Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система гегелевского идеализма



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — крупнейший немецкий философ. Главной целью Гегеля было создание всеобъемлющей философской системы, которая охватыва­ла бы собой все главные сферы проявления человеческого духа — от области умозрительной философии и логики до философии истории и права. Эту задачу он выполнил, ока­завшись едва ли не одним из последних «энциклопедис­тов».

Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к после­дней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логи­ка представляет исходную и важнейшую части всей геге­левской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего ми­рового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объек­тивное, безличное, идеальное начало, выступающее осно­вой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что суще­ствует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Гегель исходит из идеалистического принципа тожде­ства мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.

Если Кант разделяет сферы природы и духа, то Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного нача­ла — абсолютного понятия. Он переосмысливает природу понятия. Понятие — не субъективное образование, а абсо­лютное тождество субъекта и объекта.

Всякое развитие протекает по следующей схеме:

утверждение (тезис);

отрицание этого утверждения (антитезис);

отрицание отрицания (синтез).

Но в синтезе не уничтожаются полностью тезис и ан­титезис, а происходит сохранение тезиса в новом гармо­ническом единстве, возникает новое качественное состоя­ние.

Каждое понятие, а следовательно, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни проходит этот трой­ственный цикл развития до высшего единства.

Гениальное достижение Гегеля — представление о том, что источник всякого развития — саморазвитие. Самораз­витие понятий, следовательно, диалектика понятий опре­деляет собой диалектику вещей. Гегель стал на голову выше своих современников, не понимавших внутреннего процес­са развития, искавших причины развития вне самой дей­ствительности. Гегель резко выступает против метафизи­ческого взгляда на мир: в мире нет ничего застывшего, неизменного; отрицание первотолчка.

Философия духа — это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Философия духа имеет своим пред­метом учение о человеческом сознании, а также о различ­ных видах человеческой деятельности. Она подразделя­ется на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе — это ха­рактеристика индивидуального сознания, которое выступа­ет в тесной связи с духовным развитием человечества.

В учении об объективном духе Гегель излагает свои воз­зрения на общественную жизнь человека, рассматривая та­кие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу.

Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий. Исходя из своей концепции о раз­вертывании абсолютной идеи, Гегель называет это «хит­ростью мирового разума», который пользуется индивиду­альными интересами для достижения собственных целей.

Новизна гегелевской мысли заключалась главным об­разом в:

• представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а следователь­но, и аналогичном характере всех его воплощений: при­роды, истории, искусства, науки, религии, самого ин­дивида;

усмотрении в движении духа явно выраженной диалек­тики и разработке на этой основе системы диалекти­ческих принципов и категорий;

последовательномпроведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческо­го знания.

Заслуга Гегеля состоит в историческом возрождении ди­алектики как метода мышления и познания. Этот метод по­зволил представить развитие человеческой мысли как за­кономерный процесс и увидеть в развитии идей развитие вещей.

19. Маркс и немецкая классическая философия: проблема деятельности.

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия представляет собой грандиозную попытку преодолеть неудачи эпохи Просве­щения. В чем же состояли философские неудачи эпохи Просвещения? Оказалась, что, опираясь только на разум, можно вывести и существование Бога, и его отрицание, можно доказать наличие души и ее отсутствие. А те, кто был настроен против метафизики, кто отрицал возмож­ность внеопытного познания, отрицали и всякую возмож­ность знать, существует ли материальный мир за нашими ощущениями. Таким образом, терялся сам предмет рас­смотрения, материальный мир как предмет познания. Стало ясно, что опора на опыт, с одной стороны, и опора на разум, с другой стороны, выливаются в невозможность дать ответы на последние, мировоззренческие вопросы фи­лософии. И немецкая классическая философия явилась попыткой по-новому обосновать веру в могущество разума. Основоположник немецкой классической философии И. Кант в своей работе «Критика чистого разума» различает мир явлений (или феноменов) и мир вещей в себе (или ноуменов). Первый мир дан нам в опыте и поэтому научно познаваем, мир вещей в себе — только мыслимый, а пото­му не познаваем. Такие метафизические сущности, как душа, свобода, Бог, не могут быть познаны, так как они не даны нам в опыте. Вещи в себе мыслимы, но доказать реальность их существования нельзя. Система, созданная Кантом, носит название трансцендентального идеализма. В чем состоит коперниковский переворот, который Кант сделал в философии? Так же, как Коперник представил движущимися не звезды, а позицию наблюдателя, так и Кант утверждал, что не субъект вращается вокруг объекта познания, а наоборот — объект вокруг субъекта. Независи­мо от субъекта, вне его предмет существует как непознава­емая вещь в себе, и только наше сознание придает предмету ту форму, в которой он может познаваться.

И. Фихте (1762—1814) полностью принимал философию Канта, но лишь с одной поправкой: он отказывался от понятия «вещи в себе», считая его материалистическим остатком. Он строил субъективную идеалистическую сис­тему. Задача Фихте — вывести весь мир, т. е. все не-Я из субъективной деятельности Я. Свою философию Фихте называл «наукоучением» и ставил перед ней две задачи: в области теоретическойобосновывать все частные науки, а в области практическойопределить цели человеческой жизни.

Вопрос о творческих способностях разума развивался в философии откровения Ф. Шеллинга (1775—1854). Он ука­зывал, что, помимо рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные ме­тоды. Вместе с тем натурфилософия Шеллинга имеет до­статочно выраженную материалистическую тенденцию. Особенности натурфилософии состоят в следующем: во-первых, идея развития пронизывает всю природу — от не­органической формы до человека и его сознания; во-вто­рых, полярность или противоречие понимаются как источ­ник активности и развития всего сущего; в-третьих, по Шеллингу, природа целостна и едина, в природе нет ни­чего отдельного от другого. Вообще, вся природа — это живое целое, «всеорганизм », а неживая природа — это толь­ко недоразвитый организм или оцепеневшая жизнь. Такое представление в корне противоречит механицизму Нового времени. Природа как великий организм — вот то новое, что Шеллинг привносит в философское осмысление при­роды.

Г. Гегель — наиболее яркий представитель немецкой классической философии. В его творчестве органично связаны система абсолютного идеализма и диалектический метод. Главная идея онтологии Гегеляотождествление бытия и мышления. Бытие и мышление суть Абсолютная идея. Абсолютная идея — это единственная подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, об­ладающая самосознанием и способностью творить. Клю­чевым понятием онтологии Гегеля является понятие от­чуждения. Абсолютная идея отчуждает себя в виде приро­ды, человека; затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, она возвращается к самой себе,познаёт себя. Диалектика, по Гегелю, — это основополага­ющий закон развития и существования Абсолютной идеи и окружающего мира как ее инобытия. Развитие имеет три характерные особенности: во-первых, причиной развития является единство и борьба противоположностей; во-вто­рых, развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные; в-третьих, путь развития имеет форму спирали, поскольку каждая новая стадия развития есть отрицание предшествующей, но на новом уровне. Развитие происходиттриадами. Так, существует тезис, всегда находится антитезис, а в результате взаимодействия двух противоположностей происходит синтез, результат которого в свою очередь становится новым тезисом. Так путем триад происходит развитие всего бытия, которое од­новременно есть и мышление. Позднее Ф. Энгельс дал трем законам диалектики такие названия: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон перехода количе­ственных изменений в качественные» и «закон отрицания отрицания».

Диалектика как метод познающего мышления — вели­чайшее достижение немецкого классического идеализма. Термин «диалектика» имеет свою историю.

Платон пони­мал под диалектикой диалог как логическую операцию.

Аристотель называл диалектикой выводы, которые осно­вываются на вероятных предпосылках.

Кант делил свою трансцендентальную логику на аналитику и диалектику, и диалектика, по Канту, занималась разоблачением иллю­зий разума, возникающих при попытках познать вещь в себе. По Канту, трансцендентальная диалектика является учением о противоречиях разума, имеющих объективный характер и сигнализирующих о непознаваемости изучаемо­го объекта.

В своем понимании Гегель фактически синтезирует достижения своих предшественников, осмысливает диалектику как универсальный метод познания сущего.

Л. Фейербах (1804—1872) был непосредственным уче­ником Гегеля, затем стал его критиком, перешел на ате­истические и материалистические позиции. По мнению Фейербаха, если проанализировать христианское понима­ние Бога, то оказывается, что характеристики, которыми наделяется Бог, в действительности являются характерис­тиками человеческого рода. Духовная сущность человека отчуждается, обособляется от человека. Фейербах призы­вает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает но­вый гуманизм. Философия будущего преодолеет свою нынешнюю роль спекулятивной философии и станет ис­тинной антропологией, всесторонним учением о челове­ке, о его теоретическом и практическом отношении к миру. Воззрения Фейербаха позже были названы философско-антропологическим материализмом и своего рода атеизмом.

По отношению к философской концепции Карла Маркса (1818-188.3) и Фридриха Энгельса (1820-1895) необходи­мо восстановить историческую справедливость. Это связано в первую очередь с тем, что фундаментом советской идео­логии, плоды которой испытали на себе несколько поколе­ний людей, была марксистско-ленинская философия.

Но, во-первых, надо иметь в виду, что концепция, со­зданная Марксом, и официальный марксизмне тож­дественны друг другу А во-вторых, необходимо различать идеи и их воплощение. Идеями нужно уметь пользовать­ся. Они способны оборачиваться собственной противо­положностью в руках тех, кто не готов к их восприятию ни нравственно, ни культурно.

Сегодня требуется объективный анализ марксистской философии как исторически закономерного этапа развития человеческой мысли, как ответа на определенные запросы общественной практики. В своей концепции исторического процесса Маркс органично связал философию с политиче­ской экономией.

Развитый промышленный капитализм в середине XIX в. потребовал создания научной теории управления обще­ством. Маркс и Энгельс на основе философского метода Гегеля, изучения колоссального статистического материала создали такую теорию — политическую экономию. Многие элементы марксизма до сих пор используются в управле­нии производством. Хотя, конечно, для капитализма XX в. они существенно устарели, особенно в той части, где гово рится о непременном выжимании прибавочной стоимости из рабочей силы, а также о бессилии рабочего изменить это обстоятельство. Главная же ошибка Маркса заключается в недооценке им способности капиталистического общества к самоизменению.

Кроме того, Маркс-философ пришел в противоречие с Марксом-идеологом. Одна из главных идей Маркса заклю­чалась в том, что философия должна иметь своей целью изменение мира. Но он предлагал изменить мир насиль­ственными методами (социалистическая революция, дик­татура пролетариата).

Такое представление о необходимости революцион­ного взрыва при переходе от одного общественного строя к другому тоже не случайно. Во-первых, не вполне пре­одоленные недостатки философской школы, из которой вышли Маркс и Энгельс (гегелевский универсализм, однолинейность и телеологизм), привели их на такие по­зиции. Во-вторых, не могло не сказаться и общее для того времени состояние теоретической мысли: невыработаиность вариативных, вероятностных подходов к изу­чению как природы, так и общества.

Энгельс уже после смерти Маркса, вдумываясь в уро­ки истории XIX в., делал важные выводы: будущую побе­ду пролетариата он связывал не столько с вооруженным восстанием, сколько с мирными, втом числе и парламент­скими, формами борьбы.

Центральное место в философии марксизма занимает исторический материализмматериалистическое пони­мание истории, суть которого заключается в следующих идеях: идея закономерности исторического процесса; идея зависимости общественного сознания от общественного бы­тия; идея определяющей роли материального производства в существовании и развитии общества.

Маркс в переплетении общественных отношений вы­делил отношения, которые, как он полагал, складываются прежде, чем проходят через человеческую голову, — произ­водственные отношения (т. е. отношения, которые склады­ваются в процессе производства по поводу собственности и распределения). В марксистской теории они рассматрива­ются как базис общества, который определяет все осталь­ные сферы человеческой жизни (политическую, правовую, нравственную, эстетическую, религиозную, философскую), образующую надстройку над ним.

Маркс и Энгельс при этом подчеркивали, что произ­водственные отношения лишь в конечном счете являются определяющими в производстве и воспроизводстве обще­ственной жизни, что надстройка является во многом само­стоятельным компонентом общественной жизни, активно влияющим на базис общества. Однако выдвинутый ими принцип зависимости общественного сознания от общест­венного бытия не дает достаточно ясного представления о соотношении материального и духовного в обществе. Однолинейность и схематичность их концепции исторического материализма привели к появлению «марксистов» (в том числе и в России), примитивно толкующих и вульгарно излагающих идеи своего кумира, и прежде всего в вопросе о том, что «экономический» момент является будто бы единственной детерминантой (признание) исторического процесса.

Безусловная сила социально-философской концеп­ции Маркса заключалась в том, что она упорядочила мировую историю. А слабость — в том, что она неоправ­данно универсализировала современные ей формы исто­рического движения, без достаточных оснований распро­странив их на будущее.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества, фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумева­ет совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.

20. Становление неклассического типа философствования: волюнтаризм А. Шопенгауэра, христианский предъэкзистенциализм С. Къеркегора.

Иррациональная «философия воли» А. Шопенгауэра (1788—1860) гласит: разум вовсе не самостоятелен, но лишь обслуживает побуждения иррациональной воли.

Воля — это порыв, существующий и в природе, и в человеческой душе, и в обществе. Воля к выживанию безосновна и беспри­чинна. Бесцельная потребность жизни порождает все яв­ления и процессы в мире. И есливоля, как основа мира, не разумна, то и мир, по сути дела, не разумен. История лишена всякого смысла, время враждебно человеку, оно безжалостно. С помощью религии и концепции бессмерт­ной души человек пытается победить время, но это иллю­зия. В целом жизнь людей — это безнадежное длительное угасание. Человек может прожитьдостойно, только иско­ренив в себе все аффекты,вызванные волей. Шопенгауэр ссылается на понятие нирваны, зовущей к отрицанию ил­люзорного мира,одно из важнейших понятий древнеин­дийской философии. Таким образом, Шопенгауэр прихо­дит к отрицанию морального прогресса и возможности построения разумного государства.

Философия Артура Шопенгауэра исходит из первичности воли и вторичности всех остальных проявлений человека. «Я мыслю...» Декарта он перефразировал на «Я желаю, я хочу, следовательно, существую».

Желание — первичнее и фундаментальнее, чем мышление и тем более доброта или сострадание. Воля всеобща, универсальна для всего живого. Именно воля воплощается в силе и двигает миром. Воля не только универсальна, но и бессмертна. Она единственная реальность, не нуждающаяся в более прочном фундаменте, поскольку волею все движется и она — ключ к объяснению всего происходящего. Согласно Шопенгауэру, «воля — сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, — такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля самодостаточна. С ее помощью можно все объяснить, но ее саму нельзя понять, разумно постигнуть. Вот почему наука беспомощна в объяснении тех процессов, которые происходят в природе и обществе. С этих позиций Шопенгауэр критиковал предшествующие философские концепции, особенно Гегеля, называя его «великим бумагомарателем», который ищет в потоке человеческих страстей некие закономерности.

Датский философ С. Кьеркегор считал, что наука, рациональное знание не могут объяснить природу и сущность человека. В лучшем случае можно охарактеризовать его существование, но это следует делать и возможно сделать лишь на иррационано-чувственном уровне.Существование — это постоянное изменение отдельного человека во времени, выражающееся не в понятиях, а в чувствах, переживаниях. Человек ощущает свое существование не всегда, а лишь в момент выбора, в ситуации «или — или » (так назвал философ одну из своих работ). Кьеркегор выделял три уровня существования.Первый уровеньэстетический. На этом уровне человек погружен в чувства. Символ этого уровня — Дон Жуан, стремящийся все испытать и всем насладиться. Однако это стремление заканчивается в конечном счете разочарованием. Второй уровеньэтический. Здесь господствует долг. Человек добровольно подчиняется нравственному долгу. СимволСократ, выпивший яд по приговору неправедного суда. На этом уровне человек полностью зависим от внешнего мира. Третий уровеньрелигиозный. Человек здесь не подчинен внешнему воздействию, он поднимается выше морали, становится абсолютно свободным. СимволАвраам, мечущийся в выборе между требованием Бога убить сына и отцовским чувством. Именно в подобном выборе, считал Кьеркегор, заключено подлинное существование (экзистенция), характеризующая сущность человека.

21. Философия «жизни»: Ницше и Бергсон.

«Философия жизни» идейно следует за воззрениями Шопенгауэра («философия жизни»), возникает преиму­щественно в Германии в последней трети XIX в. К основ­ным представителям этого направления относятся Ф. Ниц­ше, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон и др. Смысло­вым центром этого направления становится понятие «жизнь». Жизньпервичная и фундаментальная реаль­ность, предшествующая разделению на субъект и объект, на материю и дух, на бытие и сознание. Жизнь иррацио­нальна в своей основе, она познаётся лишь интуитивно, образно-символически. Жизнь как живой поток не может быть познана рационально, в рамках традиционной фило­софской рациональности. По определению Ортеги-и-Гасета,«человек — это не тело, не душа, не субстанция, не дух, а жизненная драма, происходящая в определенных обстоятельствах и проявляющаяся во времени». «Филосо­фия жизни» превратилась в академическую дисциплину благодаря работам немецкого философа В. Дильтея (1833 1911).

Немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900) можно назвать основателем «философии жизни», он считал себя учеником А. Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир.

Мир — это вечное становление, в котором все возвращается на круги своя. Мир — это жизнь, другого мира нет, в мире действует слепая воля.

Воля к жизни на человеческом уровне проявляется как воля к вла­сти, воля к властидвижущая причина человеческой куль­туры.

Истины нет, познание — это всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как взду­мается.Разум не годится для познания жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция.

Ницше считал, что мораль предельно относительна, моральных истин не су­ществует, единственным критерием практической морали является степень приближения человека к власти. То, что морально для одних, для других не морально, общей мора­ли нет. Сложившиеся ценности европейской культуры следует переоценить.Истинная справедливость есть функ­ция силы, она должна служить сильным людям. Эти по­ложения «философии жизни» разрабатывались в экзистен­циализме, персонализме, прагматизме и других течениях философии XX в.

Новый предмет философии — жизнь требовал и но­вых способов постижения. Ницше исходит из противопос­тавления рациональных и интуитивных форм познания. Рациональный описательный метод классической филосо­фии превращает человека в застывший объект исследова­ния, схватывая в нем лишь усредненное, стадное, а не уникальное и неповторимое. Для выражения жизни как вечного становления гораздо более подходит символиче­ский язык искусства, пробуждающий в человеке не стад­ное животное, а творца.

В академической «философии жизни» Дильтею при­надлежит заслуга в обосновании специфики гуманитарно­го знания по сравнению с естественно-научным. Спосо­бы постижения жизни в науках о духе — а это способы понимания, вчувствования, интерпретации — Дильтей про­тивопоставляет методу объяснения, применяемому в на­уках о природе. Задача наук о духепознать цели куль­турно-исторического творчества, а не редуцировать их к причинно-следственным связям природного мира. Куль­турные системы уникальны и несводимы друг к другу. Они не могут быть поняты объективно, т. е. вне целей самого субъекта как активного участника исторических событий. Исторический процесс подчиняется судьбе, в отличие от природы, которая подчиняется законам при­чинности.

Основные проблемы философии Ф. Ницше как философии жизни и нигилизма. Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, скандальный характер.

Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем.

Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека.

В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Философия Ницше отличается и необычностью изложения в ней нет стремления к систематизации в виде строгих категорий и понятий. Она метафорична и образна, в ней нет сухости; ирония, сарказм и афористичность придают ей особую притягательность. По необычности рассмотрения фундаментальных проблем бытия мира и человека она до сих привлекательна, поскольку претендует на освобождение от сложившихся философских штампов, как он сам неоднократно подчеркивал. По утверждению Ф. Ницше, все предыдущие философы, начиная с Сократа и Платона, вся предшествующая философия, по крайней мере, европейская, трудились напрасно. Причину неудач он видит в том, что все философы строили свои здания, находясь под обольщением морали, они обещали искать правду, а на самом деле заботились только о том, чтобы построить величественные нравственные здания. Поскольку мораль порождает всегда время химер, то от философов постоянно ускользали подлинные причины и пружины бытия мира, бытия общества и истории, бытия человека. Ф. Ницше объявляет свою философию новейшей философией, вскрывающей и обнажающей глубинные основания бытия мира. Свои философские идеи он изложил в таких работах, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»…





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 824 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...