Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Контраст цветового распространения



Кон­траст цве­то­во­го рас­про­стра­не­ния ха­рак­те­ри­зу­ет раз­мер­ные со­от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя или не­сколь­ки­ми цве­то­вы­ми плос­ко­стя­ми. Его сущность — про­ти­во­пос­тав­ле­ние ме­ж­ду «мно­го» и «ма­ло», «боль­шой» и «ма­лень­кий».

Цве­та мо­гут ком­по­но­вать­ся друг с дру­гом пят­на­ми лю­бо­го раз­ме­ра. Но нам хо­те­лось бы вы­яс­нить, ка­кие ко­ли­че­ст­вен­ные или про­стран­ст­вен­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя или не­сколь­ки­ми цве­та­ми мо­гут счи­тать­ся урав­но­ве­шен­ны­ми и при ка­ких ус­ло­ви­ях ни один из них не бу­дет вы­де­лят­ся боль­ше, чем дру­гой. Си­лу воз­дей­ст­вия цве­та оп­ре­де­ля­ют два фак­то­ра. Во-пер­вых, его яр­кость и, во-вто­рых, раз­мер его цве­то­вой плос­ко­сти. Для то­го, что­бы оп­ре­де­лить яр­кость или свет­ло­ту то­го или ино­го цве­та, не­об­хо­ди­мо срав­нить их ме­ж­ду со­бой на ней­траль­но-се­ром фо­не сред­ней свет­ло­ты. При этом мы убе­дим­ся, что ин­тен­сив­ность или свет­ло­та от­дель­ных цве­тов раз­лич­ны.

Гё­те ус­та­но­вил для этой це­ли про­стые чи­сло­вые со­от­но­ше­ния, очень удоб­ные в на­шем слу­чае. Эти со­от­но­ше­ния при­бли­зи­тель­ны, но кто ста­нет тре­бо­вать точ­ных дан­ных, ес­ли имею­щие­ся в про­да­же крас­ки, из­го­тов­лен­ные на раз­ных фаб­ри­ках и про­даю­щие­ся под од­ним и тем же на­зва­ни­ем, так силь­но раз­нят­ся ме­ж­ду со­бой? В ко­неч­ном счё­те ре­шать дол­жен глаз. По­ми­мо то­го, цве­то­вые уча­ст­ки в кар­ти­не час­то фраг­мен­тар­ны и слож­ны по фор­ме, и бы­ло бы весь­ма труд­но при­вес­ти их к про­стым чи­сло­вым от­но­ше­ни­ям. Глаз за­слу­жи­ва­ет боль­ше­го до­ве­рия, но при ус­ло­вии, что он об­ла­да­ет раз­ви­той чув­ст­ви­тель­но­стью к цве­ту. По Гё­те све­то­вую на­сы­щен­ность раз­лич­ных цве­тов мож­но пред­ста­вить сис­те­мой сле­дую­щих со­от­но­ше­ний:

жёлтый: 9;

оранжевый: 8;

красный: 6;

фиолетовый: 3;

синий: 4;

зелёный: 6.

При­ве­дём от­но­ше­ния свет­ло­ты сле­дую­щих пар до­пол­ни­тель­ных цве­тов:

жёлтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4: 1/4;

оранжевый: синий = 8:4 = 2:1 = 2/3: 1/3;

красный: зелёный = 6:6 =1:1 =1/2:1/2.

Ес­ли для гар­мо­ни­за­ции раз­ме­ров цве­то­вых плос­ко­стей опи­рать­ся на эти дан­ные, то не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать эк­ви­ва­лен­ты, об­рат­ные со­от­но­ше­нию све­то­вых ве­ли­чин. То есть, жёл­тый цвет, бу­ду­чи в три раза силь­нее, дол­жен за­ни­мать лишь од­ну треть про­стран­ст­ва, за­ни­мае­мо­го его до­пол­ни­тель­ным фио­ле­то­вым цве­том.

Как по­ка­за­но на ри­сун­ке 42-44, для гар­мо­нич­ных со­от­но­ше­ний плос­ко­стей, за­пол­нен­ных до­пол­ни­тель­ны­ми цве­та­ми, ха­рак­тер­ны сле­дую­щие про­пор­ции:

жёлтый: фиолетовый = 1/4: 3/4;

оранжевый: синий = 1/3: 2/3;

красный: зелёный = 1/2: 1/2.

Та­ким об­ра­зом, гар­мо­нич­ные раз­ме­ры плос­ко­стей для ос­нов­ных и до­пол­ни­тель­ных цве­тов мо­гут быть вы­ра­же­ны сле­дую­щи­ми циф­ро­вы­ми со­от­но­ше­ния­ми:

жёлтый: 3;

оранжевый: 4;

красный: 6;

фиолетовый: 9;

синий: 8;

зелёный: 6.

Или:

жёлтый: оранжевый = 3:4;

жёлтый: красный = 3:6;

жёлтый: фиолетовый = 3:9;

жёлтый: синий = 3:8;

жёлтый: красный: синий = 3:6:8;

оранжевый: фиолетовый: зелёный = 4:9:6.

Со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом мож­но пред­ста­вить так­же и все дру­гие цве­та в их со­раз­мер­ной свя­зи ме­ж­ду со­бой.

На ри­сун­ке 45 пред­став­лен круг гар­мо­нич­но­го со­от­но­ше­ния ос­нов­ных и до­пол­ни­тель­ных цве­тов в их про­стран­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­сти­ках. Он по­стро­ен сле­дую­щим об­ра­зом:

— сна­ча­ла весь круг де­лит­ся на три рав­ные час­ти, за­тем ка­ж­дая из них, в свою оче­редь, опять де­лит­ся про­пор­цио­наль­но чи­сло­вым от­но­ше­ни­ям двух до­пол­ни­тель­ных цве­тов;

— од­на треть кру­га для жёл­то­го и фио­ле­то­во­го цве­та де­лит­ся в со­от­но­ше­нии 1/4: 3/4;

— дру­гая треть, для оран­же­во­го и си­не­го, как 1 /3: 2/3;

— и по­след­няя треть для крас­но­го и зе­лё­но­го пред­став­ле­на со­от­но­ше­ни­ем 1/2: 1/2.

Ко­гда эти про­пор­ции най­де­ны, ри­су­ет­ся дру­гой, то­го же раз­ме­ра круг, где в со­от­вет­ст­вии с най­ден­ны­ми про­пор­ция­ми соз­да­ет­ся цве­то­вой ряд со­глас­но по­сле­до­ва­тель­но­сти цве­то­во­го кру­га: жёл­тый, оран­же­вый, крас­ный, фио­ле­то­вый, си­ний и зе­лё­ный.

Сгар­мо­ни­зо­ван­ные в сво­их раз­ме­рах цве­то­вые плос­ко­сти про­из­во­дят впе­чат­ле­ние спо­кой­ст­вия и ус­той­чи­во­сти. Кон­траст цве­то­во­го рас­про­стра­не­ния в этом слу­чае ней­тра­ли­зу­ет­ся бла­го­да­ря гар­мо­нич­но со­став­лен­ным цве­то­вым пят­нам.

Пред­став­лен­ная здесь сис­те­ма ко­ли­че­ст­вен­ных со­от­но­ше­ний име­ет си­лу толь­ко при ис­поль­зо­ва­нии цве­тов в мак­си­маль­ной их яр­ко­сти. При её из­ме­не­нии ме­ня­ют­ся и со­от­вет­ст­вую­щие раз­ме­ры цве­то­вых пло­ща­дей. Оба фактора — и яр­кость, и раз­мер цве­то­вой плос­ко­сти са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­ны ме­ж­ду со­бой. На ри­сун­ке 46 крас­ный и зе­лё­ный цвет да­ны в рав­ных про­стран­ст­вен­ных со­от­но­ше­ни­ях. Крас­ный и зе­лё­ный как ком­пли­мен­тар­ные (до­пол­ни­тель­ные) цве­та, об­ла­дая рав­ны­ми про­стран­ст­ва­ми сво­его цве­то­во­го по­ля, соз­да­ют ощу­ще­ние ус­той­чи­вой, проч­ной гар­мо­нии. Но в том слу­чае, ко­гда эти про­стран­ст­вен­ные со­от­но­ше­ния на­ру­ше­ны, воз­ни­ка­ет ир­ра­цио­наль­ное бес­по­кой­ст­во. Ес­ли в цве­то­вой ком­по­зи­ции вме­сто гар­мо­нич­ных про­стран­ст­вен­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду цве­та­ми до­ми­ни­ру­ет ка­кой-то один цвет, ком­по­зи­ция при­об­ре­та­ет осо­бо экс­прес­сив­ную ак­тив­ность. Кон­крет­ность вы­бран­ных со­от­но­ше­ний оп­ре­де­ля­ет­ся по­став­лен­ной це­лью и за­ви­сит от те­мы кар­ти­ны, ху­до­же­ст­вен­но­го чу­тья и вку­са ху­дож­ни­ка.

При рез­ко вы­ра­жен­ном кон­тра­сте рас­про­стра­не­ния цве­тов они на­чи­на­ют про­из­во­дить со­вер­шен­но но­вое впе­чат­ле­ние.

На ри­сун­ке 47 крас­ный цвет пред­став­лен в пре­дель­но ми­ни­маль­ном ко­ли­че­ст­ве. Зе­лё­ный по от­но­ше­нию к не­му за­ни­ма­ет ог­ром­ную пло­щадь, в свя­зи с чем по за­ко­ну си­муль­тан­но­го кон­тра­ста крас­ный, на­обо­рот, на­чи­на­ет зву­чать очень яр­ко.

В раз­де­ле, по­свя­щён­ном си­муль­тан­но­му кон­тра­сту, бы­ло ус­та­нов­ле­но, что глаз тре­бу­ет до­пол­не­ния к ка­ж­до­му дан­но­му цве­ту. До на­стоя­ще­го вре­ме­ни при­чи­на это­го яв­ле­ния не вы­яс­не­на. По всей ве­ро­ят­но­сти, мы под­чи­не­ны ка­ко­му-то все­об­ще­му стрем­ле­нию к рав­но­ве­сию и са­мо­за­щи­те. Это­му же стрем­ле­нию обя­зан сво­им осо­бым дей­ст­ви­ем и кон­траст рас­про­стра­не­ния. На­пи­сан­ный в мень­шем ко­ли­че­ст­ве и за­ни­маю­щий мень­шую пло­щадь, по­пав­ший, так ска­зать, «в бе­ду», цвет реа­ги­ру­ет, обо­ро­ня­ет­ся и про­из­во­дит от­но­си­тель­но бо­лее яр­кое впе­чат­ле­ние, чем ес­ли бы он был ис­поль­зо­ван в сгар­мо­ни­зо­ван­ных про­пор­ци­ях, как на ри­сун­ке 46. Этот факт из­вес­тен как био­ло­гу, так и са­до­во­ду. Ко­гда рас­те­ние, жи­вот­ное или че­ло­век в ре­зуль­та­те тя­жё­лых ус­ло­вий жиз­ни по­па­да­ет в бед­ст­вен­ное по­ло­же­ние, то в тех же рас­те­ни­ях, жи­вот­ных и лю­дях про­сы­па­ют­ся си­лы со­про­тив­ле­ния, ко­то­рые при сча­ст­ли­вом сте­че­нии об­стоя­тельств по­зво­ля­ют дос­тичь боль­ших ре­зуль­та­тов. Ес­ли при дли­тель­ном со­зер­ца­нии кар­ти­ны со­сре­до­то­чить своё вни­ма­ние на ка­ком-ли­бо цве­те, за­ни­маю­щем не­зна­чи­тель­ную пло­щадь, то этот цвет на­чи­на­ет ка­зать­ся всё бо­лее и бо­лее ин­тен­сив­ным и дей­ст­ву­ет воз­бу­ж­даю­ще.

Бла­го­да­ря при­ме­не­нию двух вза­им­но уси­ли­ваю­щих друг дру­га кон­тра­стов мож­но при­дать кар­ти­не не­обык­но­вен­ную жи­вость и ред­чай­шую цве­то­вую экс­прес­сию. Здесь про­яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ная осо­бен­ность кон­тра­ста распространения — его спо­соб­ность из­ме­нять и уси­ли­вать про­яв­ле­ние всех дру­гих кон­тра­стов. В раз­де­ле, по­свя­щён­ном кон­тра­сту свет­ло­го и тём­но­го, уже не­мно­го го­во­ри­лось о цве­то­вом про­пор­цио­ни­ро­ва­нии. Но в сущ­но­сти имен­но толь­ко кон­траст рас­про­стра­не­ния в пол­ном смыс­ле яв­ля­ет­ся кон­тра­стом про­пор­ций. Ес­ли в ком­по­зи­ции, ос­но­ван­ной на кон­тра­сте свет­ло­го и тём­но­го, боль­шая тём­ная часть кон­тра­сти­ру­ет с мень­шей свет­лой, то бла­го­да­ря это­му про­ти­во­пос­тав­ле­нию про­из­ве­де­ние мо­жет при­об­ре­сти осо­бо уг­луб­лен­ный смысл. Так, на­при­мер, в кар­ти­не Рем­бранд­та «Муж­чи­на с зо­ло­тым шле­мом» кон­тра­ст­ное со­пос­тав­ле­ние со­всем не­боль­шо­го яр­ко­го пят­на на его пле­че с об­щим объ­ё­мом го­ло­вы муж­чи­ны не­воль­но за­став­ля­ет про­ник­нуть­ся ощу­ще­ни­ем осо­бой зна­чи­тель­но­сти об­раза. В ра­бо­тах Мон­д­риа­на ком­по­зи­ци­он­ные струк­ту­ры из по­лос крас­но­го, жёл­то­го и си­не­го цве­та дер­жат об­щие раз­ме­ры по­ло­тен. А у Брей­ге­ля, в его кар­ти­не «Па­де­ние Ика­ра», кон­тра­ст­ное со­пос­тав­ле­ние си­не-зе­лё­но­ва­то­го-ко­рич­не­во­го ко­ло­ри­та пей­за­жа и вкра­п­лен­ных в не­го не­боль­ших крас­но-оран­же­вых пя­тен ру­ка­ва и во­рот­ни­ка па­ха­ря, вы­пол­ня­ет уже иную роль, обес­пе­чи­вая изо­бра­зи­тель­ную це­ло­ст­ность кар­ти­ны. Со­гла­со­ва­ние раз­ме­ров цве­то­вых пло­ст­ко­стей по мень­шей ме­ре столь же важ­но в ра­бо­те над жи­во­пис­ным про­из­ве­де­ни­ем, сколь и сам вы­бор цве­то­вой гам­мы, по­сколь­ку ка­ж­дая цве­то­вая ком­по­зи­ция долж­на ис­хо­дить и раз­ви­вать­ся из со­от­но­ше­ний цве­то­вых пя­тен ме­ж­ду со­бой. Фор­мы, раз­ме­ры и очер­та­ния цве­то­вых плос­ко­стей долж­ны оп­ре­де­лять­ся ха­рак­те­ром цве­та и его ин­тен­сив­но­стью, а не пред­ре­шать­ся соб­ст­вен­но ри­сун­ком. Со­блю­де­ние это­го пра­ви­ла осо­бен­но важ­но для оп­ре­де­ле­ния цве­то­вых масс. Раз­ме­ры цве­то­вых пя­тен ни в ко­ем слу­чае не мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны с по­мо­щью ли­ней­ных кон­ту­ров, ибо эти раз­ме­ры оп­ре­де­ля­ют­ся лишь ин­тен­сив­но­стью кра­сок, ха­рак­те­ром цве­та, его яр­ко­стью и си­лой воз­дей­ст­вия, ко­то­рая во мно­гом за­ви­сит от кон­тра­ст­но­го со­пос­тав­ле­ния цве­тов. Ес­ли жёл­тое пят­но долж­но вы­де­лять­ся сре­ди свет­лых то­нов, то оно долж­но за­ни­мать зна­чи­тель­но боль­шую пло­щадь, чем в том слу­чае, ко­гда это же пят­но на­хо­дит­ся в ок­ру­же­нии тём­ных то­нов. И здесь дос­та­точ­но не­боль­шо­го жёл­то­го пят­на, по­сколь­ку его яр­кость уси­ли­ва­ет­ся са­мим ок­ру­же­ни­ем.

По­доб­ным же об­ра­зом от­но­ше­ния всех цве­то­вых масс долж­ны вы­страи­вать­ся в со­от­вет­ст­вии с си­лой их воз­дей­ст­вия.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...