Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская концепция сознания



Проблема сознаний находится в центре внимания как философии, так и специальных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека, Это одна из «вечных» фило­софских проблем, До сих пор в ней много неясного. Она была и остается предметом спора между материалистами и идеалистами.

Материализм понимает сознание как свойство особым образом организованной материи (человеческого мозга) субъективно отражать объективный мир в идеальных об­разах и на этой основе регулировать деятельность чело века.

Сознание – духовная форма деятельности. Первона­чально производство идей, представлений было вплетено в материальную деятельность и общение людей, В даль­нейшем происходит отделение духовного от материально­го, производство идей становится относительно самостоя­тельным.

Сознание является жизненно необходимым условием практической деятельности человека. В нем отражается и о смысливается как объективная, так и субъективная реаль­ность, Оно возникает,функционирует и развивается в про­цессе взаимодействия человека с окружающим его миром и на основе его чувственно-предметней деятельности, об­щественно-исторической практики,

Сознание обладает таким свойством, которого не на­блюдается у предметов объективного мира, Этим свойством является идеальный характер его образов, Познавательный образ и отраженный в нем предмет, с одной стороны, еди­ны, ибо образ есть копия предмета, с другой – пр отивопо­ложны, ибо одно по отношению к другому выступает как идеальное по отношению к материальному, Познаватель­ный образ как отражение не является его материальной копией. Образ не обладает свойствами, присущими мате­риальным телам.

Познавательный образ нельзя рассматривать как осо­бую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и независимо от него. Здесь нет двух предметов - идеаль­ного и материального. Сознание создает лишь образ мате­риального предмета.

Идеальное - отражение действительности в формах мыслительной деятельности человека, его сознания и воли. Оно не существует отдельно, но его можно выделить как некоторую чистую форму,

Отражение является свойством объектов как неживой, так и живой природы. Анализ этого свойства показывает, что длительный путь эволюции досоциального отражения завершился оформлением головного мозга с его безгранич­ным потенциалом возможностей. Головной мозг представ­ляет собой наивысший уровень структурно организованно­го бытия в мире. Мозгсоставляет основание психических процессов. С помощью мозга и на его основе формируется сознание и осуществляется духовная жизнь человека, скла­дывается его отношение к миру.

Развитый мозг, специализация его подсистем, наличие двух сигнальных систем, единство естественной и искусст­венной природы задают условия становления и развития сознания человека.

Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректиров­ка программы действий, равно как и изменение способа и средств ее обеспечения, — все это коренным образом отли­чает психику человека от психики животного, свидетель­ствует о том, что мы имеем дело с новым качеством пси­хики.

Вместе с тем в психике человека и животного есть много общего: чувствительность к внешней среде; способ­ность интегрировать воздействующие свойства в единый целостный образ. И человеку, и животному присущи на­выки рассудочной деятельности, и отличие заключается лишь в мере совершенства этих навыков.

Тем не менее сознание — это новое качество отраже­ния, которое имеет свои особые характеристики.

Сознание универсально. Будучи высшей формой от­ражения, сознание способно адекватно отразить лю­бые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролирует­ся сознанием.

Сознание является основой творческой деятельности. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения.

Сознание опосредовано языком, что позволяет ориен­тироваться на чужой эмпирический опыт, а при необ­ходимости подключать предшествующий опыт челове­чества.

Сознание социализировано. Его возможности форми­руются и изменяются под влиянием развития общества в целом.

Сознание индивидуально и, следовательно, уникально. Уже на уровне отражения в каждом отдельном слу­чае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию.

Изучение сознания включает в себя рассмотрение его собственной частисамосознания.

Самосознание направлено «вовнутрь», субъект делает объектом познания само­го себя. Формирование самосознания явилось принципи­альным шагом в процессе эволюции человека. Посредством самосознания человек выделяет себя из окружающей сре­ды и самоидентифицирует себя как личность. Самосозна­ние есть мера развития личности.

Сознание позволяет че­ловеку контролировать свою практическую деятельность, а самосознание держит под контролем деятельность само­го сознания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...