Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Место онтологии в структуре философского знания



Онтологию — учение о бытии — уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что при­суще всему миру. Сам термин «бытие» означает «быть», «существовать», «пребывать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, которые фиксирует человек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность. Факт существования всего единичного является эмпири­ческим обобщением, от которого мышление отталкивается в своем движении к познанию сущего.

Категория бытия в самом широком смысле есть поня­тие о всеохватывающей реальности, предельно общее по­нятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предме­тов и явлений. Уже древние философы осознавали суще­ствование двухрядов явлений в самой реальности: это вещи, процессы, предметы и представления о них в голове человека, т. е. различали саму вещь и идею вещи.

Разделение бытия на две сферы — материальное и иде­альное — связано с осознанием различия между объектив­ным бытием и субъективным б ытием. Главный отличи­тельный признак объективного бытия -— существование вне и независимо от сознания человека. Субъективное бытие означает существование внутри человека. Специ­фика каждого рода бытия была зафиксирована соответ­ственно в понятиях «материя» и «сознание». При помощи этих понятий фиксируют различие в самом бытии. Бытие же как предельно общее понятие охватывает и материаль­ное, и духовное, ибо для человека существуют и внешние тела, и его мысли.

Противоположностью категории «бытие» является ка­тегория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкрет­ные материальные и духовные образования имеют начало и конец в своем существовании. За пределами границ сво­его бытия, как до возникновения, так и после прекраще­ния своего существования эти образования не обладают качественной формой, т. е. определенностью своего бытия. Единичные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается.

Это свидетельствует о том, что понятие «небытие» но­сит относительный характер: относительно какой-либо ка­чественной формы бытия, из которой конкретное образова­ние произошло или в которое оно превратилось после сво­его уничтожения. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в дру­гую заключается диалектика бытия, становление.

Осознав бытие как предельно общую абстракцию, ко­торая объединяет по признаку существования самые раз­личные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия.

Бытие природы — природные неорганические и орга­нические формы.

Бытие человека как уникального существа, органическо­го единства природного и социального, телесного и ду­ховного.

Бытие общества как мир духовно-практической дея­тельности людей и их отношений.

Бытие духовного как особого рода реальности — норм, ценностей, идеалов и т. п., составляющих духовную культуру общества.

Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем многообразные формы бы­тия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодей­ствию различных форм бытия складывается единый и про­тиворечивый, но целостный мир.

Разделив бытие на две сферы — материальную и ду­ховную, осознав различие форм существования мира, че­ловек ставит вопрос об их единстве. Стремление теоре­тической философии к целостному познанию мира, в ко­тором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, со­ставляет специфику собственно философского мышления.

Таким образом, бытие как философская категория ха­рактеризует отношение «человек — мир», в котором фикси­руется, во-первых, фундаментальное деление мира на мате­риальное и идеальное, а во-вторых, их единство в существо­вании самого человека.

Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...