Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цветовой шар



Пред­став­ле­ние о воз­мож­но­стях про­яв­ле­ния цве­та в его се­ми кон­тра­стах, ко­то­рое мож­но бы­ло по­лу­чить из пре­ды­ду­щих раз­де­лов кни­ги, по­зво­ля­ет те­перь на­гляд­но вы­стро­ить яс­ную об­щую сис­те­му ми­ра цве­та в це­лом. На ри­сун­ке 3 изо­бра­жён две­на­дца­ти­ча­ст­ный цве­то­вой круг, ко­то­рый ба­зи­ру­ет­ся на трех ос­нов­ных цветах — жёл­том, крас­ном и си­нем в их по­сте­пен­ном пе­ре­хо­де от од­но­го к дру­го­му. Од­на­ко эта схе­ма не­дос­та­точ­на для все­объ­ем­лю­ще­го об­зо­ра всей цве­то­вой сис­те­мы. Вме­сто кру­га здесь не­об­хо­дим тот са­мый шар, ко­то­рый уже Фи­лип­пом От­то Рун­ге был пред­став­лен как наи­бо­лее под­хо­дя­щая фор­ма для про­ве­де­ния цве­то­вой сис­те­ма­ти­за­ции. Шар яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной объ­ём­ной и сим­мет­рич­ной фор­мой, по­зво­ляю­щей наи­бо­лее пол­но вы­ра­зить мно­го­об­раз­ные свой­ст­ва цве­та. Он по­зво­ля­ет со­ста­вить от­чёт­ли­вое пред­став­ле­ние о за­ко­не до­пол­ни­тель­ных цве­тов и на­гляд­но по­ка­зать все ос­нов­ные взаи­мо­от­но­ше­ния хро­ма­ти­че­ских цве­тов, а так­же их взаи­мо­дей­ст­вие с чёр­ным и бе­лым цве­том. Ес­ли мы пред­ста­вим се­бе цве­то­вой шар про­зрач­ным, в ка­ж­дой точ­ке ко­то­ро­го на­хо­дит­ся оп­ре­де­лён­ный цвет, то у нас сра­зу поя­вит­ся воз­мож­ность пред­ста­вить все цве­та в их взаи­мо­под­чи­нён­но­сти. Ка­ж­дая точ­ка ша­ра мо­жет быть оп­ре­де­ле­на с по­мо­щью сво­его ме­ри­диа­на и сво­ей па­рал­ле­ли. Для от­чет­ли­во­го пред­став­ле­ния о цве­то­вом по­ряд­ке нам по­на­до­бить­ся шесть па­рал­ле­лей и две­на­дцать ме­ри­диа­нов.

На по­верх­ность ша­ра мы на­но­сим шесть па­рал­ле­лей, рас­по­ло­жен­ных на оди­на­ко­вом рас­стоя­нии друг от дру­га и об­ра­зую­щих семь зон, и пер­пен­ди­ку­ляр­но к ним, от по­лю­са к по­лю­су, про­во­дим 12 ме­ри­диа­нов. В эк­ва­то­ри­аль­ной зо­не, в две­на­дца­ти оди­на­ко­вых сек­то­рах рас­по­ла­га­ют­ся все чис­тые цве­та две­на­дца­ти­ча­ст­но­го цве­то­во­го кру­га. По­ляр­ные зо­ны по­кры­ва­ют­ся бе­лым цве­том в верх­ней час­ти и чёрным — в ниж­ней. Ме­ж­ду бе­лым цве­том и эк­ва­то­ри­аль­ной зо­ной ка­ж­до­го чис­то­го цве­та по­сле­до­ва­тель­но рас­по­ла­га­ют­ся две сту­пе­ни его ос­вет­ле­ния. От эк­ва­то­ри­аль­ной зо­ны в сто­ро­ну тём­но­го по­лю­са мы так­же да­ём к ка­ж­до­му чис­то­му цве­ту по две, но те­перь уже за­тем­нён­ные сту­пе­ни. По­сколь­ку две­на­дцать чис­тых цве­тов об­ла­да­ют не­оди­на­ко­вой свет­ло­той, то сту­пе­ни по на­прав­ле­нию к бе­ло­му и чёр­но­му цве­ту долж­ны быть рас­счи­та­ны для ка­ж­до­го цве­та от­дель­но. Чис­тый жёл­тый цвет, на­при­мер, очень све­тел и по­это­му его два ос­вет­лён­ных то­на очень близ­ки ме­ж­ду со­бой, в то вре­мя как оба затемнённых — очень да­ле­ки друг от дру­га. Фио­ле­то­вый цвет — са­мый тём­ный из чис­тых цве­тов и его ос­вет­лён­ные от­тен­ки зна­чи­тель­но от­да­ле­ны друг от дру­го­го, в то вре­мя как затемнённые — очень близ­ки. Ка­ж­дый из две­на­дца­ти цве­тов дол­жен быть ос­вет­лён и за­тем­нён ис­хо­да из его нор­маль­ной яр­ко­сти, в ре­зуль­та­те че­го к ка­ж­до­му из две­на­дца­ти цве­тов мы по­лу­ча­ем по два па­рал­лель­ных коль­ца с ос­вет­лён­ны­ми и за­тем­нён­ны­ми от­тен­ка­ми. При­чём ка­ж­дое из этих ко­лец об­ла­да­ет раз­лич­ной то­наль­ной яр­ко­стью. Так, в пер­вом поя­се ос­вет­ле­ния жёл­тый цвет бу­дет на­мно­го свет­лее фио­ле­то­во­го, то есть в ка­ж­дом поя­се все две­на­дцать цве­тов не име­ют оди­на­ко­вой свет­ло­сти. По­сколь­ку цве­то­вой шар нель­зя по­ка­зать при ил­лю­ст­ри­ро­ва­нии в трёх из­ме­ре­ни­ях, то мы вы­ну­ж­де­ны спрое­ци­ро­вать его сфе­ри­че­скую по­верх­ность на плос­кость. Ес­ли по­смот­реть на этот шар свер­ху, то в его цен­тре мы уви­дим бе­лую зо­ну, ко­то­рая за­клю­че­на ме­ж­ду двух поя­сов ос­вет­лён­ных от­тен­ков, и по­ло­ви­ну эк­ва­то­ри­аль­ной зо­ны чис­тых цве­тов. Гля­дя же на цве­то­вой шар сни­зу, уви­дим в цен­тре чёр­ную зо­ну, за­тем две, при­ле­гаю­щие к ней за­тем­нён­ные зо­ны и по­ло­ви­ну эк­ва­то­ри­аль­ной час­ти чис­тых цве­тов. Для то­го что­бы сра­зу уви­деть всю по­верх­ность цве­то­во­го ша­ра, мы долж­ны пред­ста­вить се­бе бо­лее тём­ное по­лу­ша­рие раз­ре­зан­ным по ме­ри­диа­нам и спрое­ци­ро­ван­ным на плос­ко­сти ос­вет­лён­ных то­нов. В ре­зуль­та­те мы по­лу­ча­ем две­на­дца­ти­ко­неч­ную звез­ду, по­ка­зан­ную на ри­сун­ке 48. В её цен­тре на­хо­дит­ся бе­лый цвет. К не­му при­мы­ка­ют зо­ны ос­вет­лён­ных то­нов, за ко­то­ры­ми сле­ду­ют зо­на чис­тых цве­тов и две зо­ны за­тем­нён­ных, с чёр­ным цве­том на са­мом кон­це лу­чей этой цве­то­вой звез­ды.

На ри­сун­ке 49 мы ви­дим об­щую по­верх­ность цве­то­во­го ша­ра. В её эк­ва­то­ри­аль­ной зо­не рас­по­ло­же­ны чис­тые цве­та, ко­то­рые по­сте­пен­но в два эта­па ос­вет­ля­ют­ся и сли­ва­ют­ся с бе­лым поя­сом. То­же про­ис­хо­дит и в про­ти­во­по­лож­ном «по­лу­ша­рии», где чис­тые цве­та так­же по­сте­пен­но в два эта­па за­тем­ня­ют­ся и пе­ре­хо­дят в чёр­ный цвет. На ри­сун­ке 50 по­доб­ный же про­цесс по­ка­зан на об­рат­ной сто­ро­не ша­ра и вся его по­верх­ность, та­ким об­ра­зом, ста­но­вит­ся пол­но­стью ох­ва­чен­ной. Ес­ли же мы хо­тим по­нять, что про­ис­хо­дит внут­ри ша­ра, то долж­ны про­из­ве­сти его рас­се­че­ние. На ри­сун­ке 51 да­ёт­ся го­ри­зон­таль­ное се­че­ние цве­то­во­го ша­ра по эк­ва­то­ру, где мы за­ме­ча­ем зо­ну ней­траль­но­го се­ро­го цве­та в цен­тре и коль­цо из чис­тых цве­тов по внеш­ней сто­ро­не. В двух зо­нах ме­ж­ду чис­ты­ми цве­та­ми и се­рым идут мрач­ные то­на сме­сей до­пол­ни­тель­ных цве­тов. Ес­ли мы возь­мём два про­ти­во­по­лож­ных цве­та эк­ва­то­ри­аль­ной зо­ны, то по­лу­чим все сте­пе­ни за­тем­не­ния, ко­то­рые бы­ли пред­став­ле­ны на ри­сун­ках 23-28 в раз­де­ле до­пол­ни­тель­ных цве­тов. По­доб­ные по­пе­реч­ные се­че­ния мо­гут быть про­из­ве­де­ны по ли­нии лю­бых пя­ти поя­сов ша­ра.

В цен­тре ша­ра по его вер­ти­каль­ной оси от бе­ло­го по­лю­са к чёр­но­му про­хо­дит ряд се­рых то­нов. На­ше изо­бра­ же­ние ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся се­мью сту­пе­ня­ми ос­вет­ле­ния, и по­это­му чет­вёр­тая сту­пень се­рых то­нов долж­на со­от­вет­ст­во­вать сред­не­му се­ро­му то­ну ме­ж­ду бе­лым и чёр­ным, при­чём этот се­рый цвет об­ра­зу­ет се­ре­ди­ну ша­ра. По­доб­ный же се­рый цвет мо­жет быть по­лу­чен пу­тём сме­ши­ва­ния лю­бых двух до­пол­ни­тель­ных цве­тов. На ри­сун­ке 52 по­ка­за­но вер­ти­каль­ное се­че­ние цве­то­во­го ша­ра по цве­то­вой зо­не крас­но-оранжевый — си­не-зе­лё­ный. В эк­ва­то­ри­аль­ной час­ти это­го се­че­ния сле­ва рас­по­ла­га­ет­ся си­не-зе­лё­ный цвет и справа — крас­но-оран­же­вый в их пре­дель­ной яр­ко­сти. За­тем в сто­ро­ну цен­траль­ной оси идут по две сту­пе­ни их сме­шан­ных ва­ри­ан­тов, а вся эк­ва­то­ри­аль­ная це­поч­ка в це­лом по­сте­пен­но ос­вет­ля­ет­ся к бе­ло­му по­лю­су и за­тем­ня­ет­ся — к чёр­но­му. Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на то, что цве­то­вая на­сы­щен­ность ос­вет­лён­ных и за­тем­нён­ных сту­пе­ней долж­на быть рав­ной и со­от­вет­ст­во­вать се­ро­му то­ну ка­ж­дой из них.

Уп­раж­не­ния с цве­то­вы­ми гра­да­ция­ми в го­ри­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных се­че­ни­ях со­вер­шен­ст­ву­ют на­ше пред­став­ле­ние о цве­те. В го­ри­зон­таль­ных ря­дах ор­га­ни­зу­ют­ся чис­тые цве­та, в вер­ти­каль­ных да­ют­ся их гра­да­ции в сто­ро­ну ос­вет­ле­ния и за­тем­не­ния. Эта сис­те­ма­ти­за­ция по­зво­ля­ет раз­вить на­шу чув­ст­ви­тель­ность к цве­ту, как с точ­ки зре­ния его вос­при­ятия, так и с точ­ки зре­ния ощу­ще­ния сте­пе­ней ос­вет­лён­но­сти и за­тем­нён­но­сти цве­та. Цве­то­вой шар да­ёт воз­мож­ность пред­ста­вить:

— чис­тые приз­ма­ти­че­ские цве­та, рас­по­ло­жен­ные по эк­ва­то­ру сфе­ри­че­ской по­верх­но­сти;

— сме­шан­ные цве­та до­пол­ни­тель­ных пар, рас­пло­жен­ные в го­ри­зон­таль­ных се­че­ни­ях;

— сме­си лю­бых пар до­пол­ни­тель­ных цве­тов, ос­вет­лён­ных по на­прав­ле­нию к бе­ло­му по­лю­су и за­тем­нён­ных по на­прав­ле­нию к чёр­но­му.

Пред­по­ло­жим, что мы име­ем маг­нит­ную стрел­ку, за­кре­п­лён­ную в цен­тре цве­то­во­го ша­ра. Ес­ли мы на­пра­вим ко­нец стрел­ки на ка­кую-ли­бо точ­ку ша­ра, то дру­гой её ко­нец бу­дет на­прав­лен на сим­мет­рич­ную точ­ку и цвет, до­пол­ни­тель­ный к пер­во­му. Ес­ли ко­нец стрел­ки бу­дет ука­зы­вать на вто­рую сту­пень свет­ло­ты крас­но­го цве­та, а именно — на ро­зо­вый цвет, то дру­гой ко­нец стрел­ки бу­дет ука­зы­вать на та­кую же сту­пень за­тем­нён­но­го до­пол­ни­тель­но­го зе­лё­но­го цве­та. Ес­ли мы на­пра­вим ко­нец стрел­ки на вто­рую за­тем­нён­ную сту­пень оран­же­во­го цве­та, а именно — на ко­рич­не­вый цвет, то дру­гой ко­нец маг­нит­ной стрел­ки ука­жет нам вто­рую сту­пень ос­вет­ле­ния си­не­го цве­та. Та­ким об­ра­зом, мы уз­на­ем, что не толь­ко про­ти­во­ле­жа­щие цве­та, но и сту­пе­ни их свет­ло­ты на­хо­дят­ся в тес­ной взаи­мо­свя­зи друг с дру­гом.

На ри­сун­ке 53 по­ка­за­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов пе­ре­хо­да ме­ж­ду дву­мя кон­тра­сти­рую­щи­ми цве­та­ми. Ес­ли мы хо­тим ра­бо­тать с па­рой до­пол­ни­тель­ных цве­тов, на­при­мер, оран­же­вым и си­ним, и нач­нём ис­кать то­на, ко­то­рые их объ­е­ди­ня­ют, то мы долж­ны сна­ча­ла ло­ка­ли­зо­вать оба эти цве­та на цве­то­вом ша­ре. Оран­же­вый, рас­по­ло­жен­ный на эк­ва­то­ри­аль­ной ли­нии, бу­дет дви­гать­ся к крас­но­му и да­лее к фио­ле­то­во­му, это в од­ном на­прав­ле­нии, а в другом — к жёл­то­му и зе­лё­но­му, пе­ре­хо­дя в си­ний. Это — го­ри­зон­таль­ные ва­ри­ан­ты дви­же­ния цве­та. Но тот же са­мый оран­же­вый, сле­дуя по ме­ри­диа­ну, бу­дет объ­е­ди­нять­ся с си­ним че­рез свет­ло-оран­же­вый, бе­лый и свет­ло-го­лу­бой, это в од­ном на­прав­ле­нии, а в другом — че­рез тём­но-оран­же­вый, чёр­ный и тём­но-си­ний. И это — вер­ти­каль­ный путь их взаи­мо­свя­зи. Ес­ли сле­до­вать от оран­же­во­го к си­не­му по диа­мет­ру цве­то­во­го ша­ра, то оба до­пол­ни­тель­ных цве­та мо­гут быть со­еди­не­ны с по­мо­щью се­ро­го цве­та или дру­гих сме­сей оран­же­во­го с си­ним в сле­дую­щем по­ряд­ке: оран­же­во-се­рый, се­рый и си­не-се­рый. И это — диа­го­наль­ный путь их взаи­мо­дей­ст­вия. Эти пять глав­ных на­прав­ле­ний бу­дут яв­лять­ся са­мы­ми крат­чай­ши­ми и про­стей­ши­ми ли­ния­ми со­еди­не­ния двух до­пол­ни­тель­ных (ком­пли­мен­тар­ных) цве­тов.

Ес­ли пред­по­ло­жить, что дан­ная сис­те­ма­ти­за­ция уст­ра­ня­ет все труд­но­сти в ов­ла­де­нии цве­том, то это не так. Мир цве­та об­ла­да­ет не­ве­ро­ят­ны­ми внут­рен­ни­ми воз­мож­но­стя­ми, бо­гат­ст­во ко­то­рых лишь час­тич­но мо­жет быть све­де­но к эле­мен­тар­ной сис­те­ма­ти­за­ции. Ка­ж­дый цвет сам по се­бе есть це­лый кос­мос. Но здесь мы долж­ны удов­ле­тво­рить­ся лишь из­ло­же­ни­ем его эле­мен­тар­ных ос­нов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...