло но­вых цве­то­вых об­ра­зо­ва­ний, воз­ни­каю­щих при сме­ше­нии, об­ра­зу­ет не­обо­зри­мое бо­гат­ст­во цве­то­во­го ми­ра.

По­ло­сы.

На двух кон­цах уз­кой по­ло­сы мы по­ме­ща­ем лю­бые два цве­та и по­сте­пен­но на­чи­на­ем их сме­ши­вать. В за­ви­си­мо­сти от двух ис­ход­ных цве­тов мы по­лу­ча­ем со­от­вет­ст­вую­щие сме­шан­ные то­на, ко­то­рые в свою оче­редь мо­гут быть ос­вет­ле­ны или за­тем­не­ны.

Тре­уголь­ни­ки.

Ка­ж­дую сто­ро­ну рав­но­сто­рон­не­го тре­уголь­ни­ка мы де­лим на три рав­ные час­ти и со­еди­ня­ем по­лу­чен­ные точ­ки ли­ния­ми, па­рал­лель­ны­ми сто­ро­нам тре­уголь­ни­ка. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся де­вять ма­лень­ких тре­уголь­ни­ков, в уг­ло­вые из ко­то­рых мы по­ме­ща­ем жёл­тый, крас­ный и си­ний цвет и по­сле­до­ва­тель­но сме­ши­ва­ем крас­ный с жёл­тым, жёл­тый с си­ним и крас­ный с си­ним, по­ме­щая эти сме­си в тре­уголь­ни­ки, рас­по­ло­жен­ные ме­ж­ду уг­ло­вы­ми. В ка­ж­дый из ос­тав­ших­ся тре­уголь­ни­ков мы по­ме­ща­ем смесь со­при­ка­саю­щих­ся с ним трёх цве­тов. По­доб­ные уп­раж­не­ния мож­но про­вес­ти и с дру­ги­ми цве­та­ми.

Квад­ра­ты.

В че­ты­рех уг­лах схе­мы, со­стоя­щей из 25 квад­ра­тов, по­мес­тим бе­лый, чёр­ный и ос­нов­ную па­ру до­пол­ни­тель­ных цветов — крас­ный и зе­лё­ный, за­тем при­сту­пим к сме­ши­ва­нию цве­тов. Сна­ча­ла пой­дём от ис­ход­ных уг­лов, за­тем при­сту­пим к сме­ши­ва­нию то­нов по диа­го­на­ли, и на­ко­нец, по­лу­чим от­сут­ст­вую­щие здесь дру­гие хро­ма­ти­че­ские то­на. Вме­сто чёр­но­го, бе­ло­го, крас­но­го и зе­лё­но­го мож­но ис­поль­зо­вать и две дру­гие па­ры до­пол­ни­тель­ных (ком­пли­мен­тар­ных) цве­тов, как это и да­но на ри­сун­ке 30.

Цве­то­вые то­на взя­тых на­ми тре­уголь­ни­ка и квад­ра­та об­ра­зу­ют замк­ну­тую еди­ную сис­те­му то­нов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ме­ж­ду со­бой род­ст­вен­ны­ми. Ка­ж­дый, же­лаю­щий бо­лее под­роб­но изу­чить воз­мож­но­сти сме­ши­ва­ния цве­тов, дол­жен по­пы­тать­ся сме­шать ка­ж­дый цвет с лю­бым дру­гим. Для это­го сле­ду­ет раз­де­лить боль­шой квад­рат на 13x13 ма­лень­ких квад­ра­тов. При этом пер­вый квад­рат в верх­нем ря­ду сле­ва не­об­хо­ди­мо ос­та­вить бе­лым. В квад­ра­ты верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да сле­ду­ет по­мес­тить две­на­дцать цве­тов цве­то­во­го кру­га, на­чи­ная с жёл­то­го, че­рез жёл­то-оран­же­вый до жёл­то-зе­лё­но­го. В квад­ра­тах пер­во­го вер­ти­каль­но­го ря­да нуж­но по­сле­до­ва­тель­но дать фио­ле­то­вый цвет и че­рез си­не-фио­ле­то­вый и си­ний при­дти к крас­но-фио­ле­то­во­му цве­ту. Квад­ра­ты вто­ро­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да по­лу­ча­ют­ся бла­го­да­ря сме­ши­ва­нию ка­ж­до­го цве­та пер­во­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да с фио­ле­то­вым цве­том. Квад­ра­ты третье­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да за­пол­ня­ют­ся сме­сью цве­тов пер­во­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да с си­не-фио­ле­то­вым. Ко­гда ка­ж­дый цвет пер­во­го вер­ти­каль­но­го ря­да бу­дет сме­шан с цве­та­ми пер­во­го го­ри­зон­таль­но­го ря­да, то в об­щей схе­ме сле­ва на­пра­во бу­дет яс­но вид­на диа­го­наль се­рых то­нов, ибо имен­но здесь про­ис­хо­дит со­еди­не­ние до­пол­ни­тель­ных то­нов. По­сле то­го, как изу­чаю­щие про­бле­мы цве­та вы­пол­нят из­вест­ное чис­ло уп­раж­не­ний по сме­ши­ва­нию цве­тов, они мо­гут пе­рей­ти к бо­лее точ­но­му ре­про­ду­ци­ро­ва­нию за­дан­ных им то­нов. Об­раз­цы то­наль­ных ре­ше­ний мо­гут быть взя­ты из при­ро­ды, про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва или из лю­бых дру­гих ху­до­же­ст­вен­но ос­мыс­лен­ных ве­щей. Цен­ность по­доб­ных уп­раж­не­ний за­клю­ча­ет­ся в том, что здесь мож­но про­ве­рить своё вос­при­ятие цве­та. Со­вер­шен­но яс­но, что как в тон­чай­ших тех­ни­че­ских про­цес­сах из­ме­ре­ния и рас­чё­ты час­то в кон­це кон­цов ока­зы­ва­ют­ся не­дос­та­точ­ны­ми и нуж­ный ре­зуль­тат мо­жет быть по­лу­чен толь­ко бла­го­да­ря тон­ко­му чу­тью осо­бо ода­рен­но­го ра­бо­че­го, так и в ху­до­же­ст­вен­ном от­но­ше­нии сме­си цве­тов и цве­то­вые ком­по­зи­ции мо­гут быть безу­преч­но вы­пол­нен­ны­ми толь­ко бла­го­да­ря вы­со­кой чув­ст­ви­тель­но­сти ху­дож­ни­ка к цве­ту.

Во­об­ще го­во­ря, вос­при­ятие цве­та со­от­вет­ст­ву­ет субъ­ек­тив­но­му вку­су. Лю­ди, осо­бо чув­ст­ви­тель­ные к си­не­му цве­ту, бу­дут раз­ли­чать мно­же­ст­во его от­тен­ков, в то вре­мя как от­тен­ки крас­но­го, воз­мож­но, бу­дут им ма­ло дос­туп­ны. По этой при­чи­не очень важ­но при­об­ре­сти опыт ра­бо­ты с цве­та­ми все­го хро­ма­ти­че­ско­го ря­да, в свя­зи с чем и «чу­жие» для ко­го-то груп­пы цве­тов смо­гут быть оце­не­ны в со­от­вет­ст­вии с их дос­то­ин­ст­ва­ми. Кро­ме из­ло­жен­ных здесь прин­ци­пов пиг­мен­тар­но­го сме­ши­ва­ния, су­ще­ст­ву­ет так­же и ме­тод оп­ти­че­ско­го цве­то­во­го сме­ше­ния. Он ос­но­ван на том, что сме­ши­вае­мые чис­тые цве­та ма­лень­ки­ми ма­зоч­ка­ми или точ­ка­ми рас­по­ла­га­ют­ся ря­дом друг с дру­гом. Ко­гда по­кры­тая та­ким об­ра­зом по­верх­ность на­чи­на­ет рас­смат­ри­вать­ся на оп­ре­де­лён­ном рас­стоя­нии, то все эти цве­то­вые точ­ки сме­ши­ва­ют­ся в гла­зах в еди­ное цве­то­вое ощу­ще­ние. Пре­иму­ще­ст­во по­доб­но­го ро­да сме­ши­ва­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что дей­ст­вую­щие на на­ши гла­за цве­та яв­ля­ют­ся бо­лее чис­ты­ми и силь­нее виб­ри­ру­ют. Раз­де­ле­ние цве­то­вой по­верх­но­сти на эле­мен­тар­ные точ­ки-рас­тры при­ме­ня­ет­ся в по­ли­гра­фии и, в ча­ст­но­сти, в пол­но­цвет­ной оф­сет­ной пе­ча­ти, где все эти точ­ки объ­е­ди­ня­ют­ся в гла­зах вос­при­ни­маю­щих в сплош­ные цве­то­вые по­верх­но­сти. Ес­ли рас­смат­ри­вать книж­ные ре­про­дук­ции, от­пе­ча­тан­ные на оф­се­те, в уве­ли­чи­тель­ное стек­ло, то эти точ­ки от­чёт­ли­во вид­ны. В обык­но­вен­ной че­ты­рёх­цвет­ной пе­ча­ти раз­лич­ные от­тен­ки по­лу­ча­ют­ся пу­тём ком­би­на­ций или сме­сей че­ты­рёх стан­дарт­ных цветов — жёл­то­го, си­не-зе­лё­но­го, си­не­ва­то-крас­но­го и чёр­но­го. Со­вер­шен­но яс­но, что эти че­ты­ре ком­по­нен­та и их сме­си не все­гда да­дут мак­си­маль­ную точ­ность ре­про­дук­ции. В тех слу­ча­ях, ко­гда не­об­хо­ди­мо чрез­вы­чай­но вы­со­кое ка­че­ст­во ре­про­дук­ции, ис­поль­зу­ет­ся семь и да­же боль­шее ко­ли­че­ст­во цве­тов. Дру­гой на­гляд­ный при­мер сме­ши­ва­ния цве­тов мож­но най­ти в тка­че­ст­ве. Раз­лич­но ок­ра­шен­ные ос­но­ва и уток ком­би­ни­ру­ют­ся со­глас­но узо­ру тка­ни в бо­лее или ме­нее од­но цве­то­вое це­лое. Хо­ро­шо зна­ко­мым об­раз­цом здесь яв­ля­ют­ся шот­ланд­ские тка­ни. В тех мес­тах, где цвет­ные ни­ти ос­но­вы пе­ре­се­ка­ют­ся с ни­тя­ми ут­ка то­го же цве­та, воз­ни­ка­ют квад­ра­ты чис­то­го яр­ко­го цве­та. Там же, где пе­ре­се­ка­ют­ся и сме­ши­ва­ют­ся ни­ти, ок­ра­шен­ные в раз­ные цве­та, ткань об­ра­зу­ет­ся как бы из раз­но­цвет­ных то­чек и её цвет вос­при­ни­ма­ет­ся дос­та­точ­но кон­крет­ным толь­ко на оп­ре­де­лён­ном рас­стоя­нии. Ори­ги­наль­ные ре­ше­ния этих клет­ча­тых тка­ней из тон­кой шер­сти бы­ли ге­раль­ди­че­ской при­над­леж­но­стью от­дель­ных шот­ланд­ских кла­нов и до на­стоя­ще­го вре­ме­ни по сво­ей цве­то­вой гам­ме и цве­то­вым от­но­ше­ни­ям слу­жат об­раз­ца­ми для тек­стиль­ных ри­сун­ков.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...