Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространственное воздействие цвета



Про­стран­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие цве­та мо­жет за­ви­сеть от раз­лич­ных ком­по­нен­тов. В са­мом цве­те есть си­лы, спо­соб­ные вы­яв­лять глу­би­ну. Это про­ис­хо­дит за счёт кон­тра­ста свет­ло­го и тём­но­го, а так­же воз­мож­но­стей из­ме­не­ния на­сы­щен­но­сти цве­та и его рас­про­стра­не­ния. По­ми­мо это­го из­ме­не­ния про­стран­ст­вен­ных ощу­ще­ний мож­но до­бить­ся с по­мо­щью диа­го­на­лей и все­воз­мож­ных пе­ре­се­че­ний.

Ко­гда шесть цветов — жёл­тый, оран­же­вый, крас­ный, фио­ле­то­вый, си­ний и зе­лё­ный рас­по­ло­же­ны на чёр­ном фо­не один воз­ле дру­го­го без ин­тер­ва­лов, то со­вер­шен­но яв­но вид­но, что свет­лый жёл­тый цвет ка­жет­ся вы­сту­паю­щим, а фио­ле­то­вый по­гру­жа­ет­ся в глу­би­ну чёр­но­го фо­на. Ос­таль­ные цве­та об­ра­зу­ют про­ме­жу­точ­ные сту­пе­ни ме­ж­ду жёл­тым и фио­ле­то­вым. При ис­поль­зо­ва­нии бе­ло­го фо­на впе­чат­ле­ние глу­би­ны ме­ня­ет­ся. Фио­ле­то­вый цвет вы­тал­ки­ва­ет­ся бе­лым фо­ном и ка­жет­ся вы­сту­паю­щим впе­рёд, в то вре­мя как жёл­тый цвет удер­жи­ва­ет­ся бе­лым в ка­че­ст­ве «близ­ко­го и род­ст­вен­но­го». Эти на­блю­де­ния до­ка­зы­ва­ют, что для оцен­ки впе­чат­ле­ния глу­би­ны, об­щий цвет фо­на столь же ва­жен, как и от­дель­ный цвет. Здесь ещё раз при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с от­но­си­тель­но­стью цве­то­во­го воз­дей­ст­вия, о ко­то­ром уже го­во­ри­лось в раз­де­лах, по­свя­щен­ных фи­зи­че­ской ре­аль­но­сти цве­та и цве­то­во­му воз­дей­ст­вию, си­муль­тан­но­му кон­тра­сту и цве­то­вой вы­ра­зи­тель­но­сти. Ещё в 1915 го­ду мною про­во­ди­лось мно­го ис­сле­до­ва­ний, свя­зан­ных с вы­яв­ле­ни­ем воз­мож­но­стей цве­та вы­яв­лять глу­би­ну про­стран­ст­ва, в ре­зуль­та­те ко­то­рых я при­шёл к за­клю­че­нию, что шесть ос­нов­ных цве­тов на чёр­ном фо­не в со­от­вет­ст­вии со сту­пе­ня­ми про­яв­ле­ния их глу­би­ны со­от­но­сят­ся с про­пор­ция­ми зо­ло­то­го се­че­ния. Прин­цип зо­ло­то­го се­че­ния ос­но­ван на том, что са­мый ма­лень­кий от­ре­зок от­но­сит­ся к са­мо­му боль­шо­му, как са­мый боль­шой к их об­щей сум­ме. Ес­ли рас­стоя­ние АВ раз­де­ле­но по прин­ци­пу зо­ло­то­го се­че­ния в точ­ке С, то это оз­на­ча­ет, что АС от­но­сит­ся к СВ как СВ к АВ. В об­лас­ти цве­та это оз­на­ча­ет сле­дую­щее: ес­ли мы по­мес­тим оран­же­вый цвет ме­ж­ду жёл­тым и крас­ным, ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет свою сте­пень глу­би­ны, то раз­ни­ца глу­би­ны ме­ж­ду жёл­то-оран­же­вым и оран­же­во-крас­ным бу­дет со­от­вет­ст­во­вать от­но­ше­ни­ям «мень­ше­го» к «боль­ше­му». То же от­но­ше­ние «мень­ше­го» к «боль­ше­му» су­ще­ст­ву­ет ме­ж­ду жёл­то-крас­но-оран­же­вым и крас­но-оран­же­во-си­ним. В тех же про­пор­ци­ях зо­ло­то­го се­че­ния на­хо­дят­ся жёл­то-крас­ный и крас­но-фио­ле­то­вый цвет, как и жёл­то-зе­лё­ный и зе­лё­но-си­ний.

Жёл­тый, крас­но-оран­же­вый и си­ний на чёр­ном фо­не име­ют сле­дую­щую кар­ти­ну за­глуб­ле­ния: жёл­тый силь­но вы­сту­па­ет впе­рёд, крас­ный в мень­шей сте­пе­ни, а си­ний ка­жет­ся поч­ти столь же глу­бо­ким, как чёр­ный. На бе­лом фо­не воз­ни­ка­ет об­рат­ное впе­чат­ле­ние: си­ний силь­но вы­сту­па­ет впе­рёд, крас­но-оран­же­вый ос­та­ёт­ся поч­ти на мес­те, а жёл­тый толь­ко слег­ка вы­дви­га­ет­ся впе­рёд. От­но­ше­ния глу­бин ме­ж­ду жёл­тым и крас­но-оран­же­вым, крас­но-оран­же­вым и си­ним со­от­вет­ст­ву­ют от­но­ше­ни­ям «боль­ше­го» к «мень­ше­му».

Все свет­лые то­на на чёр­ном фо­не бу­дут вы­сту­пать впе­рёд в со­от­вет­ст­вии со сте­пе­нью их свет­ло­сти. На бе­лом фо­не впе­чат­ле­ние бу­дет об­рат­ное: свет­лые то­на ос­та­ют­ся на уров­не бе­ло­го фо­на, а тём­ные по­сте­пен­но вы­сту­па­ют впе­рёд.

Что ка­са­ет­ся хо­лод­ных и тё­п­лых цве­тов оди­на­ко­вой свет­ло­ты, то тё­п­лые цве­та бу­дут вы­сту­пать впе­рёд, а хо­лод­ные стре­мить­ся в глу­би­ну. Ес­ли встре­ча­ет­ся кон­траст свет­ло­го и тём­но­го, то ощу­ще­ния глу­би­ны бу­дут или уве­ли­чи­вать­ся бла­го­да­ря цве­ту, или ней­тра­ли­зу­ют­ся, или же бу­дут дей­ст­во­вать в об­рат­ном на­прав­ле­нии. Оди­на­ко­во свет­лые си­не-зе­лё­ный и крас­но-оран­же­вый ве­дут се­бя на чёр­ном фо­не сле­дую­щим образом — крас­но-оран­же­вый вы­сту­па­ет впе­рёд, а си­не-зе­лё­ный ухо­дит вглубь.

Ес­ли крас­но-оран­же­вый бу­дет ос­вет­лён, то он вы­сту­пит впе­рёд ещё силь­нее. Ес­ли слег­ка ос­вет­лить си­не-зе­лё­ный, то он про­из­ве­дёт то же впе­чат­ле­ние глу­би­ны, что и крас­но-оран­же­вый, а ес­ли он бу­дет ос­вет­лён ещё силь­нее, то вы­сту­пит впе­рёд, а крас­но-оран­же­вый, на­обо­рот, от­сту­пит на­зад.

Кон­траст на­сы­ще­ния вы­зы­ва­ет сле­дую­щие ощу­ще­ния в вос­при­ятии цве­та: яр­кие цве­та бу­дут вы­сту­пать впе­рёд по срав­не­нию с оди­на­ко­во свет­лы­ми, но при­ту­п­лён­ны­ми цве­та­ми. Как толь­ко к это­му кон­тра­сту при­бав­ля­ет­ся кон­траст свет­ло­го и тём­но­го или хо­лод­но­го и тё­п­ло­го, впе­чат­ле­ние глу­би­ны сно­ва из­ме­ня­ет­ся. Кон­траст рас­про­стра­не­ния или кон­траст раз­ме­ров цве­то­вых плос­ко­стей иг­ра­ет боль­шую роль в соз­да­нии впе­чат­ле­ния глу­би­ны. Ко­гда на боль­шой крас­ной по­верх­но­сти име­ет­ся ма­лень­кое жёл­тое пят­но, то крас­ный цвет ста­но­вит­ся как бы фо­ном и жёл­тый цвет в этом слу­чае вы­сту­па­ет впе­рёд. Ес­ли мы бу­дем уве­ли­чи­вать пло­щадь, за­ня­тую жёл­тым цве­том, и умень­шать, за­ня­тую крас­ным, то мо­жет на­стать та­кой мо­мент, ко­гда жёл­тый цвет бу­дет иг­рать бо­лее зна­чи­тель­ную роль, чем крас­ный. Жёл­тый цвет мо­жет стать фо­ном и вы­тес­нить крас­ный впе­рёд.

Ес­ли бы мы за­хо­те­ли рас­смот­реть все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты с точ­ки зре­ния из­ме­не­ния впе­чат­ле­ний от­но­си­тель­но глу­би­ны цве­та, то это не да­ло бы нам ни­ка­кой уве­рен­но­сти в пра­виль­ном соз­да­нии про­стран­ст­вен­но­го рав­но­ве­сия ка­ж­дой цве­то­вой ком­по­зи­ции. Здесь мож­но рас­счи­ты­вать на лич­ный тон­кий вкус ху­дож­ни­ка и по­став­лен­ные им це­ли.

Для то­го, что­бы про­наб­лю­дать про­стран­ст­вен­ные воз­мож­но­сти диа­го­на­лей, нуж­но жёл­тый, крас­но-оран­же­вый и си­ний рас­по­ло­жить на чёр­ном и бе­лом фо­не в двух диа­го­наль­ных на­прав­ле­ни­ях, в од­ном слу­чае -сле­ва на­пра­во и в другом — спра­ва на­ле­во. Про­бле­мы соз­да­ния жи­во­пис­ных ил­лю­зий глу­би­ны мож­но изу­чить, срав­ни­вая, на­при­мер, жёл­тый и си­ний пря­мо­уголь­ни­ки во все­воз­мож­ных вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных их по­ло­же­ни­ях, пе­ре­се­че­ни­ях и на­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя для это­го бе­лый и чёр­ный фон. Ес­ли о цве­те хо­тят су­дить как о си­ле, спо­соб­ной обес­пе­чить жи­во­пис­ную глу­би­ну, то для это­го нуж­но уп­раж­нять своё ви­де­ние в вос­при­ятии воз­мож­но­стей цве­та в по­строе­нии про­стран­ст­ва. «Не уст­раи­вай­те окон, не де­лай­те дыр в кар­ти­не», — го­во­рил Ко­ро, при­зы­вая жи­во­пис­цев быть вни­ма­тель­ны­ми к об­щей це­ло­ст­но­сти жи­во­пис­но­го про­стран­ст­ва.

Осо­бо силь­но­го ощу­ще­ния глу­би­ны кар­ти­ны мож­но до­бить­ся, ис­поль­зуя взаи­мо­дей­ст­вие цве­та, вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных на­прав­ле­ний и про­стран­ст­вен­ных пла­нов ком­по­зи­ции ме­ж­ду со­бой. Ча­ще все­го про­стран­ст­во кар­ти­ны стро­ит­ся за счет двух, трёх и боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва пла­нов. На­при­мер, Клод Лор­рен про­стран­ст­во сво­их пей­за­жей стро­ит на ис­поль­зо­ва­нии пя­ти пла­нов. Но наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный ва­ри­ант пло­ско­ст­но-изо­бра­зи­тель­ной пе­ре­да­чи про­стран­ст­ва ос­но­ван на двух пла­нах.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...