Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Два принципиально разных подхода к интерпретации пространства и времени можно назвать объективистским и субъективистским. Первый из них считает пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека, а второй рассматривает пространство и время как внутренние способности человеческого сознания.
Первой исторической версией субъективистской концепции времени были идеи Августина Блаженного, одного из Отцов Церкви V в. н. э. Он считал, что время — это человеческий способ обозначения изменения и потому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является философия И. Канта. Пространство и время у Канта являются формами чувственной познавательной способности человека и не существуют независимо от него. От Беркли к Маху идет линия доводов, согласно которым пространство и время — это формы упорядоченных рядов ощущений. Сточки зрения махизма, пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещей.
Объективистский способ интерпретации пространства и времени также имеет длительную историю. Первой формой объективистской парадигмы была так называемая субстанциональная концепция пространства п времени. Она трактует их как самостоятельные сущности, не зависящие ни от материи, ни друг от друга. Родоначальниками этой концепции можно назвать Демокрита (470/460-380/370 до н. э.) и Платона. Демокрит ввел представление о пустоте как вместилище атомов. Пространство и есть пустота, оно объективно, однородно, бесконечно. Время — чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время — это вместилище событий. Свой окончательный вид субстанциональная концепция принимает в Новое время. Ее основами стали механика Ньютона и онтологические представления философов XVII в. Теперь пространство — это пустое вместилище для вещества, материи, оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время — совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции время и пространство рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга и от характера протекающих в них материальных процессов.
Другое понимание пространства было сформулировано сначала Аристотелем. Он отрицал существование пустоты как таковой. Пространство, по Аристотелю, — это система естественных мест, занимаемых материальными телами. Позднее концепция, соответствующая представлениям Аристотеля, стала развиваться Г. Лейбницем (1646-1716) и Р. Декартом. Эту концепцию принято называть реляционной (лат. — отношение).
Исторически сложилось так, что на протяжении XVII— XVIII вв. доминировала субстанциональная концепция. В области опыта, в макромире — основной среде обитания человека трудно заметить прямую связь между пространством, временем и движущимся материальным объектом. Поэтому субстанциональная концепция представлялась вполне очевидной, а значит, истинной. Однако уже Г. Гегель энергично выступил против нее. Он писал: «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным, оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения. Не во времени все возникает, происходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прохождение».
К началу XX в. стали складываться естественно-научные представления в пользу реляционной концепции. Достаточно назвать результаты Н. И. Лобачевского ( 1792— 1856) и А. Эйнштейна ( 1879-1955). Так общая теория относительности нанесла непоправимый урон и субстанциональной концепции, и субъективистской парадигме в трактовке сущности пространства и времени. Теория относительности показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.
Разъясняя свою теорию, Эйнштейн писал: «Раньше считали, что если бы каким-нибудь чудом все материальные веши исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».
С точки зрения современного естествознания и современной материалистической философии, объективная реальность представляет собой неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия разных видов вещества и поля. Теперь принято говорить о некоем едином пространственно-временном континууме. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материи. В качестве основных свойств пространства и времени можно назвать бесконечность и неисчерпаемость, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. К метрическим свойствам относят протяженность и длительность, к топологическим — непрерывность и изотропность (равномерность во всех направлениях).
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!