Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Форма и цвет



В даль­ней­шем, в раз­де­ле, спе­ци­аль­но по­свя­щён­ном тео­рии цве­то­вой вы­ра­зи­тель­но­сти, я по­пы­та­юсь опи­сать вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти цве­та. Од­на­ко, фор­ма, так­же как и цвет, об­ла­да­ет сво­ей «чув­ст­вен­но-нрав­ст­вен­ной» вы­ра­зи­тель­ной цен­но­стью. В жи­во­пис­ном про­из­ве­де­нии эти вы­ра­зи­тель­ные ка­че­ст­ва фор­мы и цве­та долж­ны дей­ст­во­вать син­хрон­но, то есть фор­ма и цвет долж­ны под­дер­жи­вать друг дру­га. Как для трёх ос­нов­ных цветов — крас­но­го, жёл­то­го и си­не­го, так и для трёх ос­нов­ных форм — квад­ра­та, тре­уголь­ни­ка и кру­га долж­ны быть най­де­ны при­су­щие им вы­ра­зи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

Квад­рат, ос­нов­ной ха­рак­тер ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся дву­мя го­ри­зон­таль­ны­ми и дву­мя вер­ти­каль­ны­ми пе­ре­се­каю­щи­ми­ся ли­ния­ми оди­на­ко­вой дли­ны, сим­во­ли­зи­ру­ет ма­те­рию, тя­жесть и стро­гое ог­ра­ни­че­ние. В Егип­те квад­рат слу­жил ие­рог­ли­фом сло­ва «по­ле». И по­нят­но по­че­му мы чув­ст­ву­ем силь­ное на­пря­же­ние, ес­ли хо­тим за­ста­вить пря­мые сто­ро­ны и пря­мые уг­лы квад­ра­та вы­ра­зить дви­же­ние. Все фор­мы, по­стро­ен­ные на го­ри­зон­та­лях и вер­ти­ка­лях, но­сят ха­рак­тер ук­вад­ра­че­ных форм, вклю­чая сю­да крест, пря­мо­уголь­ник, ме­андр и их про­из­вод­ные. Квад­ра­ту со­от­вет­ст­ву­ет крас­ный цвет как цвет ма­те­рии. Тя­жесть и не­про­зрач­ность крас­но­го цве­та со­гла­су­ет­ся со ста­ти­кой и тя­жё­лой фор­мой квад­ра­та.

Фор­ма тре­уголь­ни­ка воз­ни­ка­ет из трёх пе­ре­се­каю­щих­ся диа­го­на­лей. Его ост­рые уг­лы ка­жут­ся бое­вы­ми и аг­рес­сив­ны­ми. К тре­уголь­ни­ку при­чис­ля­ют­ся все фор­мы диа­го­наль­но­го ха­рак­те­ра, как на­при­мер, ром­бы, тра­пе­ции, зиг­за­ги и их про­из­вод­ные. Треугольник — сим­вол мыс­ли и его не­ве­со­мый ха­рак­тер по­зво­ля­ет срав­ни­вать его в об­лас­ти цве­та со свет­ло-жёл­тым.

Круг — это гео­мет­ри­че­ская фор­ма, ко­то­рая воз­ни­ка­ет при дви­же­нии на по­сто­ян­ном рас­стоя­нии от оп­ре­де­лён­ной точ­ки, рас­по­ло­жен­ной на ка­кой-ни­будь по­верх­но­сти. В про­ти­во­по­лож­ность тя­жё­ло­му, на­пря­жён­но­му чув­ст­ву дви­же­ния, ко­то­рое вы­зы­ва­ет квад­рат, дви­же­ние для кру­га ес­те­ст­вен­но, по­сто­ян­но и соз­да­ёт чув­ст­во от­ды­ха и ос­лаб­ле­ния на­пря­же­ния. Круг — сим­вол по­сто­ян­но под­виж­ной ду­хов­но­сти. В древ­нем Ки­тае пла­ни­ров­ка хра­мов строи­лась на ос­но­ве кру­га, в то вре­мя как дво­рец зем­но­го им­пе­ра­то­ра воз­во­дил­ся на ос­но­ве квад­рат­ных форм. Ас­т­ро­ло­ги­че­ским сим­во­лом солн­ца яв­ля­ет­ся круг сточ­кой в цен­тре. К кру­гу при­чис­ля­ют­ся все изо­гну­тые фор­мы кру­го­об­раз­но­го ха­рак­те­ра, та­кие как эл­липс, овал, вол­но­об­раз­ные фор­мы па­ра­бо­лы и их про­из­вод­ные. Не­пре­рыв­но­му дви­же­нию кру­га в об­лас­ти цве­та со­от­вет­ст­ву­ет си­ний цвет.

В це­лом мож­но ска­зать, что квадрат — это сим­вол не­под­виж­ной ма­те­рии, тре­уголь­ник, из­лу­чаю­щий се­бя во все сто­ро­ны, яв­ля­ет­ся зна­ком мыс­ли, а круг — веч­ное дви­же­ние ду­ха.

Ес­ли для цве­тов вто­ро­го по­ряд­ка по­пы­тать­ся по­дыс­кать со­от­вет­ст­вую­щие им фор­мы, то для оранжевого — это бу­дет тра­пе­ция, для зелёного — сфе­ри­че­ский тре­уголь­ник и для фиолетового — эл­липс (рис. 57). Под­чи­нён­ность оп­ре­де­лён­но­го цве­та со­от­вет­ст­вую­щей ему фор­ме пред­по­ла­га­ет не­кий па­рал­ле­лизм. Там, где цвет и фор­ма со­гла­со­ва­ны в сво­ей вы­ра­зи­тель­но­сти, их воз­дей­ст­вие на зри­те­ля уд­ваи­ва­ет­ся. Кар­ти­на, воз­дей­ст­вие ко­то­рой оп­ре­де­ля­ет­ся глав­ным об­ра­зом цве­том, долж­на под­чи­нять фор­му в её ком­по­зи­ции цве­ту, а кар­ти­на, в ко­то­рой ху­дож­ник при­да­ёт глав­ное зна­че­ние фор­ме, в сво­ём цве­то­вом ре­ше­нии долж­на ид­ти от фор­мы.

Ку­би­сты уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние про­бле­мам фор­мы и по­это­му от­но­си­лись к цве­ту ре­ду­ци­ро­ван­но, умень­шая в сво­их кар­ти­нах ко­ли­че­ст­во ис­поль­зуе­мых ими цве­тов. Экс­прес­сио­ни­сты и фу­ту­ри­сты в рав­ной сте­пе­ни про­яв­ля­ли ин­те­рес и к фор­ме, и к цве­ту. Им­прес­сио­ни­сты и та­ши­сты пред­по­чи­та­ли фор­ме цвет. То, что го­во­ри­лось о субъ­ек­тив­ном от­но­ше­нии к цве­ту, при­ме­ни­мо и к фор­ме. Ка­ж­до­му че­ло­ве­ку в со­от­вет­ст­вии с его кон­сти­ту­ци­ей при­су­ще пред­поч­те­ние оп­ре­де­лен­ным фор­мам. И не­слу­чай­но гра­фо­ло­ги об­стоя­тель­но ис­сле­ду­ют свя­зи ме­ж­ду субъ­ек­тив­ны­ми фор­ма­ми по­чер­ка и лич­но­стью пи­сав­ше­го. Од­на­ко в ру­ко­пис­ном шриф­те мо­гут про­явить се­бя толь­ко не­ко­то­рые субъ­ек­тив­ные фак­то­ры.

В древ­нем Ки­тае вос­хи­ща­лись шриф­та­ми, имев­ши­ми субъ­ек­тив­но ори­ги­наль­ный ха­рак­тер. Но боль­ше все­го це­ни­лись шриф­ты, в ко­то­рых ори­ги­наль­ность и гар­мо­ния бы­ли урав­но­ве­ше­ны.

Ра­бо­ты ту­шью осо­бо по­чи­та­лись. Ли­анг К'аи и дру­гие боль­шие мас­те­ра в ис­кус­ст­ве шриф­та по­шли ещё даль­ше. Ин­те­рес к «ори­ги­наль­но­сти и ин­ди­ви­ду­аль­но­сти сти­ля» ус­ту­пи­ли ме­сто по­ис­ку аб­со­лю­та и ре­ше­нию ка­ж­дой те­мы на ос­но­ве об­ще­дей­ст­вую­щих средств вы­ра­зи­тель­но­сти. Ри­су­нок шриф­та у Ли­анг К'аи на­столь­ко раз­ли­чен, что нуж­ны боль­шие уси­лия, что­бы оп­ре­де­лить его ав­тор­ст­во. Субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер фор­мы пре­одо­ле­вал­ся им во имя их выс­шей объ­ек­тив­ной прав­ди­во­сти. В ис­кус­ст­ве жи­во­пи­си име­ет­ся мно­же­ст­во объ­ек­тив­но обу­слов­лен­ных воз­мож­но­стей. Они от­кры­ва­ют­ся и в по­строе­нии про­стран­ст­ва, и в рас­пре­де­ле­нии ак­цен­тов, и в сво­бод­ном вы­бо­ре форм и по­верх­но­стей с их ко­ло­ри­том и тек­сту­рой.

В ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си к объ­ек­тив­но­сти в цве­те и фор­ме стре­мил­ся Мат­ти­ас Грю­не­вальд. В то вре­мя как Кон­рад Витц и Эль Гре­ко бы­ли чрез­вы­чай­но объ­ек­тив­ны, пре­ж­де все­го, в ко­ло­ри­те, но пре­дель­но субъ­ек­тив­ны в пе­ре­да­че форм. Жорж де ла Тур субъ­ек­тив­но ра­бо­тал и с цве­том, и с фор­мой, так же как и Ван Гог, пред­по­чи­тав­ший фор­маль­ную и цве­то­вую субъ­ек­тив­ность.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...