Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии, как вместе взятые, так и по отдельности. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников 3. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению психоанализа. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение 3. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений егосексуального инстинкта.
Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками. Среди них наиболее известным стал А.Адлер, который разработал собственную теорию, названную им «индивидуальной психологией». В основе его понимания психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порожденного каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное стремле ние к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцентировал роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влечений — основы человеческого характера. «Индивидуальная психология» Адлера получила наибольшее распространение в 20—30-е годы, особенно в США. В повседневный обиход вошел изобретенный им термин «комплекс неполноценности».
В отличие от Адлера, К. Г. Юнг не был учеником Фрейда и лишь на короткое время сблизился с ним. После их разрыва в 1913 г. Юнг также подверг критике Фрейдову теорию либидо и разработал собственное учение, названное им «аналитической психологией». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Юнгианство имело наиболее сильные позиции в Швейцарии и Англии, было представлено в США. Он был связан с учением об архетипах коллективного бессознательного, под которыми Юнг понимал несознаваемые эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в своего рода «коллективной памяти», которые образуют глубинный слой личности. Архетипы находят свое символическое выражение в мифах, образах и сюжетах искусства.
Возникший в 30—40-е годы в США неофрейдизм в медицине и психологии укоренился незначительно. Влияние неофрейдизма во многом обязано огромной популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления. Другими представителями неофрейдизма являются Г. Салливан и К. Хорни. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям и приверженность идее бессознательной мотивации поведения), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации с позиции «культурного» подхода. Всякая психопатология, по их мнению, относительна и специфична для данной культуры. Существует общий фактор, создающий для нее предпосылку,— это невротическийтип характера. Фромм и Хорни описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты Фундаментальный тезис работы Фромма «Иметь или быть?» (о душевно здоровом обществе) — разграничение между обладанием и бытием. Фромм призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
23. Философия «существования». «Онтология» экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
Попытку проникнуть в субъективный мир человека продолжили и экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.), для которых человек — его экзистенция, бытие, могущее быть. Человек для экзистенциалистов, например Мартина Хайдеггера, — это «существо, которое в состоянии поставить вопрос о бытии». Человек как существо, вопрошающее о смысле бытия, не может быть редуцирован к чистому объекту. Хайдеггер пишет: «Только человек существует. Скала есть, но она не существует. Дерево есть, но оно не существует. Лошадь есть, но она не существует. Ангел есть, но он не существует. Бог есть, но он не существует». Тем самым существование — это исключительно человеческое существование. Основной его признак — переживание человеком своего собственного бытия. Есть подлинное и неподлинное существование, экзистенция — именно подлинное существование. Подлинность отличается осознанием временности человека, учитывающим страх смерти, возможность не быть. Только существование, осознающее свою временность, является подлинным. Такая постановка вопроса способствовала проблематизации «заботы», «страха» и других форм «бытия-в-мире».
Если для неопозитивиста философия — это деятельность по нахождению значений терминов, то для экзистенциалиста Карла Ясперса «поиск истины, а не обладание истиной является сущностью философии». Отсюда открытость бытия, принципиальная значимость новых вопросов, касающихся его смысла и сути. При этом экзистенциализм рассматривает философию как «преодоление мира и аналог спасения». Философия сродни вере, но это не религиозная вера, а вера в интеллектуальном измерении. Философия помогает осознать суть происходящего и тем самым не только дает надежду, как это делает вера, но и способствует рационализации этой веры.
Как направление философской мысли экзистенциализм возник в Европе в 1920-х гг. Идейными источниками его принято считать воззрения датского религиозного философа XIX в. С. Кьеркегора, основные идеи феноменологии, философии жизни (Ф. Ницше и др.) и школы философской антропологии. Различают религиозную версиюэкзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистическую версию (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Общим для всех экзистенциалистов является трактовка сущности человека как экзистенции, особого вида бытия — «здесь-бытия», «для-себя-бытия». Индивидуальное существование первично не только по отношению к общественной, социальной реальности, но и по отношению к сущности самой личности. Сначала человек рождается и живет в мире не по своей воле, а по законам, которых не устанавливал, и только в процессе своего существования обретает, создает свою сущность. При этом подлинность человеческой экзистенции феноменологически обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, а в пограничных ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти.
Проблема личности и общества — сквозная тема в философии экзистенциализма. Человек заброшен в историю и не должен искать в ней свое предназначение или оправдание.
Человек — как единственный творец ценностей — свободен. Эта абсолютная свобода выбора приводит к противопоставлению личности и общества.Человек — как смертное существо — всегда охвачен страхом. Лишенный какой-либо опоры, он понимает, что одинок, что все связи и отношения в обществе иллюзорны и лишены смысла.
24. Философия позитивизма: этапы развития.
Этапы позитивизма:
1) 30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма Конта и его последователей Милля и Спенсера;
2) 70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпирио-критиков;
3) Деятельность Венского кружка в 20 гг. XX в.: Шлик, Карнап, Витгенштейн, Нейрат. В 30-40 гг. XX в. - объединение членов кружка с родственными группами в Англии, США. Возник неопозитивизм;
4) 50-70 гг. XX в. на основе критики прежних позитивистских концепций - постпозитивиз. Поппер.
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем э того направления является Огюст Конт (1798-1857), в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин.
Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.
Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации. Назначение позитивизма: «соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».
Позитивизм Конта. Основной исторический закон: закон трех стадий. Каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, илиабстрактное; состояние научное, илиположительное. Человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканийтри метода: сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный.
Д. Дьюи (1859-1952) продолжает расширение содержания понятия «опыт».
Опыт - история, обращенная в будущее. Рефлексивное мышление - вид исследовательской деятельности - стремится внести ясность, устойчивость, гармонию в опыт.
Здравый смысл, религии и науки, философские системы - устойчивые социальные формы, предназначенные для выполнения этой функции.
Наше мышление - средство приспособления к среде.
Идеи - функции реальных проблем, проекты действия, инструменты, обеспечивающие наше существование.
Религия и метафизика являются продуктами фантазии, возникающими в неблагоприятных для жизни условиях.
Мерило истинности теории - ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Не существует абсолютных ценностей. Все они носят жизненный и ситуативный характер.
Начиная с 1970-х гг. прагматизм полностью вытеснен постпозитивизмом.
24(2). Философия позитивизма: этапы развития.
Классический позитивизм. Основные идеи позитивизма были сформулированы в первой половине XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798-1875). Он резко выступал против умозрительной философии, которая не имеет связи с научным знанием. Философия, по его мнению, должна заниматься обобщением результатов конкретно-научного познания природы, человека и общества. Такое знание в те годы было принято называть позитивным (положительным). Отсюда проистекало и название такой философии — позитивизм.
Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Конт попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. На второй стадии (метафизической) объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. С этого времени в интеллектуальной жизни общества начинает доминировать закон подчинения воображения наблюдению.
Согласно этому закону к научному знанию относится только то, что может быть подтверждено наблюдениями. Поскольку наблюдать можно лишь то, что дается нашим чувствам, то научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Образцом науки объявляется естествознание, методы и приемы которого Конт предлагает перенести на общественные и гуманитарные науки. Он стремится построить «позитивную» науку об обществе — социологию, которая была бы чем-то вроде «социальной физики».
Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме (критика опыта). Возникновение этой формы позитивизма связано с работами австрийского физика Эрнста Маха (1833-1916) и швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843-1896).
Представители эмпириокритицизма предлагали построить не синтетическую систему, обобщающую выводы частных наук, а создать теорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на объект и субъект. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины, о том, что все научные истины — относительны, в науке господствует релятивизм. С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировало исчезновение материи. В действительности исчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней. Но это становится понятным только при учете соотношения абсолютной и относительной истины.
В их работах речь идет о критике научного опыта, прежде всего опыта физики. Открытие сложной структуры вещества привело к тому, что трудно было указать, из чего же состоит природа. Эмпириокритики пытаются дать философский анализ кризиса естествознания и найти путь выхода из него. Критика опыта, по их мнению, должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.
Мах предлагал исходить из принципа «экономии мышления», считая экономию мышления основной характеристикой познания. Данные ощущений объяснить нельзя, так как невозможно сказать, что лежит за ними, поэтому их нужно просто описать. Объяснительная часть в развитой науке излишня, поэтому с целью экономии мышления она должна быть удалена.
Неопозитивизм (логический позитивизм). Эта форма позитивизма сложилась в 20-х гг. XX в. Его представители М. Шлик, Р. Карнап и другие считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и редуцировать ее до уровня логического анализа языка науки.
Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в дезориентирующем воздействии языка на мысль и считают, что она должна быть коренным образом переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.
В работах неопозитивистов речь идет о раскрытии эвристических возможностей логики при исследовании объектов, лишенных наглядностио логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и о верификации (проверке, обосновании истинности) последнего.Положения, не подлежащие верификации на уровне чувственного опыта, объявляются несостоятельными или лишенными смысла. Ставятся под сомнение общие философские утверждения об объективной реальности ввиду неверифицируемости понятия «объективная реальность», а также обоснованность общих законов теоретического естествознания.
В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и других складывается постпозитивизм как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизмлогического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способа проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного. Посредством опровержения устанавливается ложность гипотезы или теории. Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс, в котором постоянно создаются новые теории, обреченные на то, чтобы быть опровергнутыми и замененными другими новыми теориями.
Т. Кун представил историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Механизм развития науки он рассматривает в качестве целостного единства «нормальной науки» и научных революций. Он вводит понятие научной парадигмы, под которой понимает совокупность теорий, убеждений, ценностей, технических средств решения,характерную для членов данного научного сообщества и используемую в качестве образца для постановки и решения проблем.
Характерными чертами его представления о функционировании научного знания являются следующие:
а) процесс формирования парадигм тесно связывается с определенными социальными и культурными условиями;
б) отвергается существование теоретически нейтрального языка наблюдений и утверждается зависимость описания мира от господствующей парадигмы;
в) отрицается объективность истины — на том основании, что только господствующая в данное время теория определяет достоверность фактов;
г) отрицается преемственность в науке, поскольку знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!